Постоянные рубрики
Лауреат Притцкеровской премии: Чилийский архитектор Алехандро Аравена
Премия стала символом возрождения социально ответственной архитектуры
В 2016 году приверженность строительству социального жилья выделила чилийского архитектора среди других коллег, претендовавших на Притцкеровскую премию, высшую награду в области архитектуры. «Человеческая жизнь куда важнее, чем деньги», — так прокомментировал 48-летний архитектор Алехандро Аравена полученную награду в интервью газете The New York Times.
«Алехандро Аравена воплощает в себе возрождение социально ответственной архитектуры, особенно учитывая его давнюю приверженность борьбе с глобальным жилищным кризисом и стремление улучшить городскую среду. Его отличает глубокое понимание и архитектуры, и гражданского общества, что находит отражение в его идеях, активизме и архитектуре», — прокомментировали свой выбор жюри.
На фотографии пример инновационного принципа «поэтапного строительства», разработанного Алехандро Аравена, который позволяет архитектору строить «половину дома» на более дорогой земле, расположенной рядом с экономически активной зоной, и оставить вторую половину на усмотрение жителей, которое могут достроить ее самостоятельно, что дает им «удовлетворение и чувство личного вклада».
Наверху показана та часть здания, что архитектор построил на государственные средства, ниже — то, что достроили сами жильцы. «Мы пытаемся показать, что архитектура сопряжена не с дополнительными расходами, а с преимуществами, — объясняет Алехандро в интервью The New York Times. — Нам бы хотелось использовать свой талант и знания для того, чтобы решать проблемы, затрагивающие подавляющую часть населения».
На фотографии: Жилищный комплекс Villa Verde (2013); Конститусьон, Чили
На фотографии пример инновационного принципа «поэтапного строительства», разработанного Алехандро Аравена, который позволяет архитектору строить «половину дома» на более дорогой земле, расположенной рядом с экономически активной зоной, и оставить вторую половину на усмотрение жителей, которое могут достроить ее самостоятельно, что дает им «удовлетворение и чувство личного вклада».
Наверху показана та часть здания, что архитектор построил на государственные средства, ниже — то, что достроили сами жильцы. «Мы пытаемся показать, что архитектура сопряжена не с дополнительными расходами, а с преимуществами, — объясняет Алехандро в интервью The New York Times. — Нам бы хотелось использовать свой талант и знания для того, чтобы решать проблемы, затрагивающие подавляющую часть населения».
На фотографии: Жилищный комплекс Villa Verde (2013); Конститусьон, Чили
Сразу после вручения премии поздравления в адрес архитектора наполнили социальные сети. Майкл Киммелман, архитектурный критик The New York Times, написал в твиттере, что он очень доволен выбором жюри и что Алехандро — «автор человечной и изящной архитектуры».
Получив известие о присуждении премии, Алехандро признался журналу Architectural Record: «В течение нескольких минут я не мог понять, зачем меня вызывают. Но затем осознание произошедшего пришло ко мне. Однако мои эмоции были настолько сильны, что я не мог говорить. Я был очень тронут».
В этом случае задача архитектора заключалась в том, чтобы построить жилье для 100 человек, живших в 30-летних трущобах, имея при этом 7500 долларов в качестве государственного финансирования. Он дал семьям «полдома», которые они не смогли бы построить самостоятельно, и предложил закончить вторую часть на свое усмотрение: «Через три года стоимость жилья увеличилась втрое и, тем не менее, все семьи решили остаться и продолжать работать над своими домами».
На фотографии: Жилищный комплекс Quinta Monroy (2004); Икике, Чили
Получив известие о присуждении премии, Алехандро признался журналу Architectural Record: «В течение нескольких минут я не мог понять, зачем меня вызывают. Но затем осознание произошедшего пришло ко мне. Однако мои эмоции были настолько сильны, что я не мог говорить. Я был очень тронут».
В этом случае задача архитектора заключалась в том, чтобы построить жилье для 100 человек, живших в 30-летних трущобах, имея при этом 7500 долларов в качестве государственного финансирования. Он дал семьям «полдома», которые они не смогли бы построить самостоятельно, и предложил закончить вторую часть на свое усмотрение: «Через три года стоимость жилья увеличилась втрое и, тем не менее, все семьи решили остаться и продолжать работать над своими домами».
На фотографии: Жилищный комплекс Quinta Monroy (2004); Икике, Чили
Другой пример подхода Аравены к строительству «половины дома». Опять же, сверху показан проект, построенный архитектором на государственные средства. На фотографии ниже видны работы, проведенные самими жильцами.
На фотографии: Жилищный комплекс Villa Verde (2013); Конститусьон, Чили
На фотографии: Жилищный комплекс Villa Verde (2013); Конститусьон, Чили
Стремясь найти решение для строительства доступного жилья в Мексике, которое, по его словам, стоит от 30 тыс. долларов, архитектор решил использовать тот же принцип поэтапного строительства, спроектировав дома с вторым этажом. Их первоначальная цена составляет 20 тыс. долларов, но: «Дом можно увеличить до стандартных размеров жилья среднего класса, составляющих 72 кв.м, проведя самостоятельные работы».
На фотографии: Жилищный комплекс в Монтеррейе (2010); Монтеррей, Мексика
На фотографии: Жилищный комплекс в Монтеррейе (2010); Монтеррей, Мексика
Архитектор построил множество «энергоэффективных зданий, которые отвечают требованиям местного климата благодаря инновационным фасадам и планировке и позволяют естественному свету проникать в помещения, создавая уютные пространства», как говорится в официальном заявлении жюри.
Хотя Алехандро считает, что стекло является неподходящим материалом для климата Сантьяго, так как оно создает эффект теплицы, архитектор, все-таки, решил использовать его для облицовки фасада этих двух башен, заключив их во внешний кокон. Это сокращает расход энергии и позволяет воздуху циркулировать между двумя зданиями.
На фотографии: Башни близнецы (2005), Кампус Святого Хоакина, Католический университет, Сантьяго, Чили
Хотя Алехандро считает, что стекло является неподходящим материалом для климата Сантьяго, так как оно создает эффект теплицы, архитектор, все-таки, решил использовать его для облицовки фасада этих двух башен, заключив их во внешний кокон. Это сокращает расход энергии и позволяет воздуху циркулировать между двумя зданиями.
На фотографии: Башни близнецы (2005), Кампус Святого Хоакина, Католический университет, Сантьяго, Чили
Алехандро закончил архитектурный факультет Католического университета Чили в 1992 году и основал собственное бюро через год после выпуска. В 2001 году он возглавил компанию Elemental, «лабораторию действий», которая «занимается проектами, представляющими интерес для общества и имеющими положительный эффект на социальные условия, включая жилье, общественные пространства, инфраструктуру и транспортные системы».
На фотографиях представлена серия смотровых площадок, расположенных на побережье от дельты реки Мауле до порта Магуллинес в городе Конститусьон, которые являются частью плана по устойчивой реконструкции города после цунами.
На фотографии: Пешеходная набережная в городе Конститусьон, Чили (2014)
На фотографиях представлена серия смотровых площадок, расположенных на побережье от дельты реки Мауле до порта Магуллинес в городе Конститусьон, которые являются частью плана по устойчивой реконструкции города после цунами.
На фотографии: Пешеходная набережная в городе Конститусьон, Чили (2014)
Томас Притцкер, председатель и президент фонда Хаятт, являющегося спонсором премии, говорит, что работа Алехандро «улучшает уровень жизни экономически незащищенной части населения, ослабляет последствия природных катастроф, снижает потребление энергии и создает приветливые общественные пространства»: «Благодаря своим инновационным и вдохновляющим работам Аравена показывает, что архитектура может улучшать нашу жизнь».
В этом случае Алехандро построил стоянку для отдыха в отдалённой холмистой местности Мексики, которая является частью пути паломников. Вогнутая пустая каменная структура дает тень и прохладу.
На фотографии: Стоянка в Лас-Крусес (2010); штат Халиско, Мексика
В этом случае Алехандро построил стоянку для отдыха в отдалённой холмистой местности Мексики, которая является частью пути паломников. Вогнутая пустая каменная структура дает тень и прохладу.
На фотографии: Стоянка в Лас-Крусес (2010); штат Халиско, Мексика
Алехандро участвовал в жюри Притцкеровской премии с 2009 по 2015 год, преподавал в Гарвардской школе дизайна с 2000 по 2005, а в настоящий момент является главным куратором Венецианской архитектурной биеннале, которая откроется в мае этого года.
«Алехандро Аравена представляет новое поколение архитекторов, у которого есть целостное понимание урбанизированной среды и которое уже показало способность учитывать в своих работах социальную ответственность, экономические требования, проектирование жилья и городов, — пишет жюри. — Не многим удалось вывести архитектурную практику на уровень искусства и найти решение современным социальным и экономическим проблемам. В Чили, родной стране архитектора, Аравене удалось добиться обеих целей, что позволило ему расширить саму роль архитектуры».
На фотографии: Медицинская школа(2004), Католический университет Чили; Сантьяго, Чили
«Алехандро Аравена представляет новое поколение архитекторов, у которого есть целостное понимание урбанизированной среды и которое уже показало способность учитывать в своих работах социальную ответственность, экономические требования, проектирование жилья и городов, — пишет жюри. — Не многим удалось вывести архитектурную практику на уровень искусства и найти решение современным социальным и экономическим проблемам. В Чили, родной стране архитектора, Аравене удалось добиться обеих целей, что позволило ему расширить саму роль архитектуры».
На фотографии: Медицинская школа(2004), Католический университет Чили; Сантьяго, Чили
Алезандро и его партнеров по компании Elemental, Гонзало Артега, Хуана Серда, Виктора Оддо и Диего Торрес, выбрали в качестве команды архитекторов, которые должны были работать над реконструкцией чилийского города Конститусьон после землетрясения и цунами в 2010 году.
На фотографии: План устойчивой реконструкции города Конститусьон после цунами (с 2010 года по настоящее время), Конститусьон, Чили
На фотографии: План устойчивой реконструкции города Конститусьон после цунами (с 2010 года по настоящее время), Конститусьон, Чили
Что касается будущего архитектора и его бюро, а также того, как престижная премия повлияет на их работу, то, по словам Алехандро, он и его коллеги надеются «воспользоваться этим важным моментом для того, что исследовать новые территории, справляться с новыми трудностями и осваивать новые сферы деятельности». В письме фонду премии архитектор пишет: «После такого важного этапа наш дальнейший путь не известен. Наш план заключается в отсутствии плана, в необходимости встать лицом к лицу с неизвестностью и оставаться открытыми к самому неожиданному».
На фотографии: Команда Elemental (слева направо: Алехандро Аравена, Клаудио Тапиа, Гонзало Артега и Паула Ливингстон); Сантьяго, Чили
На фотографии: Команда Elemental (слева направо: Алехандро Аравена, Клаудио Тапиа, Гонзало Артега и Паула Ливингстон); Сантьяго, Чили
Его проекты очень разнообразны и по масштабам, и по функциям: от домов для одной семьи до зданий крупных учреждений. Согласно мнению жюри из девяти человек, куда вошли лауреаты Притцкеровской премии Гленн Меркатт и Ричард Роджерс, а также Верховный судья США Стивен Брейер, «он понимает не только материалы и строительство, но и важность поэзии и силы архитектуры, которые должны перекликаться на разных уровнях».