Как австралийские аборигенки создали новый национальный дизайн
Дизайнеры из числа коренных жителей Австралии используют традиционные мотивы для украшения светильников, текстиля, мебели и керамики
На протяжении 50 000 лет искусство и дизайн были средством общения и образования в культуре коренных австралийских племен. Сегодня новые концепции в дизайне развиваются под влиянием традиционных искусств и ремесел с многовековой историей. Современные мастера, среди предков которых были австралийские аборигены, помогают создать новую философию дизайна, которая со временем станет частью национальной идеи Австралии. Предлагаем вам познакомиться с творчеством группы ткачих и четырех дизайнеров (все они ─ женщины), которые положили начало этому движению.
Мавис Ганамбарр (слева) и Саша Тичковски с сыном Андерсом собирают листья пандана на острове Элко. Фото: Шантану Старик
Конструируя абажуры для коллекции Yuta Badayala (Новый свет), женщины-ткачихи использовали растительные пигменты для окраски волокон из листьев пандана и караджонга, собранных на острове. «Затем из окрашенного волокна плетется замысловатый узор, а основой абажура служит простой черный каркас», — рассказывает Саша. Работа эта долгая и кропотливая, и на производство самых больших абажуров иногда уходит целый месяц.
Конструируя абажуры для коллекции Yuta Badayala (Новый свет), женщины-ткачихи использовали растительные пигменты для окраски волокон из листьев пандана и караджонга, собранных на острове. «Затем из окрашенного волокна плетется замысловатый узор, а основой абажура служит простой черный каркас», — рассказывает Саша. Работа эта долгая и кропотливая, и на производство самых больших абажуров иногда уходит целый месяц.
Рассел Кеннеди, старший преподаватель и автор курса «Визуальное общение посредством дизайна» в мельбурнском Университете Дикина, с восторгом относится к идее использовать традиционные ремесла в современном дизайне. «Мы все время находимся в поиске так называемого австралийского стиля, который многим кажется чем-то туманным, трудноуловимым, — говорит Рассел. — А между тем современные работы дизайнеров-аборигенов как раз и показывают нам те аутентичные черты, которые характеризуют этот самый стиль». Для изучения творчества дизайнеров из коренных племен Рассел основал компанию Indigo.
Фото предоставлено компанией Elcho Island Arts
Фото предоставлено компанией Elcho Island Arts
Фото: Шантану Старик
Фото: Шантану Старик
Абажуры компании Koskela номинировались на австралийские премии Idea Awards и Rigg Design Prize, и в 2016 году во второй раз принимали участие в Миланской неделе дизайна. Саша особенно рада последнему заказу: «Мы только что отправили наши абажуры в ресторан Noma в Копенгагене».
Саша и Мавис вьют нити из волокон пандана. Фото: Шантану Старик
Саша и Мавис вьют нити из волокон пандана. Фото: Шантану Старик
Саша говорит, что пора перестать воспринимать изделия с национальными мотивами как китч, и что продавцам дизайнерских предметов стоит вывести их с сувенирного рынка. «К работе современных мастеров надо относиться с уважением, оценивать по достоинству, и я рада, что в нашей стране это уже происходит, — говорит она. — Например, сиднейская компания-застройщик Barangaroo development включила в стандартный договор о сдаче-съеме квартиры пункт об обязательном использовании в интерьере национальных элементов».
Фото: Anson Smart
Фото: Anson Smart
Фото: Anson Smart
Фото: Gaawaa Miyay
Люси Симпсон: дизайнер текстиля и предметов интерьера
Люси Симпсон изучала графический и текстильный дизайн в Колледже изящных искусств при Университете Нового Южного Уэльса в Сиднее. Сегодня она управляет собственной дизайн-студией Gaawaa Miyay (Дочь реки). «Я люблю все, что касается искусства австралийских аборигенов, и черпаю вдохновение в культуре своей малой родины — района Ювалерай на северо-западе Нового Южного Уэльса», — делится Люси.
Люси Симпсон: дизайнер текстиля и предметов интерьера
Люси Симпсон изучала графический и текстильный дизайн в Колледже изящных искусств при Университете Нового Южного Уэльса в Сиднее. Сегодня она управляет собственной дизайн-студией Gaawaa Miyay (Дочь реки). «Я люблю все, что касается искусства австралийских аборигенов, и черпаю вдохновение в культуре своей малой родины — района Ювалерай на северо-западе Нового Южного Уэльса», — делится Люси.
Кухонные полотенца с принтами: Crow & Seagull (слева), Dhinawan (в центре) и Guduu-Bidi, дизайн-студия Gaawaa Miyay
Выразительные и абстрактные принты Люси всегда связаны с семейными историями и переданы через изображения растений и животных, которые ассоциируются у дизайнера с домом ее родителей: вороны и чайки, треска и моллюски, травы и кусты маракуйи.
Люси говорит, что для аборигенов эти мотивы имели огромное значение, а значит «к ним надо относиться с уважением, если мы хотим, чтобы современный дизайн и дизайн будущего носил отчетливый австралийский характер».
Выразительные и абстрактные принты Люси всегда связаны с семейными историями и переданы через изображения растений и животных, которые ассоциируются у дизайнера с домом ее родителей: вороны и чайки, треска и моллюски, травы и кусты маракуйи.
Люси говорит, что для аборигенов эти мотивы имели огромное значение, а значит «к ним надо относиться с уважением, если мы хотим, чтобы современный дизайн и дизайн будущего носил отчетливый австралийский характер».
Кухонное полотенце с принтом Gwibiirr (куст маракуйи), дизайн-студия Gaawaa Miyay
Люси создает истории на текстиле (цифровая и трафаретная печать), а также занимается графическим дизайном и выполняет частные заказы, и все это с целью выразить, проиллюстрировать и поделиться разными аспектами культуры аборигенов.
«С помощью дизайна я знакомлю людей с уникальными чертами района Ювалерай и жизнью на берегах бурных рек, помогая понять культуру аборигенов, ее разнообразие, красоту и силу», — говорит она.
Люси создает истории на текстиле (цифровая и трафаретная печать), а также занимается графическим дизайном и выполняет частные заказы, и все это с целью выразить, проиллюстрировать и поделиться разными аспектами культуры аборигенов.
«С помощью дизайна я знакомлю людей с уникальными чертами района Ювалерай и жизнью на берегах бурных рек, помогая понять культуру аборигенов, ее разнообразие, красоту и силу», — говорит она.
Декоративные подушки с нанесенными вручную принтами, дизайн-студия Gaawaa Miyay
Рассел Кеннеди считает, что переосмысление национальной идеи приобретает особенное значение на фоне референдума о признании Австралии местом зарождения самой древней мировой культуры. «Если мы формально, на уровне Конституции, признаем доколониальный период как часть истории Австралии, это сильно повлияет на национальное самосознание австралийцев», — говорит он.
Рассел Кеннеди считает, что переосмысление национальной идеи приобретает особенное значение на фоне референдума о признании Австралии местом зарождения самой древней мировой культуры. «Если мы формально, на уровне Конституции, признаем доколониальный период как часть истории Австралии, это сильно повлияет на национальное самосознание австралийцев», — говорит он.
Элисон Пейдж: дизайнер со множеством талантов
Дизайнер Элисон Пейдж — обладатель многочисленных наград в области дизайна. В 2015 году ее имя было увековечено в Зале славы в Австралийском институте дизайна.
Четыре года назад она основала Национальное агентство дизайна коренных народов (National Aboriginal Design Agency) в рамках художественного альянса Saltwater Freshwater — некоммерческой организации, управляемой представителями десяти аборигенных земель в Новом Южном Уэльсе. Агентство было создано для сотрудничества с местными художниками и для продвижения их работ.
Фото: Триш О’Брайен
Дизайнер Элисон Пейдж — обладатель многочисленных наград в области дизайна. В 2015 году ее имя было увековечено в Зале славы в Австралийском институте дизайна.
Четыре года назад она основала Национальное агентство дизайна коренных народов (National Aboriginal Design Agency) в рамках художественного альянса Saltwater Freshwater — некоммерческой организации, управляемой представителями десяти аборигенных земель в Новом Южном Уэльсе. Агентство было создано для сотрудничества с местными художниками и для продвижения их работ.
Фото: Триш О’Брайен
Инсталляция The Sit Place была представлена на выставке в Австралийском центре дизайна (Australian Design Centre), проходившей под девизом «Дизайн следующего десятилетия». «Мебель, светильники и шторы в этом проекте созданы в сотрудничестве с местными художниками, — говорит Элисон. — Мы хотели показать современную гостиную так, как ее видят аборигены».
Зона отдыха The Sit Place, созданное Элисон Пейдж в сотрудничестве с художниками Брентаном Луньяном и Джереми Девиттом
Зона отдыха The Sit Place, созданное Элисон Пейдж в сотрудничестве с художниками Брентаном Луньяном и Джереми Девиттом
Среди предков Элисон были выходцы из племен Валбанга и Вади-Вади, которые живут в районе Шолхавен на южном побережье Нового Южного Уэльса. Сама Элисон называет себя сказительницей. «Моя цель — рассказать историю народов и мест посредством вещей: мебели, ювелирных изделий, картин, светильников, а теперь еще и с помощью фильмов», — говорит она.
«У каждого дерева, реки и горы есть своя история, и я стараюсь понять, какие предметы дизайна могут эти истории дополнить», — добавляет она.
Кружево, сплетенное местными мастерами. Фото: Триш О’Брайен
«У каждого дерева, реки и горы есть своя история, и я стараюсь понять, какие предметы дизайна могут эти истории дополнить», — добавляет она.
Кружево, сплетенное местными мастерами. Фото: Триш О’Брайен
По мнению Элисон, старинные техники и взгляды на предметный дизайн должны стать двигателем нового австралийского дизайна. «Наделяя объекты глубоким смыслом, мы делаем их более ценными, — говорит Элисон. — А ценные вещи выбрасывают редко, что в свою очередь поддерживает концепцию устойчивого развития».
«Если вы посмотрите на дизайн бумеранга, вумеры (инструмент для метания копья, изображение которого на разных предметах указывало на племенную принадлежность хозяина) или любой другой древний инструмент, вы увидите вещи с детально рассчитанным и продуманным функционалом. Что это, если не дизайн в самом современном значении? — говорит Элисон. — К тому же, декоративные элементы, украшающие старинные предметы, могут многое рассказать об истории страны».
Сегодня все больше и больше дизайнеров, вышедших из семей аборигенов, вносят вклад в развитие и производство качественной современной мебели, предметов интерьера, текстиля и даже объектов архитектуры.
Кофейный столик Comeback, диз. Э. Пейдж. Фото: Триш О’Брайен
«Если вы посмотрите на дизайн бумеранга, вумеры (инструмент для метания копья, изображение которого на разных предметах указывало на племенную принадлежность хозяина) или любой другой древний инструмент, вы увидите вещи с детально рассчитанным и продуманным функционалом. Что это, если не дизайн в самом современном значении? — говорит Элисон. — К тому же, декоративные элементы, украшающие старинные предметы, могут многое рассказать об истории страны».
Сегодня все больше и больше дизайнеров, вышедших из семей аборигенов, вносят вклад в развитие и производство качественной современной мебели, предметов интерьера, текстиля и даже объектов архитектуры.
Кофейный столик Comeback, диз. Э. Пейдж. Фото: Триш О’Брайен
Николь Монкс: художник, дизайнер мебели и интерьеров
Как и Люси Симпсон, Николь Монкс завоевала множество наград в области современного дизайна, в основном благодаря своим работам, которые она называет «черно-белое творчество». В настоящее время Николь разрабатывает две коллекции мебели, вдохновленные культурным наследием ее предков: голландцев, англичан и австралийских аборигенов. Семья Николь принадлежит к языковой группе Ватярри-Яматджи, представители которой живут на западе Австралии, в районе Гаскойн-Мерчисон.
Николь Монкс (Nicole Monks) в сиднейском районе Блок (The Block), в котором уже много десятилетий живут потомки аборигенов. Фото: Пол ван Кан
Как и Люси Симпсон, Николь Монкс завоевала множество наград в области современного дизайна, в основном благодаря своим работам, которые она называет «черно-белое творчество». В настоящее время Николь разрабатывает две коллекции мебели, вдохновленные культурным наследием ее предков: голландцев, англичан и австралийских аборигенов. Семья Николь принадлежит к языковой группе Ватярри-Яматджи, представители которой живут на западе Австралии, в районе Гаскойн-Мерчисон.
Николь Монкс (Nicole Monks) в сиднейском районе Блок (The Block), в котором уже много десятилетий живут потомки аборигенов. Фото: Пол ван Кан
При поддержке агентства Arts NSW и компании BSeated, мебельные серии Nyinajimanha (Сидим вместе) and Wabarn-Wabarn (Скачок) должны быть запущены в производство уже в этом году. Все предметы изготавливаются на заказ из экологически чистых материалов, при этом производство находится на территории Австралии. Для Николь важно, чтобы особенности производства ее мебели соответствовали идее рационального потребления.
Виды отделки и цвета отражают географические и культурные особенности района Ватярри-Яматджи. Например, кресло Walarnu (на фото) выпускается в цветах золота, меди и олова. «Все эти металлы добываются на западе Австралии, как раз в Ватярри-Яматджи», — говорит Николь.
На создание этого кресла Николь вдохновил охотничий бумеранг. Повторение его формы под разным углом напоминает траекторию полета. «По внешнему виду охотничий бумеранг сильно отличается от обычного, — говорит Николь. — Он не должен возвращаться назад, его задача — поразить цель». Пример Николь зародил новую тему в дизайне интерьера — интерпретацию орудий и технологий аборигенных народов.
Кресло Walarnu (Бумеранг), диз. Н. Монкс. Фото: Чико Монкс
Виды отделки и цвета отражают географические и культурные особенности района Ватярри-Яматджи. Например, кресло Walarnu (на фото) выпускается в цветах золота, меди и олова. «Все эти металлы добываются на западе Австралии, как раз в Ватярри-Яматджи», — говорит Николь.
На создание этого кресла Николь вдохновил охотничий бумеранг. Повторение его формы под разным углом напоминает траекторию полета. «По внешнему виду охотничий бумеранг сильно отличается от обычного, — говорит Николь. — Он не должен возвращаться назад, его задача — поразить цель». Пример Николь зародил новую тему в дизайне интерьера — интерпретацию орудий и технологий аборигенных народов.
Кресло Walarnu (Бумеранг), диз. Н. Монкс. Фото: Чико Монкс
Инсталляция Marri Ngurang. Фото: Luke Butterly Photography
Николь также принимала участие в нескольких совместных проектах, включая знаменитый Marri Ngurang (Большое место). Эта объемная художественная инсталляция украшает фойе многоквартирного дома в сиднейском районе Эвели. Вместе с Николь над проектом работали Чарльз Мэдден (художник, глава племени Гадигал) и архитектурное бюро Urban Future Organisation. Композиция на рельефной стене из множества деревянных дощечек иллюстрирует мифы племени Гадигал, которое много веков проживает на территории Сиднея.
Николь также принимала участие в нескольких совместных проектах, включая знаменитый Marri Ngurang (Большое место). Эта объемная художественная инсталляция украшает фойе многоквартирного дома в сиднейском районе Эвели. Вместе с Николь над проектом работали Чарльз Мэдден (художник, глава племени Гадигал) и архитектурное бюро Urban Future Organisation. Композиция на рельефной стене из множества деревянных дощечек иллюстрирует мифы племени Гадигал, которое много веков проживает на территории Сиднея.
Модель демонстрирует длинное лоскутное платье фирмы Pandanah из коллекции Gumnut 2015 года. Показ проходил в рамках Недели моды аборигенов Австралии. Фото: Пру Аджа
Увлечения Николь не ограничиваются предметным и архитектурным дизайном. Она также занимается текстилем и сотрудничает с Карой Манчини Герос, владелицей модного бренда Pandanah. Вместе они верят, что традиционное искусство и культура аборигенов, выраженные в свежих формах, обязательно послужат вдохновением дизайнерам будущего.
Увлечения Николь не ограничиваются предметным и архитектурным дизайном. Она также занимается текстилем и сотрудничает с Карой Манчини Герос, владелицей модного бренда Pandanah. Вместе они верят, что традиционное искусство и культура аборигенов, выраженные в свежих формах, обязательно послужат вдохновением дизайнерам будущего.
Пенни Эванс (Penny Evans) за работой в своей домашней студии. Фото: Нешко Гарч
Пенни Эванс: керамист и дизайнер инсталляций
Сочетание самых разных направлений искусства с вдохновением, которое дает богатое культурное наследие Австралии, — вот, пожалуй, самая точная характеристика нового «аборигенного» дизайна. Например, в творчестве Пенни Эванс, особенно в изготовлении керамики, немаловажную роль играет классическая европейская техника сграффито — процарапывание рисунка или орнамента на поверхности изделия.
«Этот метод декорирования также имеет непосредственное отношение к искусству моего племени Камиларой-Гумерой, в котором традиция украшать резьбой деревья, оружие и домашнюю утварь насчитывает несколько веков, — говорит Пенни. — Ни одна ритуальная церемония или рассказ истории не обходились без рисунков на земле».
Пенни Эванс: керамист и дизайнер инсталляций
Сочетание самых разных направлений искусства с вдохновением, которое дает богатое культурное наследие Австралии, — вот, пожалуй, самая точная характеристика нового «аборигенного» дизайна. Например, в творчестве Пенни Эванс, особенно в изготовлении керамики, немаловажную роль играет классическая европейская техника сграффито — процарапывание рисунка или орнамента на поверхности изделия.
«Этот метод декорирования также имеет непосредственное отношение к искусству моего племени Камиларой-Гумерой, в котором традиция украшать резьбой деревья, оружие и домашнюю утварь насчитывает несколько веков, — говорит Пенни. — Ни одна ритуальная церемония или рассказ истории не обходились без рисунков на земле».
Настенная инсталляция Cluster из керамических тарелок. Дизайн и фото: Пенни Эванс
«Мои предки жили к северо-западу от района Бунджалунг в окружении племен Гара, Мунгинди и Нарраби», — говорит Пенни, в чьих жилах также течет английская и немецкая кровь. Она уверена, что многонациональное происхождение дает уникальную возможность понять, что такое быть австралийкой и, более того, сделать это сквозь призму дизайна и искусства.
«У нас в семье есть любимая история о начале нашего рода… о черном и белом… и начинается она с романа аборигенки с освобожденным преступником, — рассказывает Пенни. — Я оглядываюсь назад и пытаюсь представить себе эту историю во плоти, со всеми ее анекдотичными и драматическими подробностями, представляю жизнь племени до колонизации, и в первые дни новой жизни. Для меня вся эта история — совсем не давнее прошлое. Я — кульминация этой истории, ее живое воплощение».
«Мои предки жили к северо-западу от района Бунджалунг в окружении племен Гара, Мунгинди и Нарраби», — говорит Пенни, в чьих жилах также течет английская и немецкая кровь. Она уверена, что многонациональное происхождение дает уникальную возможность понять, что такое быть австралийкой и, более того, сделать это сквозь призму дизайна и искусства.
«У нас в семье есть любимая история о начале нашего рода… о черном и белом… и начинается она с романа аборигенки с освобожденным преступником, — рассказывает Пенни. — Я оглядываюсь назад и пытаюсь представить себе эту историю во плоти, со всеми ее анекдотичными и драматическими подробностями, представляю жизнь племени до колонизации, и в первые дни новой жизни. Для меня вся эта история — совсем не давнее прошлое. Я — кульминация этой истории, ее живое воплощение».
Декор керамических работ Пенни отражает традиционные мотивы не только ее родного племени Камиларой-Гумерой, но и узоры других племен, которые жили на территории современного Нового Южного Уэльса и так или иначе сыграли роль в истории ее семьи. К народу племени Нгаку Пенни ездит отдыхать с детьми каждое лето. Каждый мотив на ее изделиях имеет несколько культурных отсылок. Например, на тарелках Floodplain изображено слияние рек, но в то же время рисунок чем-то напоминает пчелиные соты и созвездие Плеяды, которое также называют Семь сестер.
Пенни выработала свой собственный графический стиль, сочетающий эти глубокие смыслы с шуточным сувенирным стилем «Абориджиналия», который был популярен в Австралии в 1950-1960-е годы. Работы можно посмотреть и купить на сайте дизайнера, а также в магазине при Художественной галерее Южной Австралии и в Галерее Майкла Рейда в городе Муррурунди.
Блюда Meeting Place, развешанные между резными палками-копалками. Дизайн и фото: Пенни Эванс
Пенни выработала свой собственный графический стиль, сочетающий эти глубокие смыслы с шуточным сувенирным стилем «Абориджиналия», который был популярен в Австралии в 1950-1960-е годы. Работы можно посмотреть и купить на сайте дизайнера, а также в магазине при Художественной галерее Южной Австралии и в Галерее Майкла Рейда в городе Муррурунди.
Блюда Meeting Place, развешанные между резными палками-копалками. Дизайн и фото: Пенни Эванс
Пенни выражает мнение многих, когда говорит, что принадлежность к одному из коренных народов является преимуществом для любого современного дизайнера. «Мы связаны со старейшей в мире культурой, чья история не прерывалась на протяжении тысячелетий, — рассказывает она. — Наши традиционные ремесла и техники декоративно-прикладного искусства разнообразны и уникальны. Инновации — отличительный признак живого культурного движения, и Австралия аборигенов в этом смысле — яркий пример такого процесса, который не останавливается ни в отдаленных поселениях, ни в мегаполисах».
Блюда Floodplain, символизирующие мать с двумя детьми. Дизайн и фото: Пенни Эванс
Блюда Floodplain, символизирующие мать с двумя детьми. Дизайн и фото: Пенни Эванс
Рассел Кеннеди из Университета Дикина считает, что дизайн и архитектура коренного населения Австралии основана не только на культурных кодах, но и на вдохновении. «Их проекты создают новые истории и обращаются к современной аудитории, — говорит он. — Это та область, где традиционные ценности, добродетели и знания могут задать новое направление в эстетике и в результате создать уникальную философию австралийского дизайна».
Фото: Шантану Старик
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Какие работы австралийских дизайнеров-аборигенов вам особенно понравились? Согласны ли вы с тем, что традиционное искусство и ремесла могут стать частью современного дизайна? Поделитесь своими идеями в разделе комментариев.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Houzz в мире | Мир дизайна | США и Канада | Австралия | Япония | Северная Европа | Британия | Франция | Германия | Италия | Испания | Другие страны
Фото: Шантану Старик
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Какие работы австралийских дизайнеров-аборигенов вам особенно понравились? Согласны ли вы с тем, что традиционное искусство и ремесла могут стать частью современного дизайна? Поделитесь своими идеями в разделе комментариев.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Houzz в мире | Мир дизайна | США и Канада | Австралия | Япония | Северная Европа | Британия | Франция | Германия | Италия | Испания | Другие страны
Семь лет назад Саша Тичковски, совладелица сиднейской дизайнерской компании Koskela, встретилась с женщинами-ткачихами из племени Йолнгу, которые живут на острове Элко недалеко от побережья Северной территории Австралии, и предложила им сотрудничество со своей компанией. Женщины адаптировали традиционные техники плетения для производства современных абажуров.
В результате совместного проекта появился новый австралийский стиль, в котором старинное ремесло сочетается с ультрасовременным коммерческим дизайном.
Фото: Ретт Хаммертон