Идеи по комнатам
Постоянные рубрики
Фотоохота: 50 шведских подъездов — снаружи и изнутри
Рассматриваем удивительное убранство парадных Стокгольма
Такую экскурсию вы точно не закажете ни в одной туристической фирме. Старинные парадные Стокгольма — подъезды обычных жилых домов — закрыты от любопытных глаз на кодовые замки домофонов. А меж тем внутреннее убранство парадных поражает воображение: никогда прежде я не видела таких красивых подъездов.
1. Шедевр неоренессанса
1880-е годы — эпоха неоренессанса, когда были переосмыслены художественные принципы Возрождения. Богатым людям хотелось показать свой высокий статус. Простим им эту нескромность, в конце концов, именно благодаря ей мы получили в наследство архитектурные шедевры, которые прекрасно сохранились. Стремление к симметрии, огромные пространства, пилястры или колонны, украшенные капителями, сводчатые потолки, арочные окна, узорчатые карнизы, щедрое использование мрамора и гранита для внутреннего декора и лестниц. Все это отличало архитектуру того времени.
На фото вверху: интерьер парадной 1889 года в районе Остермальм. Фото: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма (Stadsmuseet)
1880-е годы — эпоха неоренессанса, когда были переосмыслены художественные принципы Возрождения. Богатым людям хотелось показать свой высокий статус. Простим им эту нескромность, в конце концов, именно благодаря ей мы получили в наследство архитектурные шедевры, которые прекрасно сохранились. Стремление к симметрии, огромные пространства, пилястры или колонны, украшенные капителями, сводчатые потолки, арочные окна, узорчатые карнизы, щедрое использование мрамора и гранита для внутреннего декора и лестниц. Все это отличало архитектуру того времени.
На фото вверху: интерьер парадной 1889 года в районе Остермальм. Фото: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма (Stadsmuseet)
2. Королевская парадная зала
Поднимаясь по ступенькам этого холла, ощущаешь себя по меньшей мере особой королевской крови, которая вернулась в свой дворец после бала. Поистине королевский декор, лепнина на потолке плюс красочные барельефы, мозаичная плитка на полу, мраморные бордюры вдоль стен и, конечно, ковры по всему коридору — такое ощущение, что ты попал в сказку.
Поднимаясь по ступенькам этого холла, ощущаешь себя по меньшей мере особой королевской крови, которая вернулась в свой дворец после бала. Поистине королевский декор, лепнина на потолке плюс красочные барельефы, мозаичная плитка на полу, мраморные бордюры вдоль стен и, конечно, ковры по всему коридору — такое ощущение, что ты попал в сказку.
На фото: Парадная по адресу Kungsgatan,51, в доме 1898 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
3. Эклектичный неоренессанс
Даже в начале XIX века, когда в Швеции утвердились и другие архитектурные стили, неоренессанс еще долго не сдавал позиции. Все те же колонны вдоль стены, красочные росписи на потолке, мрамор в отделке стен, щедро декорированные позолотой детали, великолепные арки, молдинги — все это сохраняется и во многих парадных более позднего периода.
Интересно: здание, в котором расположена эта парадная, имеет форму утюга, выходит на две разные улицы города и имеет два разных адреса.
3. Эклектичный неоренессанс
Даже в начале XIX века, когда в Швеции утвердились и другие архитектурные стили, неоренессанс еще долго не сдавал позиции. Все те же колонны вдоль стены, красочные росписи на потолке, мрамор в отделке стен, щедро декорированные позолотой детали, великолепные арки, молдинги — все это сохраняется и во многих парадных более позднего периода.
Интересно: здание, в котором расположена эта парадная, имеет форму утюга, выходит на две разные улицы города и имеет два разных адреса.
4. Смешение стилей
Эклектика — излюбленный декоративный прием
шведских парадных.
Фото из архива Городского музея Стокгольма
Эклектика — излюбленный декоративный прием
шведских парадных.
Фото из архива Городского музея Стокгольма
На фото: парадная по адресу Stranvägen, 49, в доме 1895 года. Фото с сайта www.skonahem.se
5. Аутентичные светильники
Обратите внимание на расположение светильников над дверью (фото вверху). Дело в том, что освещение в то время было еще газовым, и кроме центрального светильника вдоль стен и над дверьми располагались дополнительные лампы.
5. Аутентичные светильники
Обратите внимание на расположение светильников над дверью (фото вверху). Дело в том, что освещение в то время было еще газовым, и кроме центрального светильника вдоль стен и над дверьми располагались дополнительные лампы.
6. Двери с витражами
Особенно мне нравятся двери квартир, украшенные витражами. В основном, это делалось ради того, чтобы впустить дополнительный свет в помещение, но при этом сохранить приватность. Такие стеклянные матовые и цветные вставки встречаются в старинных зданиях, к сожалению, все реже. Люди больше думают о безопасности и ставят крепкие деревянные двери.
На фото: вход в квартиру. Фото из архива Городского музея Стокгольма
Особенно мне нравятся двери квартир, украшенные витражами. В основном, это делалось ради того, чтобы впустить дополнительный свет в помещение, но при этом сохранить приватность. Такие стеклянные матовые и цветные вставки встречаются в старинных зданиях, к сожалению, все реже. Люди больше думают о безопасности и ставят крепкие деревянные двери.
На фото: вход в квартиру. Фото из архива Городского музея Стокгольма
7. Декор старинный — фурнитура современная
Среди знатоков такие витражи на дверях ценятся очень высоко. Обратите внимание, что замки и ручки на двери современные, но они гармонично вписались в интерьер дома.
Фото с сайта www.ahre.se
Среди знатоков такие витражи на дверях ценятся очень высоко. Обратите внимание, что замки и ручки на двери современные, но они гармонично вписались в интерьер дома.
Фото с сайта www.ahre.se
8. В духе Ренессанса
Своды потолка, фонари на стенах — в спокойной цветовой гамме — отсылают нас к эпохе Ренессанса.
На фото: парадная по адресу Linnegatan, 60, в доме 1894 года. Фото: Johan Nilson, с сайта http://www.lagerlings.se
Своды потолка, фонари на стенах — в спокойной цветовой гамме — отсылают нас к эпохе Ренессанса.
На фото: парадная по адресу Linnegatan, 60, в доме 1894 года. Фото: Johan Nilson, с сайта http://www.lagerlings.se
9. Готические мотивы
В 1890-х годах шведская архитектура вновь ощутила дыхание средневекового рыцарства с его готическими стрельчатыми арками и сводами и витыми лестницами, как в старинных замках. Стены обшивали, в основном, натуральным камнем, но встречается и штукатурка, окрашенная в светлые тона.
Фото: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма
В 1890-х годах шведская архитектура вновь ощутила дыхание средневекового рыцарства с его готическими стрельчатыми арками и сводами и витыми лестницами, как в старинных замках. Стены обшивали, в основном, натуральным камнем, но встречается и штукатурка, окрашенная в светлые тона.
Фото: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма
10. Старинные витражи в окнах
Окна в этом доме украшены витражами, которые, к счастью, хорошо сохранились в отличие от квартирных дверей. Правда, многие владельцы домов позже заменили витражи на прозрачные стекла, мотивируя это тем, что из-за цветных окон нельзя разглядеть внутренний двор.
На фото: парадная на улице Torsgatan, 10. Фото с сайта stockholmskallan.stockholm.se
Окна в этом доме украшены витражами, которые, к счастью, хорошо сохранились в отличие от квартирных дверей. Правда, многие владельцы домов позже заменили витражи на прозрачные стекла, мотивируя это тем, что из-за цветных окон нельзя разглядеть внутренний двор.
На фото: парадная на улице Torsgatan, 10. Фото с сайта stockholmskallan.stockholm.se
11. Винтовые лестницы
Спускаться по такой витой лестнице нелегко, невольно посочувствуешь жителям тех лет. Несмотря на внешнюю простоту, ступени смотрятся изящно благодаря конструкции. Кстати, такие лестницы строились в Швеции вплоть до 70-х годов прошлого века — они занимают мало места.
Спускаться по такой витой лестнице нелегко, невольно посочувствуешь жителям тех лет. Несмотря на внешнюю простоту, ступени смотрятся изящно благодаря конструкции. Кстати, такие лестницы строились в Швеции вплоть до 70-х годов прошлого века — они занимают мало места.
12. Дуновение модерна
1900—1910 годы — господство модерна. В Швеции он проявился в особом внимании к флоре и фауне. Дубовые, каштановые и сосновые шишки в декоре, обоях, лепнине характерны для тех лет. Стены по-прежнему обшивали мрамором — желтым, зелёным, но уже встречается побелка с лепными панелями и разнообразной цветовой гаммой: зеленый, голубой, лимонный, терракотовый цвета. Потолки красили в белый цвет и декорировали лепниной, полы делали черно-белые, мраморную клетку, светлый мрамор с окантовкой. В Швецию уже пришло электричество, поэтому потолки украшены латунными люстрами со стеклянными шарами различной формы и диаметра.
Фото вверху: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма
1900—1910 годы — господство модерна. В Швеции он проявился в особом внимании к флоре и фауне. Дубовые, каштановые и сосновые шишки в декоре, обоях, лепнине характерны для тех лет. Стены по-прежнему обшивали мрамором — желтым, зелёным, но уже встречается побелка с лепными панелями и разнообразной цветовой гаммой: зеленый, голубой, лимонный, терракотовый цвета. Потолки красили в белый цвет и декорировали лепниной, полы делали черно-белые, мраморную клетку, светлый мрамор с окантовкой. В Швецию уже пришло электричество, поэтому потолки украшены латунными люстрами со стеклянными шарами различной формы и диаметра.
Фото вверху: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма
13. Восточная стилизация
Роспись стен в доме по адресу Strandvägen, 57 мне кажется стилизацией китайских мотивов, но более сдержанной по цвету. Сама парадная, как и весь дом в целом, — это синтез классицизма и национального романтизма. Главный вход имеет два уровня. Первый уровень — непосредственно вход — ведет на главную лестницу. Поднявшись по ней, попадаешь на второй уровень: там три коридора, ведущих к другим внутренним лестницам. Полы из гранита, стены декором разделены на нижнюю и верхнюю половины. Нижняя — однотонная с окантовкой, а верхняя — с росписью, детали которой — листья, ягоды, фрукты и цветы.
На фото вверху: парадная на улице Strandvägen,57, в доме 1895—99 гг. Фото с сайта www.strandvagen.se
Роспись стен в доме по адресу Strandvägen, 57 мне кажется стилизацией китайских мотивов, но более сдержанной по цвету. Сама парадная, как и весь дом в целом, — это синтез классицизма и национального романтизма. Главный вход имеет два уровня. Первый уровень — непосредственно вход — ведет на главную лестницу. Поднявшись по ней, попадаешь на второй уровень: там три коридора, ведущих к другим внутренним лестницам. Полы из гранита, стены декором разделены на нижнюю и верхнюю половины. Нижняя — однотонная с окантовкой, а верхняя — с росписью, детали которой — листья, ягоды, фрукты и цветы.
На фото вверху: парадная на улице Strandvägen,57, в доме 1895—99 гг. Фото с сайта www.strandvagen.se
14. Эклектика? Модерн? Ар-деко?
Стиль модерн настолько разнообразен, что специалисты иногда сами путаются, к какому направлению отнести интерьер. Отдавая предпочтение тому или иному стилю, архитекторы тех лет экспериментировали, не всегда следовали канонам. Эклектика тогда уже была любимым способом самовыражения. Попробуйте сами определить, к какому стилю отнести эту парадную?
На фото: парадная на улице Birger Jarlsgatan,125, в доме 1912 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
Стиль модерн настолько разнообразен, что специалисты иногда сами путаются, к какому направлению отнести интерьер. Отдавая предпочтение тому или иному стилю, архитекторы тех лет экспериментировали, не всегда следовали канонам. Эклектика тогда уже была любимым способом самовыражения. Попробуйте сами определить, к какому стилю отнести эту парадную?
На фото: парадная на улице Birger Jarlsgatan,125, в доме 1912 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
15. И снова модерн
Каждая страна интерпретировала модерн в соответствии со своими национальными особенностями. В Швеции, как и во всей Скандинавии, он назывался югендстиль. Он заметно повлиял на всю последующую шведскую архитектуру.
На фото: парадная по адресу Birkagatan, 34, в доме 1904 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
Каждая страна интерпретировала модерн в соответствии со своими национальными особенностями. В Швеции, как и во всей Скандинавии, он назывался югендстиль. Он заметно повлиял на всю последующую шведскую архитектуру.
На фото: парадная по адресу Birkagatan, 34, в доме 1904 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
16. Игра цветов
Дизайн этой парадной построен на игре контрастов — богатого на роспись потолка и скромных по декору стен. Каждый раз, находясь здесь, я представляю, что надо мной голубое небо с белоснежными облаками. Ещё меня восхищает, как меняется цвет мрамора в зависимости от освещения: он становится то солнечным, то медовым, то золотистым — очень тёплый камень, богатый на оттенки.
На фото: парадная на улице Frejgatan, 40, в доме 1902 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
Дизайн этой парадной построен на игре контрастов — богатого на роспись потолка и скромных по декору стен. Каждый раз, находясь здесь, я представляю, что надо мной голубое небо с белоснежными облаками. Ещё меня восхищает, как меняется цвет мрамора в зависимости от освещения: он становится то солнечным, то медовым, то золотистым — очень тёплый камень, богатый на оттенки.
На фото: парадная на улице Frejgatan, 40, в доме 1902 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
На фото: парадная на улице Roslagsgatan 62, в доме 1907 года. Фото с сайта www.fasthetsbyran.se
17. Белый и красный
Другой вариант шведского модерна — необычный для того периода контраст, но очень популярный ныне в стране — это сочетание красного и белого. На белом фоне стен с нежной росписью — контрастные лестничные перила и красные рамы окон. Лестница — простая чугунная. Этакий модернистский минимализм.
17. Белый и красный
Другой вариант шведского модерна — необычный для того периода контраст, но очень популярный ныне в стране — это сочетание красного и белого. На белом фоне стен с нежной росписью — контрастные лестничные перила и красные рамы окон. Лестница — простая чугунная. Этакий модернистский минимализм.
В красный цвет в этом доме выкрашена одна из дверей подъезда, ведущая во внутренний дворик. Цветная раскладка окна над дверью гармонирует с общей гаммой, но не перегружает интерьер. Красный цвет не режет взгляд, благодаря верно подобранному оттенку. Серая роспись на стене работает на баланс белого и красного, чтобы контраст цветов не казался таким резким.
18. Неоклассическая парадная
Не прошло и десяти лет, как шведские архитекторы в поисках новых идей загорелись неоклассицизмом. В 1920-х годах шведский неоклассицизм назвали Swedish grace (в переводе с англ. «шведская грация»). Это синтез романтического стиля и модерна, выращенного на шведской почве, синтез скандинавских мотивов и европейского классицизма. Цветовая палитра разнообразная, но не такая яркая, как в Западной Европе. Популярные украшения — медальоны с классическими профилями или же корзины с фруктами. Всё так же популярны росписи на потолке, но уже с новыми мотивами и орнаментами, всё так же отделаны мрамором или окрашены под мрамор стены, полы по-прежнему декорированы мрамором или гранитом, и кованые чугунные решётки лестниц — прочные и разнообразные в деталях. Лифты — деревянные кабинки с зеркалами; потолочные светильники из кованого метала, на окнах теперь навсегда утвердились прозрачные стекла вместо витражей.
Фото вверху: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма
Не прошло и десяти лет, как шведские архитекторы в поисках новых идей загорелись неоклассицизмом. В 1920-х годах шведский неоклассицизм назвали Swedish grace (в переводе с англ. «шведская грация»). Это синтез романтического стиля и модерна, выращенного на шведской почве, синтез скандинавских мотивов и европейского классицизма. Цветовая палитра разнообразная, но не такая яркая, как в Западной Европе. Популярные украшения — медальоны с классическими профилями или же корзины с фруктами. Всё так же популярны росписи на потолке, но уже с новыми мотивами и орнаментами, всё так же отделаны мрамором или окрашены под мрамор стены, полы по-прежнему декорированы мрамором или гранитом, и кованые чугунные решётки лестниц — прочные и разнообразные в деталях. Лифты — деревянные кабинки с зеркалами; потолочные светильники из кованого метала, на окнах теперь навсегда утвердились прозрачные стекла вместо витражей.
Фото вверху: Ingrid Johansson, из архива Городского музея Стокгольма
Фото: из архива Городского музея Стокгольма
19. Первые мусоропроводы
Впервые в эпоху неоклассицизма в 1924 году в домах появились мусоропроводы с металлическими люками. Автор идеи Свен Уолландден.
19. Первые мусоропроводы
Впервые в эпоху неоклассицизма в 1924 году в домах появились мусоропроводы с металлическими люками. Автор идеи Свен Уолландден.
На фото: парадная на улице Hornsgatan, 85, в доме 1905 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
В этом доме мусоропровод встроен между двумя окнами, что сейчас встречается нечасто — в основном, он встраивается в глухие стены. Окна шведы всё-таки предпочитают украшать цветами и использовать для созерцания.
В этом доме мусоропровод встроен между двумя окнами, что сейчас встречается нечасто — в основном, он встраивается в глухие стены. Окна шведы всё-таки предпочитают украшать цветами и использовать для созерцания.
На фото: парадная на улице Rörstrandsgatan 33, в доме 1928 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
20. Круглый потолок
Этот подъезд мною особенно любим, но мне сложно точно определить его направление. Необычные для парадной полукруглые формы, сферический потолок с росписью. Причём, роспись располагается по канту сферы, не заполняет всё ее пространство, благодаря чему потолок кажется еще объёмней. Терракотовый цвет делает стены яркими, и даже в самый холодный день это помещение излучает тепло. Серый мрамор приглушает яркость терракотового, тонкие пилястры зрительно вытягивают полукруглый зал. Так достигается равновесие между шириной и высотой этого полукруга.
20. Круглый потолок
Этот подъезд мною особенно любим, но мне сложно точно определить его направление. Необычные для парадной полукруглые формы, сферический потолок с росписью. Причём, роспись располагается по канту сферы, не заполняет всё ее пространство, благодаря чему потолок кажется еще объёмней. Терракотовый цвет делает стены яркими, и даже в самый холодный день это помещение излучает тепло. Серый мрамор приглушает яркость терракотового, тонкие пилястры зрительно вытягивают полукруглый зал. Так достигается равновесие между шириной и высотой этого полукруга.
21. Богатая роспись
Этот потолок у меня ассоциируется с райским садом, я часто сижу на скамейке, что слева, и любуюсь росписью над головой. За скамейкой окно с квадратной раскладкой стекол, обращенное во внутренний дворик. Вызывает восхищение необычный дизайн люстры.
На фото: парадная на улице Heleneborgsgatan 10B, в доме 1925 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
Этот потолок у меня ассоциируется с райским садом, я часто сижу на скамейке, что слева, и любуюсь росписью над головой. За скамейкой окно с квадратной раскладкой стекол, обращенное во внутренний дворик. Вызывает восхищение необычный дизайн люстры.
На фото: парадная на улице Heleneborgsgatan 10B, в доме 1925 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
На фото слева: фрагмент одной из лестниц в этом же доме. Как видите, роспись сделана в той же цветовой гамме, что и дверь.
На фото внизу: фрагмент росписи стены и деталь чугунных перил в парадной того же дома. Фото с сайта www.bjurfors.se
На фото внизу: фрагмент росписи стены и деталь чугунных перил в парадной того же дома. Фото с сайта www.bjurfors.se
22. Своды с кессонами
Сводчатые потолки с кессонами — частые «гости» шведских подъездов начала прошлого века. В основном, деревянные, окрашенные или нет, с позолотой или нет, но всегда с красивым орнаментом.
На фото: парадная на улице Engelbrektsgatan, 25, в доме 1914 года. Фото: Johan Nilson, с сайта www.lagerlings.se
Сводчатые потолки с кессонами — частые «гости» шведских подъездов начала прошлого века. В основном, деревянные, окрашенные или нет, с позолотой или нет, но всегда с красивым орнаментом.
На фото: парадная на улице Engelbrektsgatan, 25, в доме 1914 года. Фото: Johan Nilson, с сайта www.lagerlings.se
Фото с сайта www.isbergsblogg.se/stockholm-i-mitt-hjarta
23. Хрустальная люстра
Вы удивитесь, но такие хрустальные люстры все еще встречаются в подъездах старинных домов Швеции. Конечно, они придают торжественность любому помещению, особенно красиво они смотрятся вечерами, когда на потолке вспыхивает тысяча кристалликов, и все вокруг приобретает новый оттенок. Переливаются новыми цветами стены из мрамора, гранитный пол, деревянные молдинги, латунь дверных ручек. На всех люстрах есть подсвечники — дань временам, когда квартиры освещались свечами. И хотя сегодня никто уже не использует свечи для освещения, подсвечники все равно сохранились на хрустальных люстрах.
23. Хрустальная люстра
Вы удивитесь, но такие хрустальные люстры все еще встречаются в подъездах старинных домов Швеции. Конечно, они придают торжественность любому помещению, особенно красиво они смотрятся вечерами, когда на потолке вспыхивает тысяча кристалликов, и все вокруг приобретает новый оттенок. Переливаются новыми цветами стены из мрамора, гранитный пол, деревянные молдинги, латунь дверных ручек. На всех люстрах есть подсвечники — дань временам, когда квартиры освещались свечами. И хотя сегодня никто уже не использует свечи для освещения, подсвечники все равно сохранились на хрустальных люстрах.
24. Белоснежный потолок
В этой парадной сразу обращает на себя внимание белый потолок с кессонами. Он притягивает взгляд и не отпускает. Главная скрипка в архитектурном оркестре.
На фото: парадная на улице Smala gränd, 3, в доме 1889 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
В этой парадной сразу обращает на себя внимание белый потолок с кессонами. Он притягивает взгляд и не отпускает. Главная скрипка в архитектурном оркестре.
На фото: парадная на улице Smala gränd, 3, в доме 1889 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
25. Солнечное сочетание цветов
Еще одна парадная, которая при всей лаконичности декора радует ярким сочетанием нескольких цветов мрамора: бежевого с красно-коричневым и черно-белого «шахматного» пола. Деревянная дверь медового цвета и красная ковровая дорожка дополняют радостную картинку. Кажется, что в помещении много солнца, что так ценно в условиях северного климата!
На фото: парадная на улице Karlbersvägenvägen, 37, в доме 1899 года. Фото с сайта www. fasthetsbyran.se
Еще одна парадная, которая при всей лаконичности декора радует ярким сочетанием нескольких цветов мрамора: бежевого с красно-коричневым и черно-белого «шахматного» пола. Деревянная дверь медового цвета и красная ковровая дорожка дополняют радостную картинку. Кажется, что в помещении много солнца, что так ценно в условиях северного климата!
На фото: парадная на улице Karlbersvägenvägen, 37, в доме 1899 года. Фото с сайта www. fasthetsbyran.se
Деталь декора: лепнина на карнизе, мрамор, белоснежный потолок.
На фото: парадная по адресу Helgalunden, 17, в доме 1930 года
26. Неожиданное цветовое решение
Эта парадная мне показалась нетипичной для своего времени. Я думаю, что этот подъезд был отреставрирован и цветовая гамма по каким-то причинам скорее всего была изменена.
26. Неожиданное цветовое решение
Эта парадная мне показалась нетипичной для своего времени. Я думаю, что этот подъезд был отреставрирован и цветовая гамма по каким-то причинам скорее всего была изменена.
27. Компас на полу
Часто в стокгольмских парадных при входе можно увидеть выложенную на полу розу ветров или стрелку компаса, а над входной дверью — надпись, например, XIX век от Рождества Христова. Это вселяет трепет — сразу ощущаешь дыхание истории.
На фото: парадная по адресу Värtavägen, 13, в доме 1932 года. Фото с сайта www.fasthetsbyran.se
Часто в стокгольмских парадных при входе можно увидеть выложенную на полу розу ветров или стрелку компаса, а над входной дверью — надпись, например, XIX век от Рождества Христова. Это вселяет трепет — сразу ощущаешь дыхание истории.
На фото: парадная по адресу Värtavägen, 13, в доме 1932 года. Фото с сайта www.fasthetsbyran.se
На фото: парадная по адресу Gotlandsgatan, 76B, в доме 1930 года. Фото с сайта www.bjurfors.se
28. Просто красивый пол
Вы заметили, что сдержанность декора всегда сполна компенсируется природной красотой натуральных материалов: дерева, гранита и мрамора? В подъездах того периода очень красивые полы. Это плиты, выложенные по диагонали или в шахматном порядке, сочетание чёрного, серого, белого цветов. Часто использовался наливной бесшовный мозаичный пол — тераццо (terrazzo) .
28. Просто красивый пол
Вы заметили, что сдержанность декора всегда сполна компенсируется природной красотой натуральных материалов: дерева, гранита и мрамора? В подъездах того периода очень красивые полы. Это плиты, выложенные по диагонали или в шахматном порядке, сочетание чёрного, серого, белого цветов. Часто использовался наливной бесшовный мозаичный пол — тераццо (terrazzo) .
29. Архитектурная перспектива
Меня всегда завораживает перспектива, которая открывается при входе в подъезд. А впереди — то колонна в холле, то готический потолок, то лестница, вьющаяся змейкой.
На фото: парадная по адресу Linnégatan, 10, в доме 1923 года. Фото с сайта www.bjurfors.se
Меня всегда завораживает перспектива, которая открывается при входе в подъезд. А впереди — то колонна в холле, то готический потолок, то лестница, вьющаяся змейкой.
На фото: парадная по адресу Linnégatan, 10, в доме 1923 года. Фото с сайта www.bjurfors.se
На фото: парадная по адресу Ringvägen, 123, в доме 1910 года. Фото с сайта www.svenskfast.se
30. Массивные двери
Входные двери в подъездах всегда массивные, их часто делали из корабельной древесины, что очень правильно в условиях влажного климата. Открывать такие двери тяжело — хорошо, что все они сегодня снабжены электродатчиками. Достаточно нажать кнопку, что рядом с кодовым щитом или домофоном, и дверь сама откроется. Такая же кнопка есть и с внутренней стороны. Электромеханизм установлен внутри прямо над дверью. Тем, кто передвигается на коляске, выдают специальный пульт для того, чтобы без усилий открывать двери с обеих сторон.
30. Массивные двери
Входные двери в подъездах всегда массивные, их часто делали из корабельной древесины, что очень правильно в условиях влажного климата. Открывать такие двери тяжело — хорошо, что все они сегодня снабжены электродатчиками. Достаточно нажать кнопку, что рядом с кодовым щитом или домофоном, и дверь сама откроется. Такая же кнопка есть и с внутренней стороны. Электромеханизм установлен внутри прямо над дверью. Тем, кто передвигается на коляске, выдают специальный пульт для того, чтобы без усилий открывать двери с обеих сторон.
31. Старинные лифты
Лифты в старых домах имеют круглые или квадратные кабинки и обычно вмещают до трех человек. Теснота с лихвой окупается щедростью отделки. Это, конечно, натуральное дерево, чугунная решетка с декором, часто позолоченная, ковровые дорожки. Внутри лифта есть маленькое сиденье, рассчитанное, правда, на одного. Но шведы народ вежливый, битком в лифты не набиваются. Наоборот, предложат вам зайти первым, а сами подождут, пока кабинка вернется обратно.
На фото: парадная по адресу Linnégatan, 42, в доме 1905 года. Фото: Johan Nilson, с сайта www.lagerlings.se
Лифты в старых домах имеют круглые или квадратные кабинки и обычно вмещают до трех человек. Теснота с лихвой окупается щедростью отделки. Это, конечно, натуральное дерево, чугунная решетка с декором, часто позолоченная, ковровые дорожки. Внутри лифта есть маленькое сиденье, рассчитанное, правда, на одного. Но шведы народ вежливый, битком в лифты не набиваются. Наоборот, предложат вам зайти первым, а сами подождут, пока кабинка вернется обратно.
На фото: парадная по адресу Linnégatan, 42, в доме 1905 года. Фото: Johan Nilson, с сайта www.lagerlings.se
На фото: парадная по адресу Folkskolegatan, 22C, в доме 1930 года
32. Изящные лифтовые решетки
Как правило, старинные лифты имеют дверь и решетку. Если не закрыть хотя бы одну из двух, лифт не сдвинется с места. Поэтому в кабинках часто висит листок с напоминанием закрывать за собой двери и решетку лифта. Иначе соседям придется идти вниз или подниматься вверх пешком.
32. Изящные лифтовые решетки
Как правило, старинные лифты имеют дверь и решетку. Если не закрыть хотя бы одну из двух, лифт не сдвинется с места. Поэтому в кабинках часто висит листок с напоминанием закрывать за собой двери и решетку лифта. Иначе соседям придется идти вниз или подниматься вверх пешком.
33. Вензеля на решетках
На решетках лифтов и стенах домов можно встретить аббревиатуру HSB. Это одна из крупнейших организаций страны, владеющих недвижимостью.
Фото из архива Городского музея Стокгольма
На решетках лифтов и стенах домов можно встретить аббревиатуру HSB. Это одна из крупнейших организаций страны, владеющих недвижимостью.
Фото из архива Городского музея Стокгольма
34. Законченный образ
Деревянные молдинги — популярный элемент декора во все времена. В этом интерьере мне нравятся входные двери с витражами, а также пилястры, переходящие в арки, украшенные барельефами, и образующие своды прямо на стене. Резьба по дереву, лепнина на потолке, черно-белый мозаичный пол, дополняют классический образ.
На фото: парадная по адресу Karlavägen, 56, в доме 1888 года. Фото: Johan Nilson, с сайта www.lagerlings.se/
Деревянные молдинги — популярный элемент декора во все времена. В этом интерьере мне нравятся входные двери с витражами, а также пилястры, переходящие в арки, украшенные барельефами, и образующие своды прямо на стене. Резьба по дереву, лепнина на потолке, черно-белый мозаичный пол, дополняют классический образ.
На фото: парадная по адресу Karlavägen, 56, в доме 1888 года. Фото: Johan Nilson, с сайта www.lagerlings.se/
На фото: парадная по адресу Artillerigatan, 43, в доме 1989 года. Фото с сайта www.lansfast.se
35. Ящики для почты
Обратите внимание на металлические щели в дверях. Это ничто иное, как отверстия для почты, называемые postlåda. Их чаще всего изготавливают из латуни.
35. Ящики для почты
Обратите внимание на металлические щели в дверях. Это ничто иное, как отверстия для почты, называемые postlåda. Их чаще всего изготавливают из латуни.
На фото: парадная по адресу Karlbersvägen, 80, в доме 1912 года. Фото с сайта www. fastighetsbyran.se
36. Ряды почтовых ящиков
Есть и другой вариант размещения почтовых ящиков — традиционный. Все ящики висят в подъезде, на каждом указано имя владельца и номер квартиры.
36. Ряды почтовых ящиков
Есть и другой вариант размещения почтовых ящиков — традиционный. Все ящики висят в подъезде, на каждом указано имя владельца и номер квартиры.
На фото: парадная по адресу Karlbersvägen, 80, в доме 1912 года. Фото с сайта www.fastighetsbyran.se
37. Список жильцов
Слева на щите — список с именами жильцов, информация о коммунальных службах и другая полезная информация.
37. Список жильцов
Слева на щите — список с именами жильцов, информация о коммунальных службах и другая полезная информация.
На фото: парадная по адресу Rörstrandsgatan, 48A, в доме 1908 года
38. Простота и аккуратность
Я сначала не хотела показывать фото этого подъезда из-за его предельной простоты, но потом передумала. Он более всего близок по стилю к современным подъездам Стокгольма. Светлые стены, никакого декора — все лаконично и скромно. Хотя здесь от старины кое-что сохранилось: общие параметры пространства, высокие потолки, витая лестница, оформление стен. Мне нравится частичная деревянная обшивка стен, завершенная у дверей в вертикальными узкими «стрелами». Мне нравится контраст — красно-белая плитка на полу.
38. Простота и аккуратность
Я сначала не хотела показывать фото этого подъезда из-за его предельной простоты, но потом передумала. Он более всего близок по стилю к современным подъездам Стокгольма. Светлые стены, никакого декора — все лаконично и скромно. Хотя здесь от старины кое-что сохранилось: общие параметры пространства, высокие потолки, витая лестница, оформление стен. Мне нравится частичная деревянная обшивка стен, завершенная у дверей в вертикальными узкими «стрелами». Мне нравится контраст — красно-белая плитка на полу.
Еще посмакуем детали
39. Роскошный потолок
На фото слева и внизу: детали декора потолка и карниза в парадной на улице Malmоgatan, в доме 1892 года. Фото с сайта www.rexplus.se
39. Роскошный потолок
На фото слева и внизу: детали декора потолка и карниза в парадной на улице Malmоgatan, в доме 1892 года. Фото с сайта www.rexplus.se
На фото: парадная по адресу Helgagatan, 36B, в доме 1927 года. Фото из архива Городского музея Стокгольма
40. Наивное искусство
Рисунок (на верхнем фото) над выходом на лестничную площадку — образец наивного искусства.
40. Наивное искусство
Рисунок (на верхнем фото) над выходом на лестничную площадку — образец наивного искусства.
На фото: парадная по адресу Restiernas gata, 16, в доме 1898 года. Фото с сайта www.bjurfors.se
41. Красивая гравировка
Гравировка на стекле — очень частое явление на парадных дверях шведских подъездов.
41. Красивая гравировка
Гравировка на стекле — очень частое явление на парадных дверях шведских подъездов.
42. Детали дверей
Ах, как мне нравятся старинные двери с их щербинками и царапинками! Я ощущаю дыхание времени через шершавую поверхность дерева и латунные изгибы дверных ручек.
Фото с сайта www.fasthetsbyran.se
Ах, как мне нравятся старинные двери с их щербинками и царапинками! Я ощущаю дыхание времени через шершавую поверхность дерева и латунные изгибы дверных ручек.
Фото с сайта www.fasthetsbyran.se
На фото: вход в парадную под адресу Bondegatan, 72, в доме 1923 года. Фото с сайта www.bjurfors.se
43. Арки и входы в подъезды
Кстати, не только парадные отличаются красотой сводов — проходные дворы тоже весьма элегантны. Ничего удивительного в этом нет. Когда возводилось здание, учитывались все нюансы вплоть до наружного декора.
43. Арки и входы в подъезды
Кстати, не только парадные отличаются красотой сводов — проходные дворы тоже весьма элегантны. Ничего удивительного в этом нет. Когда возводилось здание, учитывались все нюансы вплоть до наружного декора.
44. Возле подъезда
Стокгольмские внутренние дворики заслуживают отдельного рассказа. Этот чудесный образец эпохи шведского неоренессанса с росписью стен в духе итальянского ренессанса находится по адресу Kungsgatan, 51 и относится к 1891 году.
Стокгольмские внутренние дворики заслуживают отдельного рассказа. Этот чудесный образец эпохи шведского неоренессанса с росписью стен в духе итальянского ренессанса находится по адресу Kungsgatan, 51 и относится к 1891 году.
На фото: вход в парадную по адресу Karlbergsvägen 78, в доме 1911 года. Фото с сайта www.lansfast.se
45. На пути к подъезду
По такой дороге идти на работу и обратно — одно удовольствие. По обе стороны от входа — цветы, причём, картинка меняется каждый сезон.
45. На пути к подъезду
По такой дороге идти на работу и обратно — одно удовольствие. По обе стороны от входа — цветы, причём, картинка меняется каждый сезон.
46. Единая композиция — и снаружи, и внутри
Классическая роспись стены в парадной повторяется на улице, во внутреннем дворе
Классическая роспись стены в парадной повторяется на улице, во внутреннем дворе
На фото вверху: парадная по адресу Hallandsgatan, 46, в доме 1927 года.
На фото слева: Внутренний двор по тому же адресу. Фото с сайта www.lansfast.se
На фото слева: Внутренний двор по тому же адресу. Фото с сайта www.lansfast.se
На фото: дворик по адресу Heleneborgsgatan, 10B, в доме 1925 года. Фото с сайта www.fastighetbyran.se
47. Подъезд с видом на воду
А это место меня особенно интригует. Проходные дворы, арки, сотни ступенек, ведущие в подъезд, наверх к квартирам, вниз в подвал, влево во внутренний дворик и вправо по спуску до самой реки, где у причала пришвартованы яхты. Из любого окна дома можно наблюдать, как плывут кораблики неведомо куда и приплывают неизвестно откуда.
47. Подъезд с видом на воду
А это место меня особенно интригует. Проходные дворы, арки, сотни ступенек, ведущие в подъезд, наверх к квартирам, вниз в подвал, влево во внутренний дворик и вправо по спуску до самой реки, где у причала пришвартованы яхты. Из любого окна дома можно наблюдать, как плывут кораблики неведомо куда и приплывают неизвестно откуда.
На фото: фрагмент балкона по адресу Sankt Еriksgatan, 75, в доме 1924 года. Фото с сайта www.bjurfors.se
48. И общие балконы!
Квартиры в домах начала ХХ века строились с внутренним двориком, но, как правило, без балконов в квартирах. Однако на каждой лестничной площадке был выход на маленький балкончик, где всегда можно было подышать воздухом, попить кофейку или просто полюбоваться видом. Если в доме пять этажей, значит, в подъезде пять балконов для общего пользования. Балконы, как правило, обращены во внутренний дворик, а внешние фасады зданий украшают эркеры.
48. И общие балконы!
Квартиры в домах начала ХХ века строились с внутренним двориком, но, как правило, без балконов в квартирах. Однако на каждой лестничной площадке был выход на маленький балкончик, где всегда можно было подышать воздухом, попить кофейку или просто полюбоваться видом. Если в доме пять этажей, значит, в подъезде пять балконов для общего пользования. Балконы, как правило, обращены во внутренний дворик, а внешние фасады зданий украшают эркеры.
На фото: парадная по адресу Valhallavägen, 14, в доме 1903 года. Фото с сайта fastighetsbyran.se
Но вернемся к нашим парадным
49. Ухоженные и красивые
Они очень хорошо сохранились, несмотря на то, что многим уже больше ста лет. Конечно, их реставрируют, причём, в процесс реставрации вовлечено так много служб и организаций, что об этом надо писать отдельную статью. Кроме того, чистота и порядок в парадных — это задача коммунальных служб. Их персонал заменяет перегоревшие лампочки, чинит дверные ручки, меняет ковровые дорожки, периодически моет стекла входных дверей и окна на лестничных площадках. Раз в неделю убирают подъезды и служебные помещения, включая прачечные.
Цветы и картины — частый атрибут декора в шведских подъездах: и старинных, и современных. На Рождество подъезды украшают гирляндами и нарядными ёлками, чаще искусственными, но некоторые жилищные конторы не скупятся и на настоящие. В целом, каждый подъезд — это не просто вход в дом, это визитная карточка, по которой складывается впечатление о самом доме и о его жильцах.
Но вернемся к нашим парадным
49. Ухоженные и красивые
Они очень хорошо сохранились, несмотря на то, что многим уже больше ста лет. Конечно, их реставрируют, причём, в процесс реставрации вовлечено так много служб и организаций, что об этом надо писать отдельную статью. Кроме того, чистота и порядок в парадных — это задача коммунальных служб. Их персонал заменяет перегоревшие лампочки, чинит дверные ручки, меняет ковровые дорожки, периодически моет стекла входных дверей и окна на лестничных площадках. Раз в неделю убирают подъезды и служебные помещения, включая прачечные.
Цветы и картины — частый атрибут декора в шведских подъездах: и старинных, и современных. На Рождество подъезды украшают гирляндами и нарядными ёлками, чаще искусственными, но некоторые жилищные конторы не скупятся и на настоящие. В целом, каждый подъезд — это не просто вход в дом, это визитная карточка, по которой складывается впечатление о самом доме и о его жильцах.
На фото: парадная по адресу Artillerigatan, 43,1899 года. Фото с сайта www.fastighetbyran.se
50. Парадные парадные!
Усилий одних коммунальных служб было бы недостаточно, если бы и сами жильцы не заботились о подъездах и других общественных местах, будь то прачечная или помещение для велосипедов. Ни одному шведу не придет в голову открутить лампочку в светильнике или унести с собой хрустальную подвеску от люстры по причине личной надобности, разбить гранитной пол, испортить перила, увековечить на мраморной стене свой автограф, оборвать цветы на клумбе для своего гербария. Уважительное отношение воспитывается с детства, поэтому в парадных всегда царит чистота и порядок, и они будут радовать своей красотой еще не одно поколение.
50. Парадные парадные!
Усилий одних коммунальных служб было бы недостаточно, если бы и сами жильцы не заботились о подъездах и других общественных местах, будь то прачечная или помещение для велосипедов. Ни одному шведу не придет в голову открутить лампочку в светильнике или унести с собой хрустальную подвеску от люстры по причине личной надобности, разбить гранитной пол, испортить перила, увековечить на мраморной стене свой автограф, оборвать цветы на клумбе для своего гербария. Уважительное отношение воспитывается с детства, поэтому в парадных всегда царит чистота и порядок, и они будут радовать своей красотой еще не одно поколение.
На фото: вход в подъезд по адресу Torsgatan 42d, в доме 1929 года. Фото с сайта www.lansfast.se
Гуляя по центру Стокгольма, я иногда подхожу к двери какого-нибудь подъезда, код которого мне неизвестен, и пытаюсь через стекло (входные группы на 99 % прозрачные!), разглядеть внутреннее убранство. Лучше это делать вечерами, когда во многих парадных горит свет. И тогда можно увидеть, что скрывается за стеклянной перегородкой. Ну как тут не воздать хвалу мастерам, сотворившим эту красоту?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Фотоохота: 100 вдохновляющих видов Франции
Гуляя по центру Стокгольма, я иногда подхожу к двери какого-нибудь подъезда, код которого мне неизвестен, и пытаюсь через стекло (входные группы на 99 % прозрачные!), разглядеть внутреннее убранство. Лучше это делать вечерами, когда во многих парадных горит свет. И тогда можно увидеть, что скрывается за стеклянной перегородкой. Ну как тут не воздать хвалу мастерам, сотворившим эту красоту?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Фотоохота: 100 вдохновляющих видов Франции
Первое время я постоянно спотыкалась на лестницах, а пару раз буквально растянулась на пороге, так как вместо того, чтобы смотреть под ноги, пыталась разглядеть барельефы на стенах и росписи на потолке. Я была словно Золушка, попавшая на бал и потрясенная роскошью дворцового интерьера. Передо мной открывались двери парадных в старинных домах. Каждый из них числится в реестре памятников архитектуры, но это, прежде всего, жилые дома, в которых живут обычные люди. Сейчас, проработав в центре Стокгольма более пяти лет, я воспринимаю их красоту, как данность, но не перестаю восхищаться и любоваться ими по сей день.