Приемы и идеи декора
Статья практикующего дизайнера
Постоянные рубрики
Выбирай отечественное: Чем живут программы по телеремонту сегодня
Изменилась ли «картинка на экране» в связи с новой экономической ситуацией
Представители телевизионных передач по ремонту интерьера — «Дачного ответа», «Фазенды», «Школы ремонта» — рассуждают о текущем положении дел в сегменте товаров для ремонта. Пострадало ли качество интерьерных проектов на экране по сравнению проектами двух-трехлетней давности? С какими ограничениями сталкиваются дизайнеры передач, изменилось ли что-то в линейке поставщиков телепрограмм?
Похожая ситуация у «Школы ремонта» на ТНТ. Программа ориентирована на средний класс, поэтому редакция всегда делает ставку на интерьерные идеи, доступные для бюджета большей части россиян. «Доля российских поставщиков в нашей передаче увеличилась до 70%; среди импортных -— 30% представлены, главным образом, Испания, Италия и Китай. Небольшим мастерским кризис (и уход с рынка сильных конкурентов) только на руку — они развиваются, демпингуют, нарабатывают базы дизайнеров-клиентов. Кроме того, крупные отечественные производители, как и раньше, с удовольствием рекламируют свой товар», — отмечает Эрика Галимурза, продюсер передачи «Школа ремонта».
Максим Берёзкин, продюссер программы «Дачный ответ», признал, что после валютного скачка условия работы поменялись. «Евро поднялся в цене, а бюджет проекта не вырос», — говорит он и называет сложившуюся ситуацию вынужденным импортозамещением. «Это как с сырами. Эмбарго ввели, но аналогов такого же уровня не появилось, поэтому ты идешь в магазин и покупаешь то, что есть и, самое главное, на что есть деньги. Если я раньше мог купить европейскую доску, то сейчас смотрю на белорусскую и российскую, которая в разы дешевле, благо что ее у нас научились уже делать на уровне, чего не скажешь про все виды отделочных и строительных материалов».
Максим Берёзкин, продюссер программы «Дачный ответ», признал, что после валютного скачка условия работы поменялись. «Евро поднялся в цене, а бюджет проекта не вырос», — говорит он и называет сложившуюся ситуацию вынужденным импортозамещением. «Это как с сырами. Эмбарго ввели, но аналогов такого же уровня не появилось, поэтому ты идешь в магазин и покупаешь то, что есть и, самое главное, на что есть деньги. Если я раньше мог купить европейскую доску, то сейчас смотрю на белорусскую и российскую, которая в разы дешевле, благо что ее у нас научились уже делать на уровне, чего не скажешь про все виды отделочных и строительных материалов».
Что с мебелью?
В большинстве передач мягкая и корпусная мебель в кадре — отечественного производства. На нее переориентировались практически полностью: кто-то давно, кому-то пришлось это сделать в течение последних полутора лет. Но в целом редакции довольны.
«Между отечественными производителями заметно усилилась конкуренция, и одни совершили настоящий рывок в плане дизайна, другие — существенно улучшили качество фурнитуры», — отмечает Эрика Галимурза, продюсер «Школы ремонта». — «Наши производители вполне способны закрывать наш запрос по корпусной и мягкой мебели. “Ангстрем”, Aldo, “Мебель-Альт”, “Чистый лист”, “Стэнли”, “Сенатор клаб” — это крупные производители, которые выпускают качественную поточную мебель, ориентированную на средний класс; они вполне способны конкурировать с европейскими. Еще мы работаем с небольшими мебельными мастерскими типа “Мебельный дом Ларисы Карпушиной”, “Мензель Ателье”, “Столярка 13”,"Александров мебель”, “Авангард”, “Оливия”, “Эвальд”, “Айрон Вуд” и ряд других. Я могу сказать, что с мебелью у нас проблемы нет: импортозамещение состоялось.
В большинстве передач мягкая и корпусная мебель в кадре — отечественного производства. На нее переориентировались практически полностью: кто-то давно, кому-то пришлось это сделать в течение последних полутора лет. Но в целом редакции довольны.
«Между отечественными производителями заметно усилилась конкуренция, и одни совершили настоящий рывок в плане дизайна, другие — существенно улучшили качество фурнитуры», — отмечает Эрика Галимурза, продюсер «Школы ремонта». — «Наши производители вполне способны закрывать наш запрос по корпусной и мягкой мебели. “Ангстрем”, Aldo, “Мебель-Альт”, “Чистый лист”, “Стэнли”, “Сенатор клаб” — это крупные производители, которые выпускают качественную поточную мебель, ориентированную на средний класс; они вполне способны конкурировать с европейскими. Еще мы работаем с небольшими мебельными мастерскими типа “Мебельный дом Ларисы Карпушиной”, “Мензель Ателье”, “Столярка 13”,"Александров мебель”, “Авангард”, “Оливия”, “Эвальд”, “Айрон Вуд” и ряд других. Я могу сказать, что с мебелью у нас проблемы нет: импортозамещение состоялось.
Мнение коллеги полностью разделяет Екатерина Савкина, арт-директор программы «Фазенда»: «Мы совершенно не испытываем проблем с мебелью, будь то мягкая, корпусная или столовая. С кризисом ассортимент и качество выпускаемой российскими компаниями продукции заметно улучшились — можно найти много интересных и действительно достойных вещей».
Продюсер программы «Дачный ответ» Максим Берёзкин в целом поддерживает коллег. Но добавляет: «Хотя мебель нарезается и собирается здесь, в России, но делается она по европейским дизайнерским наработкам (которые мы просто копируем). Производства работают на закупленном в прошлые годы европейском оборудовании, по их технологиям. Что до материалов, из которых делают, например, кухни, то фурнитура осталась европейская, искусственный камень для столешниц везут из Юго-Восточной Азии, ДСП, ЛДСП — это в основном продукция австрийской компании Egger, хотя она и делается на заводе в Шуе. То есть, если смотреть правде в глаза, то импортозамещение у нас пока только наполовину.
Кроме того, полный цикл производства на сегодняшний день есть мало у кого. Даже такую простую вещь, как светодиодная лента, у нас до сих пор не могут поставить на поток — везем все из Китая. То же касается плинтусов и молдингов. Будем надеяться, что все наладится со временем», — подводит итог Максим Берёзкин.
Продюсер программы «Дачный ответ» Максим Берёзкин в целом поддерживает коллег. Но добавляет: «Хотя мебель нарезается и собирается здесь, в России, но делается она по европейским дизайнерским наработкам (которые мы просто копируем). Производства работают на закупленном в прошлые годы европейском оборудовании, по их технологиям. Что до материалов, из которых делают, например, кухни, то фурнитура осталась европейская, искусственный камень для столешниц везут из Юго-Восточной Азии, ДСП, ЛДСП — это в основном продукция австрийской компании Egger, хотя она и делается на заводе в Шуе. То есть, если смотреть правде в глаза, то импортозамещение у нас пока только наполовину.
Кроме того, полный цикл производства на сегодняшний день есть мало у кого. Даже такую простую вещь, как светодиодная лента, у нас до сих пор не могут поставить на поток — везем все из Китая. То же касается плинтусов и молдингов. Будем надеяться, что все наладится со временем», — подводит итог Максим Берёзкин.
«В рамках передачи мебель чаще всего создается по индивидуальным размерам, по проекту дизайнера. И российские компании лучше всего понимают наши сроки и готовы сделать все быстро и качественно (на подготовку проекта у нас есть всего 1 месяц)», — делится Эрика Галимурза.
А вот представителей «Дачного ответа» скорость и качество работы отечественных фабрик с индивидуальными заказами не устраивают: «Крупные компании предлагают выбирать товары из линейки в наличии или стандартных модулей. А у нас каждый интерьер индивидуален, поэтому компании, выпускающие мебель на потоке (тот же “Стэнли”, “Лазурит” и другие) нам не подходят под дизайн проекта чисто концептуально, — отмечает генеральный продюсер компании «Переделка» (передачи «Квартирный вопрос», «Дачный ответ») Владимир Денисов. —Поэтому в большинстве случаев мы работаем с небольшими столярными мастерскими — они гибче в плане дизайна, размеров и сроков. Это небольшой, отсеянный годами пул поставщиков. Сегодня с ними в целом стало проще работать, так как конкуренция действительно усилилась и люди стараются. А вообще при выборе мебели мы идем от дизайнера: если он готов работать с продукцией доступных нам марок и с ее стилистикой, если она ему подходит, то и мы работаем. Если нет, то ищем подходящий вариант».
А вот представителей «Дачного ответа» скорость и качество работы отечественных фабрик с индивидуальными заказами не устраивают: «Крупные компании предлагают выбирать товары из линейки в наличии или стандартных модулей. А у нас каждый интерьер индивидуален, поэтому компании, выпускающие мебель на потоке (тот же “Стэнли”, “Лазурит” и другие) нам не подходят под дизайн проекта чисто концептуально, — отмечает генеральный продюсер компании «Переделка» (передачи «Квартирный вопрос», «Дачный ответ») Владимир Денисов. —Поэтому в большинстве случаев мы работаем с небольшими столярными мастерскими — они гибче в плане дизайна, размеров и сроков. Это небольшой, отсеянный годами пул поставщиков. Сегодня с ними в целом стало проще работать, так как конкуренция действительно усилилась и люди стараются. А вообще при выборе мебели мы идем от дизайнера: если он готов работать с продукцией доступных нам марок и с ее стилистикой, если она ему подходит, то и мы работаем. Если нет, то ищем подходящий вариант».
Что со светильниками?
Пока российское производство светильников находится в самой начальной стадии своего развития — такую оценку состояния отрасли дают редакции всех программ по телеремонту. Все они не довольны уровнем дизайна отечественных товаров и чаще всего выбирают зарубежные аналоги. «Все крупные продавцы света — такие, как “Сонекс”, “Сentrsvet”, “Палантир”, — все везут из Европы или Китая, даже лампочки! Может быть, есть какие-то небольшие достойные производители светильников, но наша редакция пока об этом не знает, до нас они не дошли», — делится Максим Берёзкин из «Дачного ответа».
«Хотя за последние годы появилось несколько малых производств, вроде компании “Вишня”, выпускающей интересные авторские светильники, — рассказывает Екатерина Савкина, — но все равно это единичное явление».
Пока российское производство светильников находится в самой начальной стадии своего развития — такую оценку состояния отрасли дают редакции всех программ по телеремонту. Все они не довольны уровнем дизайна отечественных товаров и чаще всего выбирают зарубежные аналоги. «Все крупные продавцы света — такие, как “Сонекс”, “Сentrsvet”, “Палантир”, — все везут из Европы или Китая, даже лампочки! Может быть, есть какие-то небольшие достойные производители светильников, но наша редакция пока об этом не знает, до нас они не дошли», — делится Максим Берёзкин из «Дачного ответа».
«Хотя за последние годы появилось несколько малых производств, вроде компании “Вишня”, выпускающей интересные авторские светильники, — рассказывает Екатерина Савкина, — но все равно это единичное явление».
Что с текстилем?
С тканями такая же удручающая ситуация, что и со светом. К сожалению, в лихие 90-е большинство предприятий закрылись, новые не появились. Кто-то совсем не работает с российскими производителями. Например, «Школа ремонта» использует в своих интерьерах турецкие ткани, представленные в России в широком ассортименте, а также текстиль европейских производителей из того, что есть в наличии в салонах.
«Фазенда» работает по партнерской программе с «Трехгорной мануфактурой» и «Гаврилов-Ямским льнокомбинатом»: «Их натуральные экологичные ткани с преобладающими рисунками в стиле прованс очень подходят нашим дачным интерьерам, это абсолютно наш формат. И ткань не приходится “дотягивать” до каких-то европейских продуктов, это ведь невозможно. “Трехгорка” хороша для своего интерьера, и не надо выкручиваться и ломать голову, как ее применить. К сожалению, пока у фабрики все еще подавляющее большинство продукции с рисунком “мелкий цветочек”. Но что поделать, им нужно продавать, и выпускается то, что больше всего востребовано у массового потребителя. Но надо отдать должное руководству “Трехгорки”: они стараются воспитывать вкус покупателей, выпуская ткани с принтами, которые выходили на Прохоровской мануфактуре до революции. Это совершенно изумительные по своей красоте рисунки. Компания делает как 100% копии старинных образцов, так и адаптации, в которых дизайн может получить современное звучание. Но эти решения всегда удачны», — делится Екатерина Савкина.
С тканями такая же удручающая ситуация, что и со светом. К сожалению, в лихие 90-е большинство предприятий закрылись, новые не появились. Кто-то совсем не работает с российскими производителями. Например, «Школа ремонта» использует в своих интерьерах турецкие ткани, представленные в России в широком ассортименте, а также текстиль европейских производителей из того, что есть в наличии в салонах.
«Фазенда» работает по партнерской программе с «Трехгорной мануфактурой» и «Гаврилов-Ямским льнокомбинатом»: «Их натуральные экологичные ткани с преобладающими рисунками в стиле прованс очень подходят нашим дачным интерьерам, это абсолютно наш формат. И ткань не приходится “дотягивать” до каких-то европейских продуктов, это ведь невозможно. “Трехгорка” хороша для своего интерьера, и не надо выкручиваться и ломать голову, как ее применить. К сожалению, пока у фабрики все еще подавляющее большинство продукции с рисунком “мелкий цветочек”. Но что поделать, им нужно продавать, и выпускается то, что больше всего востребовано у массового потребителя. Но надо отдать должное руководству “Трехгорки”: они стараются воспитывать вкус покупателей, выпуская ткани с принтами, которые выходили на Прохоровской мануфактуре до революции. Это совершенно изумительные по своей красоте рисунки. Компания делает как 100% копии старинных образцов, так и адаптации, в которых дизайн может получить современное звучание. Но эти решения всегда удачны», — делится Екатерина Савкина.
Что с дверьми?
В этой области все хорошо: масса отечественных производителей, продукция которых способна конкурировать с европейцами. Например, все редакции высоко оценили двери фабрики Sofia. «На 70% мы закрываем вопросы с дверьми продукцией этой фабрики, — рассказывает Владимир Денисов, генеральный продюссер «Переделки» (программы«Дачный ответ» и «Квартирный вопрос»). — За семь лет работы с этой фабрикой качество ее продукции заметно выросло — если в первые годы дизайнеры были не очень довольны, то сейчас продукция “Софьи” настолько улучшилась, что дизайнеры с удовольствием с ней работают, и даже речи нет о европейских поставщиках». Максим Берёзкин также констатирует, что «Софья» вышла на один уровень с европейцами и по качеству, и по дизайну. Но и цены у нее мало отличаются от западных.
Среди русских производителей дверей, с которыми сотрудничает «Фазенда», Екатерина Савкина отметила недорогие ламинированные двери «Чебоксарской фабрики дверей» и деревянные у Dariano, «Брянский лес».
В этой области все хорошо: масса отечественных производителей, продукция которых способна конкурировать с европейцами. Например, все редакции высоко оценили двери фабрики Sofia. «На 70% мы закрываем вопросы с дверьми продукцией этой фабрики, — рассказывает Владимир Денисов, генеральный продюссер «Переделки» (программы«Дачный ответ» и «Квартирный вопрос»). — За семь лет работы с этой фабрикой качество ее продукции заметно выросло — если в первые годы дизайнеры были не очень довольны, то сейчас продукция “Софьи” настолько улучшилась, что дизайнеры с удовольствием с ней работают, и даже речи нет о европейских поставщиках». Максим Берёзкин также констатирует, что «Софья» вышла на один уровень с европейцами и по качеству, и по дизайну. Но и цены у нее мало отличаются от западных.
Среди русских производителей дверей, с которыми сотрудничает «Фазенда», Екатерина Савкина отметила недорогие ламинированные двери «Чебоксарской фабрики дверей» и деревянные у Dariano, «Брянский лес».
Что с красками, обоями и плиткой, напольными покрытиями?
Эти материалы сегодня в избытке выпускают отечественные производители, но качество далеко не у всех одинаково высокое. Все редакции говорят, что нет проблем с деревом, пробкой, ламинатом — все это уже научились на хорошем уровне производить отечественные фабрики.
То же с плиткой. «Italon, “Дедовская плитка”, “Шахтинская плитка”, Kerama Marazzi — и цены прекрасные, и есть из чего выбрать», — говорит Екатерина Савкина. Но продюсер программы «Дачный ответ» Максим Берёзкин добавляет: «Технологически-то плитку производить мы научились, но с эстетической точки зрения итальянцы и испанцы пока впереди».
Эти материалы сегодня в избытке выпускают отечественные производители, но качество далеко не у всех одинаково высокое. Все редакции говорят, что нет проблем с деревом, пробкой, ламинатом — все это уже научились на хорошем уровне производить отечественные фабрики.
То же с плиткой. «Italon, “Дедовская плитка”, “Шахтинская плитка”, Kerama Marazzi — и цены прекрасные, и есть из чего выбрать», — говорит Екатерина Савкина. Но продюсер программы «Дачный ответ» Максим Берёзкин добавляет: «Технологически-то плитку производить мы научились, но с эстетической точки зрения итальянцы и испанцы пока впереди».
Факт: Обои сейчас используются в ремонтах редко — стены чаще красят. Но если речь заходит о них, то, например, в программах «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ» используют только европейскую продукцию, потому что просто не находят у отечественных производителей обоев подходящих принтов. «Обои применяются, но очень редко: из 43 программ, может быть, только в 6-7 мы их используем. И тогда речь о европейских обоях, потому что когда дизайнер делает проект с обоями, то на них часто интерьер и строится, или, по крайней мере, они являются важным элементом, “архпятном” интерьера», —рассказывает Владимир Денисов.
Эрика Галимурза говорит, что «Школы ремонта» плотно работает, пожалуй, с единственной с российской фабрикой «Аффреско», у которой, помимо обоев, широкий выбор фресок и декоративных панно.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…
Проект недели: «Обнимающая гостиная» 20 кв. м с кипарисами и чайками
Эрика Галимурза говорит, что «Школы ремонта» плотно работает, пожалуй, с единственной с российской фабрикой «Аффреско», у которой, помимо обоев, широкий выбор фресок и декоративных панно.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…
Проект недели: «Обнимающая гостиная» 20 кв. м с кипарисами и чайками
Екатерина Савкина также отмечает, что в программе «Фазенда» обои практически не используют, но как дизайнер она бы отметила «Московскую обойную фабрику», у которой можно иногда найти что-то интересное, а также яркие дизайнерские обои Анны Муравиной, которые начали выпускаться в прошлом году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: Декоратор Анна Муравина представляет собственные коллекции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: Декоратор Анна Муравина представляет собственные коллекции
Что касается российской краски, то все единодушны: при богатой палитре цветов, качество пока оставляет желать лучшего. «Я пока что отдают предпочтение импортным краскам, — говорит Екатерина Савкина из «Фазенды». — Стоимость банки, может быть, и больше, но реальный расход меньше. Когда берешь нашу краску, то ложится она плохо, расход большой — приходится добавлять лишний слой поверх. Потому пока еще красим европейскими и ждем роста качества продукта у российских компаний. Очень надеюсь, что наши смогут».
Как выяснилось, экономическая ситуация мало или совсем не повлияла на «картинку» в телевизоре: кто-то стал больше работать с российскими поставщиками, другие уже давно ориентировались на отечественных производителей, и кризис для них ничего в этом смысле не поменял.
«Импортные товары сейчас, как и раньше, доступны людям состоятельным. Это не наша аудитория — нас смотрят по всей России, поэтому в программе “Фазенда” мы стараемся использовать только то, что люди потом смогут себе купить. Да, список партнеров немного изменился, как и у всех. Сейчас идет естественный отбор, выживают сильнейшие», — делится Екатерина Савкина, арт-директор передачи «Фазенда».