История дизайна: Интерьеры постсоветской Москвы в 1989-1991 годы
Предпосылки дизайн-революции, появление феномена евроремонта и первых образцов авторского интерьерного дизайна
Мария Боярова
16 ноября, 2016
Архитектор, постоянный автор Houzz
Первая публикация в серии посвящена предпосылкам дизайн-революции в СССР и зарождению самого понятия «интерьерный дизайн» в нашей стране: обывательским интерьерам и тому, как разительно они отличались от дипломатических квартир той же Москвы того же времени.
На фото: Красавин Алексей Николаевич (Россия, 1956 ) «Дом моего деда», картина. Изображение с сайта softmixer.com
Обстановка московских квартир до распада СССР
Сейчас это сложно представить, но в конце 1980-х годов слова «дизайн» и «интерьер» не употребляли — использовалось выражение «обстановка квартиры».
Обстановка, как и сами квартиры, была стереотипной и состояла из предметов мебели, купленных за деньги (чешская «стенка»), или в буквальном смысле принесенных с помойки. На помойку попадала мебель из расселенных коммуналок. Именно эти бабушкины буфеты, круглые столы, настенные часы и платяные шкафы стали первой выгодной инвестицией времен СССР.
Обстановка московских квартир до распада СССР
Сейчас это сложно представить, но в конце 1980-х годов слова «дизайн» и «интерьер» не употребляли — использовалось выражение «обстановка квартиры».
Обстановка, как и сами квартиры, была стереотипной и состояла из предметов мебели, купленных за деньги (чешская «стенка»), или в буквальном смысле принесенных с помойки. На помойку попадала мебель из расселенных коммуналок. Именно эти бабушкины буфеты, круглые столы, настенные часы и платяные шкафы стали первой выгодной инвестицией времен СССР.
На фото: Невзгодин Анатолий Никифорович, «Подруги» 1977, картина. Изображение с сайта softmixer.com
«Вечный» стиль 60-х
Об этой обстановке мы сейчас говорим «в стиле 60-х годов». Но, так как мебель в СССР приобреталась крайне редко, и потом уже никогда не менялась — шестидесятые в нашей стране продолжались и в 1970-х, и в 1980-х, и далее, вплоть до настоящего времени. Например, такие кресла, как на рисунке, были в каждой квартире, а сейчас их можно часто встретить на помойке.
«Вечный» стиль 60-х
Об этой обстановке мы сейчас говорим «в стиле 60-х годов». Но, так как мебель в СССР приобреталась крайне редко, и потом уже никогда не менялась — шестидесятые в нашей стране продолжались и в 1970-х, и в 1980-х, и далее, вплоть до настоящего времени. Например, такие кресла, как на рисунке, были в каждой квартире, а сейчас их можно часто встретить на помойке.
На фото: Картина Анджелы Джерих (anqil.arts.in.ua/gallery) из серии «Ностальгия по СССР»
В каждой советской квартире был паркет елочкой, обои ромбиком, чугунные батареи и вид из окна на соседнюю «пятиэтажку».
В каждой советской квартире был паркет елочкой, обои ромбиком, чугунные батареи и вид из окна на соседнюю «пятиэтажку».
Феномен творческих мастерских
Но был и другой тип помещений, бывать в которых мечтала любая московская девушка 1980-х годов. Это мастерские художников: большие или маленькие, на мансардных или первых этажах, а то и в отдельных особняках в центре Москвы. Рассчитывать на мастерскую могли только члены Союза художников.
Непривычные пространства, наполненные незавершенными картинами, недопитыми бутылками, забытыми вещами и незнакомцами богемного вида манили непринужденной небрежностью. Мастерские всегда обживались и служили местом случайных и неслучайных встреч интересных людей.
Но был и другой тип помещений, бывать в которых мечтала любая московская девушка 1980-х годов. Это мастерские художников: большие или маленькие, на мансардных или первых этажах, а то и в отдельных особняках в центре Москвы. Рассчитывать на мастерскую могли только члены Союза художников.
Непривычные пространства, наполненные незавершенными картинами, недопитыми бутылками, забытыми вещами и незнакомцами богемного вида манили непринужденной небрежностью. Мастерские всегда обживались и служили местом случайных и неслучайных встреч интересных людей.
На фото: Застолье в Мастерской Бориса Мессерера на улице Воровского (Поварской), 20 — в компании творческой элиты того времени. Фотограф Валерий Плотников, изображение с сайта sb.by
Мастерские, в которых гостила я, были скромнее и по размеру и по составу присутствующих, но именно они в конце 80-х годов стали пропускным пунктом в западный мир.
Мастерские, в которых гостила я, были скромнее и по размеру и по составу присутствующих, но именно они в конце 80-х годов стали пропускным пунктом в западный мир.
На фото: Сквот на Фурманном переулке, 18. Фото с сайта «Молодежная субкультура в СССР» kompost.ru
Этот дом, несанкционированно захваченный художниками под мастерские, просуществовавшие с 1985 по 1991 годы, был не только пионером подобного стиля, но и первым и почти единственным успешным коммерческим проектом по продвижению советского искусства на запад.
Этот дом, несанкционированно захваченный художниками под мастерские, просуществовавшие с 1985 по 1991 годы, был не только пионером подобного стиля, но и первым и почти единственным успешным коммерческим проектом по продвижению советского искусства на запад.
На фото: GÜNTHER Uecker — КРЕСЛО II, 1963, гвозди на дереве, 87х47х45 см, коллекция Uecker. Изображение с сайта creativepool-compensis.de
Современное искусство как вызов
Сознание и желания советского человека стремились в противоположном направлении. Все «заграничное», бывшее до этого запретным плодом, вызывало бурное приятие и жажду обладания. В 1989 году в Берлине разрушена стена, а москвичи впервые познакомились с концептуальным западным искусством: прошла выставка Гюнтера Юккера.
Современное искусство как вызов
Сознание и желания советского человека стремились в противоположном направлении. Все «заграничное», бывшее до этого запретным плодом, вызывало бурное приятие и жажду обладания. В 1989 году в Берлине разрушена стена, а москвичи впервые познакомились с концептуальным западным искусством: прошла выставка Гюнтера Юккера.
За ней — выставка немецкого концептуалиста Якоба Маттнера в 1990 году — игра света и никакого декора.
На фото: Гобелен «Москва праздничная», созданный Аллой Шмаковой. Изображение с сайта kudago.com
«На фоне ошеломляющих новаторством авангардных выставок, которые в последнее время обрушились на столичную публику, — пишет журнал Декоративное Искусство в СССР, 1990, — выставка “Московский гобелен: эволюция без революции” на Кузнецком мосту могла остаться незамеченной. Ее пропустили из-за краткости срока, плохой рекламы, а главное — из-за ее “несенсационности”». И это комментарий проигравшего.
«На фоне ошеломляющих новаторством авангардных выставок, которые в последнее время обрушились на столичную публику, — пишет журнал Декоративное Искусство в СССР, 1990, — выставка “Московский гобелен: эволюция без революции” на Кузнецком мосту могла остаться незамеченной. Ее пропустили из-за краткости срока, плохой рекламы, а главное — из-за ее “несенсационности”». И это комментарий проигравшего.
Выдающиеся общественные пространства отторгаются современниками
В Москве до сих пор сохранились общественные интерьеры, с использованием маркетри, мозаики и гобеленов высокого художественного качества. Сейчас они способны вызвать ностальгию.
В Москве до сих пор сохранились общественные интерьеры, с использованием маркетри, мозаики и гобеленов высокого художественного качества. Сейчас они способны вызвать ностальгию.
Но в конце 1980-х — начале 1990-х годов неприятие всего советского было настолько острым, что западное декоративное искусство (читай «дизайн интерьера») прошествовало победным маршем и захватило все умы, а в последствии и рынки. Потому что то, что позднее станет называться емким словом «евроремонт», всегда существовало в наших мечтах, как знак иной — красивой и благоустроенной — жизни.
Первые попытки евроремонтов
Игорь Зайдель, художник ныне живущий в Берлине, а в 80-е годы участник сквота на Фурманном (на фото — его коллаж того времени), уверен, что первый евроремонт в Москве состоялся в его квартире, в пятиэтажной хрущевке в Беляеве, в 1987 году.
«Друг моей мамы, француз, привозил в Москву французские журналы по архитектуре. Там я набрался передовых идей, выбросил всю старую мебель, оставил только пару стульев и подушки на полу, покрасил стены в белый цвет. О последнем рабочих пришлось уговаривать, так как по их мнению белый цвет стен был возможен только в больнице».
Игорь Зайдель, художник ныне живущий в Берлине, а в 80-е годы участник сквота на Фурманном (на фото — его коллаж того времени), уверен, что первый евроремонт в Москве состоялся в его квартире, в пятиэтажной хрущевке в Беляеве, в 1987 году.
«Друг моей мамы, француз, привозил в Москву французские журналы по архитектуре. Там я набрался передовых идей, выбросил всю старую мебель, оставил только пару стульев и подушки на полу, покрасил стены в белый цвет. О последнем рабочих пришлось уговаривать, так как по их мнению белый цвет стен был возможен только в больнице».
Европейский стиль оформления квартир для дипломатов
Действительно, в Москве европейский стиль оформления квартир возник еще до прихода капитализма. Рожденные в СССР знают, что быт иностранца отличался от быта прочих граждан. Иностранные туристы жили в гостинице «Интурист». Представители дипломатических миссий — в посольствах или в квартирах, принадлежащих Управлению дипломатическим корпусом при МИД СССР. Это были гетто наоборот — еврооазисы в советской Москве.
Действительно, в Москве европейский стиль оформления квартир возник еще до прихода капитализма. Рожденные в СССР знают, что быт иностранца отличался от быта прочих граждан. Иностранные туристы жили в гостинице «Интурист». Представители дипломатических миссий — в посольствах или в квартирах, принадлежащих Управлению дипломатическим корпусом при МИД СССР. Это были гетто наоборот — еврооазисы в советской Москве.
Квартира Александра Купцова и Екатерины Шапуровой в одном из домов на Котельнической набережной. Фото: Алексей Народицкий для проекта «Морфология советской квартиры: полевое исследование», куратор Артем Дежурко
Моя знакомая Ольга вспоминает, что в квартирах иностранцев в конце 80-х годов пахло «заграницей» в прямом смысле. Это была смесь запаха хороших сигарет, дорогого парфюма и качественного стирального порошка. Даже порошок жители дипсектора приобретали в специальном магазине. «Белые стены, компактные кресла с деревянными подлокотниками, отсутствие тяжелых штор. Это было похоже на то, что сейчас нызывается скандинавским стилем, хотя и с примесью советской мебели».
Моя знакомая Ольга вспоминает, что в квартирах иностранцев в конце 80-х годов пахло «заграницей» в прямом смысле. Это была смесь запаха хороших сигарет, дорогого парфюма и качественного стирального порошка. Даже порошок жители дипсектора приобретали в специальном магазине. «Белые стены, компактные кресла с деревянными подлокотниками, отсутствие тяжелых штор. Это было похоже на то, что сейчас нызывается скандинавским стилем, хотя и с примесью советской мебели».
Улица Вавилова, Серпуховской Вал, Дорогомиловская, Ленинский проспект, Кунцево, Сокольники — здесь находились дома, часть квартир в которых предназначалась для размещения сотрудников посольств.
К ремонту и отделке допускались только иностранные специалисты.
Первыми на архитектурно-строительный рынок Москвы пришли датчане и австрийцы.
К ремонту и отделке допускались только иностранные специалисты.
Первыми на архитектурно-строительный рынок Москвы пришли датчане и австрийцы.
Архитектор Анастасия Стенберг в 1989 году работала в компании «Сканфлот» — совместном советско-датском предприятии, отпочковавшимся от датской компании «Дэниш ремонт».
«Управлению дипкорпусом принадлежали квартиры в целом подъезде дома, либо на одном из этажей. Мы объединяли имеющиеся квартиры и адаптировали их под европейские стандарты.
«Управлению дипкорпусом принадлежали квартиры в целом подъезде дома, либо на одном из этажей. Мы объединяли имеющиеся квартиры и адаптировали их под европейские стандарты.
Нашими заказчиками были канадское, сингапурское, израильское посольства, на территории австралийского посольства (особняк Шехтеля) мы спроектировали и построили отдельно стоящий офис. Все для ремонта везли из Дании: мебель, сантехнику, светильники, двери, пластиковые окна, краску для стен, ковролин. Километры ковролина — он был популярен. В Москве не было ничего», — вспоминает Анастасия.
Советская действительность усилиями иностранных архитекторов и строителей превращалась в жизненное пространство, привычное для европейца. Это, собственно, и был евроремонт, пока еще без дополнительных смысловых коннотаций.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Я, как практикующий интерьерный дизайнер, давно интересуюсь темой постсоветских квартир. Интересуюсь профессионально — готовлю к публикации монографию, посвященную интерьерам той эпохи. За годы работы над книгой собрано огромное количество материала, но вопрос все равно остается открытым. Потому буду рада любым профессиональным замечаниям архитекторов, дополнениям и вашим личным воспоминаниям об интерьерах обсуждаемой эпохи: делитесь в комментариях под каждой статьей!
Советская действительность усилиями иностранных архитекторов и строителей превращалась в жизненное пространство, привычное для европейца. Это, собственно, и был евроремонт, пока еще без дополнительных смысловых коннотаций.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Я, как практикующий интерьерный дизайнер, давно интересуюсь темой постсоветских квартир. Интересуюсь профессионально — готовлю к публикации монографию, посвященную интерьерам той эпохи. За годы работы над книгой собрано огромное количество материала, но вопрос все равно остается открытым. Потому буду рада любым профессиональным замечаниям архитекторов, дополнениям и вашим личным воспоминаниям об интерьерах обсуждаемой эпохи: делитесь в комментариях под каждой статьей!
Похожие статьи
Советы по ремонту
Шаг за шагом: Правильная последовательность ремонта квартиры
Автор: Натали Нуво
Как правильно снести до основания, а затем построить дивный новый мир на месте старой убитой квартиры
Читать
Статьи про наведение порядка
Вопрос: Где хранить кухонные полотенца
Автор: Варвара Еремеева
В арсенале дизайнеров — десятки хитрых мест. О некоторых мы узнали впервые при подготовке этой статьи
Читать
Советы по ремонту
Большое в маленьком: Верные решения для отделки маленькой квартиры
Автор: Евгений Иванов
Как визуально расширить узкую комнату — фото и идеи от лучших дизайнеров интерьера
Читать
Статьи о спальнях
Вопрос: Как выбрать матрас для кровати
Автор: Евгений Иванов
Почему мы храпим, под собою не чуя спины?
Читать
Статья практикующего дизайнера
Ремонт в кризис: На чем не стоит экономить
Автор: Eva Priest
Чем ни в коем случае нельзя пренебрегать, если пытаешься уместиться в бюджет? Недорого и красиво — возможно ли это?
Читать
Статьи о кухнях
Полезно знать: Как выбрать кухонные фасады и не переплатить
Автор: Евгений Иванов
Девять вопросов, ответы на которые позволят сэкономить на цене гарнитура без ущерба его красоте и качеству
Читать
Статьи про наведение порядка
11 «проблемных мест», которые создают общее ощущение бардака
Автор: Anneke Thurau
Как давно вы мыли... выключатель?
Читать
Статья практикующего дизайнера
Как правильно: Обустроить узкие места на маленьком участке
Автор: Юлия Андреева
И не потерять ни метра полезной площади!
Читать
Советы для съемных квартир
Съемная квартира: 10 способов преобразить скучный интерьер
Автор: Екатерина Вагнер
Создать дивный новый мир часто мешают ограничения со стороны хозяев. Превращаем арендованное жилье в родное, без жертв и разрушений
Читать
Практикум ремонта
Что затягивает сроки ремонта квартир и как с этим бороться
Автор: Маша Яшина
Причины задержки сроков ремонта иногда непросто понять. Но объяснение этому, а главное — способы решения проблем, все же существуют!
Читать
Теперь я понимаю, что в квартире моих родителей были предметы мебели и декора, которые описываются термином mid century modern. Стены были в побелке пастельных тонов, паркета не было, дощатые полы, квартира имела много мест хранения и поэтому не выглядела захламленной. На стене ковров не было, на полу лежал болгарский яркий килим. Я впитала эту эстетику с детства и люблю до сих пор. Я попыталась писать об этом на форуме ИВД моя публикация Виртуальный музей мебели и дизайна второй половины 20 века и думаю о том, где бы продолжить.
середина 70-х, белые стены, белые двери, бледно-оранжевый диван с креслами на тонких ножках (ГДР), ярко-желтый пол и шторы в тон. никаких стенок и ковров - квартира родителей. денег было мало, вещей тоже, зато как просторно, воздушно и стильно! потом квартира заросла коврами, стенками, пухлой темной мебелью.... Эх..
Простор в квартире обеспечивался удачной планировкой квартиры с кладовками