Книги для вдохновения
Как взглянуть на мир цвета другими глазами?
Это не рецензия. Скорее — размышления практикующего интерьерного дизайнера по книге Дерека Джармена «Хрома»
«Я знаю, что мои цвета не совпадают с вашими. Два цвета никогда не будут одинаковыми, даже если они выдавлены из одного тюбика. Контекст меняет то, как мы их воспринимаем».
Дерек Джармен
Дерек Джармен
Очевидно, что восприятие оттенков цвета зависит от того, какие ассоциации возникают в связи с ним. Оно влияет на разработку всего колористического решения интерьера. Это всегда игра в ассоциации. Вот сами ассоциации не всегда очевидны.
Переводчик книги Анна Андронова написала про «Хрому» так: «Дерек Джармен писал “Хрому”, когда… терял зрение… И ему удалось невозможное — он переложил свое видение цветов в слова. И теперь, прочитав его книгу, мы можем посмотреть на мир его глазами… а его глаза — это глаза художника».
Переводчик книги Анна Андронова написала про «Хрому» так: «Дерек Джармен писал “Хрому”, когда… терял зрение… И ему удалось невозможное — он переложил свое видение цветов в слова. И теперь, прочитав его книгу, мы можем посмотреть на мир его глазами… а его глаза — это глаза художника».
Мне редко нравится смотреть на мир чужими глазами, и выяснилось, что мне не близко восприятие мира именно этим человеком. Однако его глаза художника несомненно увидели то, чего не видела я. И его восприятие цвета обострило моё личное и профессиональное восприятие. Вот такая игра в ассоциации получилась.
Жёлтый
Мой рабочий стул — цвета примулы, и работаю я за столом цвета примулы. Для меня желтый — цвет солнца. Просто чудо, когда после долгой зимы появляются розетки этих скромных, нежных и изысканных жёлтых цветочков.
А вот для Джармена-художника восприятие жёлтого Джарменом-человеком (личностью) берёт верх. Для него лично этот цвет — «жёлтая угроза»:
«Палач в Испании был одет в желтое.
На каждую желтую примулу в память о Дизраэли, приходится желтая звезда. Эти звезды гасили в газовых камерах (как раньше в гетто). В Средние века евреи носили желтые шляпы. Их приговорили к желтому, как воров и грабителей, которых вымазывали желтым и отправляли на виселицы.
Парковые скамейки были выкрашены в желтый цвет. Арийцы сидели в стороне, желтый внушал ужас. Дурной глаз, цвет, пораженный желтухой, знак Иуды. Желтый крест чумы».
Мой рабочий стул — цвета примулы, и работаю я за столом цвета примулы. Для меня желтый — цвет солнца. Просто чудо, когда после долгой зимы появляются розетки этих скромных, нежных и изысканных жёлтых цветочков.
А вот для Джармена-художника восприятие жёлтого Джарменом-человеком (личностью) берёт верх. Для него лично этот цвет — «жёлтая угроза»:
«Палач в Испании был одет в желтое.
На каждую желтую примулу в память о Дизраэли, приходится желтая звезда. Эти звезды гасили в газовых камерах (как раньше в гетто). В Средние века евреи носили желтые шляпы. Их приговорили к желтому, как воров и грабителей, которых вымазывали желтым и отправляли на виселицы.
Парковые скамейки были выкрашены в желтый цвет. Арийцы сидели в стороне, желтый внушал ужас. Дурной глаз, цвет, пораженный желтухой, знак Иуды. Желтый крест чумы».
Попробуем сменить ассоциативный ряд: желтый — это тёплый кремовый, спрятанный в сердце чайной розы; желток в глазунье, поля подсолнечника, солнечные зайчики на полу, аппетитная тень в складках сливочного масла, лёгкий и освежающий оттенок белого сухого вина, уютные и влекущие соломенные тона… Так будет лучше?
Считаю, что такие мягкие оттенки можно и нужно использовать в интерьерах чаще, потому что жёлтый цвет бодрит, стимулирует ум, пробуждает творческие силы, радует и возвышает.
Однако светоносный жёлтый действительно «неуживчивый». Возможно потому, что он хорош только в своих природных оттенках, а такие сложно воспроизвести с помощью химических красителей. Или потому, что это самый яркий цвет из доступных нашему глазу.
Однако светоносный жёлтый действительно «неуживчивый». Возможно потому, что он хорош только в своих природных оттенках, а такие сложно воспроизвести с помощью химических красителей. Или потому, что это самый яркий цвет из доступных нашему глазу.
Совет: Если вы любите желтый цвет, а ваши домашние нет, попробуйте ненавязчивые (локальные) решения, радующие только вас.
ПО ТЕМЕ…
Цвет: Как использовать желтый цвет в интерьере
ПО ТЕМЕ…
Цвет: Как использовать желтый цвет в интерьере
Красный
«Если вы посмотрите на свет всего мира, мироздание окажется алым… Красный (red) — самое старое из названий цветов, происходит от санскритского rudhira. Лицо Сфинкса было выкрашено в красный цвет».
Не знала. Как интересно! Раньше это был любимый цвет на Руси. А сейчас не все и вспомнят, что красный и красивый — синонимы. Что изменилось, и почему теперь красный цвет стен редко встретишь? Не знаю. Однако именно из-за этой смены предпочтений следует обязательно сказать дизайнеру, если вы любите красный цвет!
«Если вы посмотрите на свет всего мира, мироздание окажется алым… Красный (red) — самое старое из названий цветов, происходит от санскритского rudhira. Лицо Сфинкса было выкрашено в красный цвет».
Не знала. Как интересно! Раньше это был любимый цвет на Руси. А сейчас не все и вспомнят, что красный и красивый — синонимы. Что изменилось, и почему теперь красный цвет стен редко встретишь? Не знаю. Однако именно из-за этой смены предпочтений следует обязательно сказать дизайнеру, если вы любите красный цвет!
Еще один забавный случай из практики. Предлагала заказчику для стен аквамариновый оттенок, но он услышал «малиновый». «Красный — мой любимый цвет», — ответил он. Вот так появились красные стены, правда, не малиновые, а цвета Blazer (ссылка на этот проект — ниже).
О ПРОЕКТЕ…
В гостях: Мужской интерьер с красной перегородкой и ванной на подиуме
О ПРОЕКТЕ…
В гостях: Мужской интерьер с красной перегородкой и ванной на подиуме
«Если кто-то скажет “красный” (название цвета), и его услышат пятьдесят человек, можно ожидать, что в их сознании возникнет пятьдесят красных цветов, и можно быть уверенным, что все они будут разными». (Джозеф Алберс, «Взаимодействие цветов»).
Среди красных оттенков много «вкусных», ягодных и «овощных», винных, цветочных, напоминающих о лете: малиновый, вишнёвого варенья, бордо, томатный, клубника со сливками… очень их люблю!
ПО ТЕМЕ…
Цвета: Оттенки красного и розового, уместные в интерьере
Среди красных оттенков много «вкусных», ягодных и «овощных», винных, цветочных, напоминающих о лете: малиновый, вишнёвого варенья, бордо, томатный, клубника со сливками… очень их люблю!
ПО ТЕМЕ…
Цвета: Оттенки красного и розового, уместные в интерьере
Коричневый
Этому чувственному и тёплому цвету, на мой взгляд, особенно «не повезло» в современных интерьерах.
«Названия коричневых красок сладкие и съедобные. Вы можете купить пиджак — карамельный, миндальный, кофейный, шоколадный или цвета карри. Коричневый — сладкий и питательный».
«Коричневый — тёплый и домашний. Простой и неочищенный. Коричневый сахар, коричневый хлеб… Горячий хлеб с хрустящей корочкой. Чай, тосты и жёлтое масло. Бисквиты… Чатни и приготовленные в печи блюда».
Этому чувственному и тёплому цвету, на мой взгляд, особенно «не повезло» в современных интерьерах.
«Названия коричневых красок сладкие и съедобные. Вы можете купить пиджак — карамельный, миндальный, кофейный, шоколадный или цвета карри. Коричневый — сладкий и питательный».
«Коричневый — тёплый и домашний. Простой и неочищенный. Коричневый сахар, коричневый хлеб… Горячий хлеб с хрустящей корочкой. Чай, тосты и жёлтое масло. Бисквиты… Чатни и приготовленные в печи блюда».
«Коричневый — очень старый цвет». Это так. А как хороши старые столы из коричневых досок!
«Рощи и изгороди отбрасывают бесчисленные коричневые тени, от жёлтых до красных. Я бегал взад и вперёд… ловил коричнево-золотые листья, падающие с каштанов… Каждый лист, пойманный в воздухе, приносил счастливый день».
Приносил счастливый день! Золотисто-коричневый — цвет домашнего, уютного счастья! Именно поэтому лично я не люблю некоторые «современные» интерьеры, наполненные гладкой мебелью холодных серовато-коричневых тонов, особенно в сочетании с металлом и стеклом. Не люблю, потому что они конфликтуют с моими личными «коричневыми» ассоциациями. Кажутся мне холодными, «невкусными» и лишёнными чувственности.
Чёрный
Возможно, не только у меня бывают моменты, когда хочется нарисовать всё чёрным или просто закрасить всё этим цветом. Чтобы только чёрный — и всё. Пусть ничего не будет! Но никогда не получается довести это до конца, потому что сквозь чёрный всегда проступает новый цвет.
Чёрный — цвет потенциалов! В нём многое начинается. Чёрный забирает то, что отжило, и даёт силы для рождения нового, как плодородная земля.
Чёрная комната может быть удивительно красива. Однако лично я не смогла бы проводить в таком интерьере много времени. Потому что очень скоро пробудились бы новые цвета и идеи, которые мне захотелось бы реализовать.
Возможно, не только у меня бывают моменты, когда хочется нарисовать всё чёрным или просто закрасить всё этим цветом. Чтобы только чёрный — и всё. Пусть ничего не будет! Но никогда не получается довести это до конца, потому что сквозь чёрный всегда проступает новый цвет.
Чёрный — цвет потенциалов! В нём многое начинается. Чёрный забирает то, что отжило, и даёт силы для рождения нового, как плодородная земля.
Чёрная комната может быть удивительно красива. Однако лично я не смогла бы проводить в таком интерьере много времени. Потому что очень скоро пробудились бы новые цвета и идеи, которые мне захотелось бы реализовать.
«Чёрная душа» — человек, глухой и слепой к своим потенциалам. Полностью чёрный интерьер — нераскрытый.
Джармен пишет: «Безнадёжен ли чёрный? Но разве любая тёмная грозовая туча не отливает серебром? В чёрном есть возможность надежды. Всеобъемлющий сон в объятиях черноты. Уютная тёплая чернота. Нет, не холодная чернота, а чернота, на фоне которой радуга сияет, как звёзды».
Джармен пишет: «Безнадёжен ли чёрный? Но разве любая тёмная грозовая туча не отливает серебром? В чёрном есть возможность надежды. Всеобъемлющий сон в объятиях черноты. Уютная тёплая чернота. Нет, не холодная чернота, а чернота, на фоне которой радуга сияет, как звёзды».
Как и с другими цветами, с черным возможны компромиссы. Например, одна стена мягкого матового чёрного оттенка уместна в интерьере почти всегда.
ПО ТЕМЕ…
Цвет: Скрытый потенциал черного в интерьере
ПО ТЕМЕ…
Цвет: Скрытый потенциал черного в интерьере
Светотень
Джармен-художник отдает дань наблюдениям Леонардо да Винчи: «Исследования Леонардо о светлом и тёмном изменили направление, в котором развивалась живопись. Он изобрёл кьяроскуро, который подхватил Караваджо в следующем веке…. Леонардо — это свет, пролитый в будущее». «Чем ярче свет, тем глубже тени», — говорил Леонардо. Тени необходимы, если есть свет.
Светотень важна не только в живописи. Так в природе, так в жизни. Мне не близко желание создать интерьер, в котором совсем не было бы тени; интерьер, залитый только ярким светом, проникающим в каждый уголок пространства.
Сравните сад и асфальтовую парковку или ангар.
Джармен-художник отдает дань наблюдениям Леонардо да Винчи: «Исследования Леонардо о светлом и тёмном изменили направление, в котором развивалась живопись. Он изобрёл кьяроскуро, который подхватил Караваджо в следующем веке…. Леонардо — это свет, пролитый в будущее». «Чем ярче свет, тем глубже тени», — говорил Леонардо. Тени необходимы, если есть свет.
Светотень важна не только в живописи. Так в природе, так в жизни. Мне не близко желание создать интерьер, в котором совсем не было бы тени; интерьер, залитый только ярким светом, проникающим в каждый уголок пространства.
Сравните сад и асфальтовую парковку или ангар.
Мы наслаждаемся игрой светотени в природе, разве не так? Прекрасны и солнечная рябь в лесу, и песчаные дюны, и глубокие фиолетовые тени на мартовском снегу.
И классическая архитектура стремится подражать красоте природы. Так появились лепнина, красивые оконные проёмы, ниши, молдинги, пилястры и другие архитектурные элементы — чтобы любоваться игрой светотени.
Ничего этого во многих современных квартирах нет, и с этим следует считаться. Нет, я не предлагаю сразу и везде лепнину. Уверена, что интерьер должен гармонично сочетаться с архитектурой дома, поэтому лепнина не везде уместна. Возможны разные и индивидуальные решения, однако следует помнить о светотени и искать эти решения.
Последняя цитата из книги: «Цвет светится в своём окружении. Так же, как и глаза улыбаются лишь на лице». Красивое сравнение, правда?
И классическая архитектура стремится подражать красоте природы. Так появились лепнина, красивые оконные проёмы, ниши, молдинги, пилястры и другие архитектурные элементы — чтобы любоваться игрой светотени.
Ничего этого во многих современных квартирах нет, и с этим следует считаться. Нет, я не предлагаю сразу и везде лепнину. Уверена, что интерьер должен гармонично сочетаться с архитектурой дома, поэтому лепнина не везде уместна. Возможны разные и индивидуальные решения, однако следует помнить о светотени и искать эти решения.
Последняя цитата из книги: «Цвет светится в своём окружении. Так же, как и глаза улыбаются лишь на лице». Красивое сравнение, правда?
Думаю, что выбирать ассоциативный ряд — это как выбирать само течение своей жизни. Давайте будем сами выбирать ассоциации!
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Читали ли вы книгу Дерека Джармена «Хрома»? Какие чувства и эмоции она у вас вызвала?
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Читали ли вы книгу Дерека Джармена «Хрома»? Какие чувства и эмоции она у вас вызвала?
Помню, как для одного из проектов (на фото) мне нужно было подобрать оранжевый тон для межкомнатных дверей. Изучив всё оранжевое, что предлагали на тот момент производители красок, нашла нужный оттенок в старой палитре Little Greenе. Договорилась, что этот вышедший из употребления цвет смогут заколеровать, сделала пробный выкрас и повезла его — гордая собой — на утверждение.
Заказчика выкрас не впечатлил: «Какой-то лососевый», — сказал он. У меня такой ассоциации не возникало. Совсем. И я предложила сменить ассоциативный ряд: цвет календулы (а это дача), эшшольции, купальницы… Эти ассоциации заказчику понравились, и двери были покрашены.