Эта картина висит идеально: Психология и симметрия
Почему нам хочется размещать вещи симметрично и к чему это приводит
Наталья Михайлова
24 мая, 2015
Постоянный автор HouzzRu, практикующий психолог. Моя специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. С большим удовольствием консультирую не только лично, но по электронной почте и Skype. Делюсь своими знаниями в советах для читателей Houzz.ru
Постоянный автор HouzzRu, практикующий психолог. Моя специализация — когнитивно-поведенческая... Еще
Баланс ─ один из базовых принципов дизайна интерьеров, а симметрия ─ один из вариантов достичь баланса. Но, поскольку я не дизайнер, а психолог, меня интересует именно психологический аспект симметрии: почему и для чего временами хочется расставить вещи симметрично и что бывает, если стремление к симметрии начинает переходить все разумные пределы?
Симметрия в интерьере
На самом деле такой прием как симметрия встречается в интерьерах довольно часто. Причем не только в таких, как на фото, ─ продуманных профессиональными дизайнерами, ─ но и в любительских. Вглядитесь в обстановку своей квартиры: есть ли что-то, что вы разместили симметрично? Стулья? Тумбочки у кровати? Свечки на комоде? Подушки на диване?
Кроме сугубо зеркального размещения, бывает и расстановка вещей и предметов относительно центральной оси. Такая ось тоже служит чем-то вроде основы для баланса. К примеру, плита стоит в центре кухонной группы; слева от нее на стене висят половники-ложки ─ и справа дуршлаги-лопатки. Слева стоит шкафчик – и справа тумбочка. И все они как-то визуально уравновешивают друг друга. Для простоты все эти варианты буду дальше называть одним словом ─ симметрией.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
Хороший вопрос: Как понять, что вашему интерьеру нужна симметрия
На самом деле такой прием как симметрия встречается в интерьерах довольно часто. Причем не только в таких, как на фото, ─ продуманных профессиональными дизайнерами, ─ но и в любительских. Вглядитесь в обстановку своей квартиры: есть ли что-то, что вы разместили симметрично? Стулья? Тумбочки у кровати? Свечки на комоде? Подушки на диване?
Кроме сугубо зеркального размещения, бывает и расстановка вещей и предметов относительно центральной оси. Такая ось тоже служит чем-то вроде основы для баланса. К примеру, плита стоит в центре кухонной группы; слева от нее на стене висят половники-ложки ─ и справа дуршлаги-лопатки. Слева стоит шкафчик – и справа тумбочка. И все они как-то визуально уравновешивают друг друга. Для простоты все эти варианты буду дальше называть одним словом ─ симметрией.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
Хороший вопрос: Как понять, что вашему интерьеру нужна симметрия
Симметрия в природе
Оказывается, симметрия очень часто встречается в том, что создает сама природа. Живые существа, человеческое тело, строение растений ─ все подвержено симметрии или стремится к ней. Симметрия создает ощущение стабильности, спокойствия, временами величия и достоинства. Симметрия намекает на безопасность.
С другой стороны, симметрично расположенные вещи могут вызывать скуку: такие квартиры как будто говорят нам, что здесь нет места творческому хаосу и беспорядку.
Оказывается, симметрия очень часто встречается в том, что создает сама природа. Живые существа, человеческое тело, строение растений ─ все подвержено симметрии или стремится к ней. Симметрия создает ощущение стабильности, спокойствия, временами величия и достоинства. Симметрия намекает на безопасность.
С другой стороны, симметрично расположенные вещи могут вызывать скуку: такие квартиры как будто говорят нам, что здесь нет места творческому хаосу и беспорядку.
Гештальтпсихология посвящает много времени изучению одной из особенностей нашего мышления ─ а именно стремлению воспринимать части как единое целое. Даже если какие-то части отсутствуют, мы все равно воспринимаем образ целостно.
Визуальное восприятие интерьеров не является исключением ─ наоборот, это прекрасный пример для иллюстрации этих психологических процессов. Каждая комната воспринимается не как набор предметов, а целиком, как единое пространство. Наш мозг предпочитает паттерны, знакомые или повторяющиеся рисунки, простые составляющие, которые позволяют сформировать целостную картину. И симметричное расположение предметов интерьера как раз-таки помогает легче и проще построить «законченный гештальт», или целостную структуру.
Визуальное восприятие интерьеров не является исключением ─ наоборот, это прекрасный пример для иллюстрации этих психологических процессов. Каждая комната воспринимается не как набор предметов, а целиком, как единое пространство. Наш мозг предпочитает паттерны, знакомые или повторяющиеся рисунки, простые составляющие, которые позволяют сформировать целостную картину. И симметричное расположение предметов интерьера как раз-таки помогает легче и проще построить «законченный гештальт», или целостную структуру.
Аналогичный трюк, помогающий быстро сформировать приятную и понятную структуру, ─ использование перекликающихся между собой элементов интерьера.
Посмотрите на фото выше. Вы видите, какие именно элементы взаимосвязаны, повторяются и перекликается между собой в этой гостиной? Цвет (коричневый), форма (квадрат) и фон (одинаковые по цвету и текстуре пол и стены). Это типичные мотивы, которые позволяют объединить части в единое целое. Плюс симметричное расположение ─ и вот уже помещение выглядит очень стабильно, спокойно и привлекательно.
Посмотрите на фото выше. Вы видите, какие именно элементы взаимосвязаны, повторяются и перекликается между собой в этой гостиной? Цвет (коричневый), форма (квадрат) и фон (одинаковые по цвету и текстуре пол и стены). Это типичные мотивы, которые позволяют объединить части в единое целое. Плюс симметричное расположение ─ и вот уже помещение выглядит очень стабильно, спокойно и привлекательно.
Психологические исследования выявили, что симметрия соотносится с нашим субъективным пониманием красоты, она быстрее обрабатывается мозгом ─ и, как ни странно, первое, что он «ищет», сталкиваясь с незнакомыми объектами, ─ это ось симметрии. Почему? Потому что так проще, понятнее, приятнее и безопаснее. Такова психология человека.
Поэтому я бы рекомендовала дизайнерам не пренебрегать симметричным расположением предметов интерьера или осевым планированием. Это будет особенно импонировать тем клиентам, которые стремятся продемонстрировать (или приобрести) стабильность и чувство собственного достоинства.
Если ваш клиент, напротив, является творческой личностью, можно опять-таки дать ему ощущение безопасности, но при этом добавить и некий асимметричный акцент. Это придаст восприятию пространства некоторую живость и необычность. Так сказать, расшевелит извилины.
Поэтому я бы рекомендовала дизайнерам не пренебрегать симметричным расположением предметов интерьера или осевым планированием. Это будет особенно импонировать тем клиентам, которые стремятся продемонстрировать (или приобрести) стабильность и чувство собственного достоинства.
Если ваш клиент, напротив, является творческой личностью, можно опять-таки дать ему ощущение безопасности, но при этом добавить и некий асимметричный акцент. Это придаст восприятию пространства некоторую живость и необычность. Так сказать, расшевелит извилины.
Чрезмерная симметрия
Конечно, во всем должна быть определенная мера ─ и в симметрии тоже. Иногда у некоторых людей наблюдается чрезмерное стремление к упорядочиванию окружающей среды, созданию симметрии и идеальной аккуратности. Пока это не достигнуто (в их понимании), они будут ощущать незаконченность, незавершенность и неудовлетворенность.
В психологии существует такой термин: «not just-right feeling» (и наоборот ─ «just-right feeling»), что означает «ощущение неполной правильности» и «ощущение полной правильности». Чтобы понять, о каком ощущении идет речь, представьте себе, что вы пытаетесь повесить картину на стену и примеряете ее к месту. Вот здесь она еще не очень правильно висит: немножко кривовато, немножко не симметрично относительно середины стены… Чуть-чуть подвинув картину, вы понимаете, что она стала висеть лучше относительно окна, но все еще кривовато, все еще «not just-right». И только после того, как вы перемещаете картину еще на пару миллиметров, вы испытываете то самое удовлетворение, что теперь картина «just-right», полностью правильно. Хотя, по сути, дело было всего лишь в нескольких миллиметрах.
Так вот, у некоторых людей это чувство «just-right» достигается с трудом. Они могут долго передвигать картину с места на место, так и не подобрав для нее подходящее положение.
Конечно, во всем должна быть определенная мера ─ и в симметрии тоже. Иногда у некоторых людей наблюдается чрезмерное стремление к упорядочиванию окружающей среды, созданию симметрии и идеальной аккуратности. Пока это не достигнуто (в их понимании), они будут ощущать незаконченность, незавершенность и неудовлетворенность.
В психологии существует такой термин: «not just-right feeling» (и наоборот ─ «just-right feeling»), что означает «ощущение неполной правильности» и «ощущение полной правильности». Чтобы понять, о каком ощущении идет речь, представьте себе, что вы пытаетесь повесить картину на стену и примеряете ее к месту. Вот здесь она еще не очень правильно висит: немножко кривовато, немножко не симметрично относительно середины стены… Чуть-чуть подвинув картину, вы понимаете, что она стала висеть лучше относительно окна, но все еще кривовато, все еще «not just-right». И только после того, как вы перемещаете картину еще на пару миллиметров, вы испытываете то самое удовлетворение, что теперь картина «just-right», полностью правильно. Хотя, по сути, дело было всего лишь в нескольких миллиметрах.
Так вот, у некоторых людей это чувство «just-right» достигается с трудом. Они могут долго передвигать картину с места на место, так и не подобрав для нее подходящее положение.
В каком-то смысле это стремление к бесконечному «just-right» есть особая форма перфекционизма, причем довольно навязчивого. Представьте, что вы как раз такой человек, у которого всегда и все должно быть идеально, волосок к волоску. И пока это не достигнуто, удовлетворенность от сделанного не наступает, чувство «just-right» не появляется. Посмотрите на это фото особым «перфекционистским» взглядом (мы это сделаем для тренировки).
Есть ли что-то, что, с точки зрения такого человека, хотелось бы исправить, подвинуть на несколько миллиметров, изменить? Например, несимметричные орхидеи. Фотографии на тумбочке и черные и белые шарики на зеркале есть только справа, но не слева. Неровная прическа у Мэрилин Монро. Слегка сдвинувшийся левый абажур, не параллельный полу.
Когда вы думаете таким образом, что вы чувствуете? Я уверена, что вы испытываете неудовлетворенность, беспокойство, незаконченность, тревогу и желание или выйти из этого помещения или все исправить. Но парадокс состоит в том, что все исправить невозможно, потому что на каждый исправленный абажур найдется еще что-нибудь слегка кривое.
Так что чрезмерное увлечение симметрией может обернуться и негативной стороной. Пребывание в стремящемся к идеалу симметричном помещении может спровоцировать навязчивый перфекционизм. Конечно, не у всех поголовно и не в такой сильной степени, но это возможно. Тогда человеку в этом помещении будет некомфортно.
Поэтому используйте симметрию с умом ─ в соответствующих домах и у соответствующих клиентов!
ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ В КОММЕНТАРИЯХ…
Расскажите, что у вас лично в квартире симметрично? Расставляя предметы интерьера, испытывали ли вы это чувство «just-right» ─ или его противоположность, чувство «not just-right»?
Есть ли что-то, что, с точки зрения такого человека, хотелось бы исправить, подвинуть на несколько миллиметров, изменить? Например, несимметричные орхидеи. Фотографии на тумбочке и черные и белые шарики на зеркале есть только справа, но не слева. Неровная прическа у Мэрилин Монро. Слегка сдвинувшийся левый абажур, не параллельный полу.
Когда вы думаете таким образом, что вы чувствуете? Я уверена, что вы испытываете неудовлетворенность, беспокойство, незаконченность, тревогу и желание или выйти из этого помещения или все исправить. Но парадокс состоит в том, что все исправить невозможно, потому что на каждый исправленный абажур найдется еще что-нибудь слегка кривое.
Так что чрезмерное увлечение симметрией может обернуться и негативной стороной. Пребывание в стремящемся к идеалу симметричном помещении может спровоцировать навязчивый перфекционизм. Конечно, не у всех поголовно и не в такой сильной степени, но это возможно. Тогда человеку в этом помещении будет некомфортно.
Поэтому используйте симметрию с умом ─ в соответствующих домах и у соответствующих клиентов!
ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ В КОММЕНТАРИЯХ…
Расскажите, что у вас лично в квартире симметрично? Расставляя предметы интерьера, испытывали ли вы это чувство «just-right» ─ или его противоположность, чувство «not just-right»?
Похожие статьи
Статьи про наведение порядка
Все запущено: Как навести порядок в квартире и начать новую жизнь
Автор: Юлия Володина
Мы за интеллектуальный подход к уборке, потому составляем план действий, чтобы разобрать домашние завалы
Читать
Houzz-юмор
Не знали наши папы: 14 вещей, которые поймут только родители
Автор: Евгений Иванов
Вы все предусмотрели в интерьере? Ой, да не смешите!
Читать
Приемы и идеи декора
Внутренний возраст: Как скинуть десяток лет при помощи интерьера
Автор: Евгений Иванов
Когда в самом деле пора сменить электрогитару на сейф для украшений, а гамак — на домашний мини-бар?
Читать
Новый год
Новогодний переполох: Дизайнерский квест для хорошего настроения
Автор: Студия Новый дизайн
Как перестановка шкафа и новая звезда помогут изменить отношение к празднику
Читать
Статьи про жизнь в интерьерах
Хороший вопрос: Ипотека или секс?
Автор: Арина Холина
Арина Холина рассуждает о том, как «квартирный вопрос» продолжает портить нашу жизнь. На сей раз — личную
Читать
Статьи о кабинетах
Чему нас научила «удаленка»: 8 советов тем, кто работает из дома
Автор: Aurélie Roman
Как работать продуктивно и без угрызений совести перед детьми
Читать
Психология
6 способов, как соседи могут помогать друг другу
Автор: Houzz
Дружить не только приятно, но и полезно
Читать
Психология
Дом заставляет нас опаздывать: как с этим бороться
Автор: Юлия Володина
Советы для тех, кому портфель с вечера в детстве собирала мама...
Читать
Статьи о спальнях
Пусть утро будет добрым, или как гарантировано встать с той ноги
Автор: Юлия Володина
Наши простые советы сделают пробуждение приятным, а утро — радостным
Читать
Идеальный отдых
Успеть все: Тайм-менеджмент как инструмент самоорганизации
Автор: Юлия Володина
Научиться управлять своим временем — значит стать счастливым
Читать
Наталья,
Спасибо за интересную статью!
Работая с интерьерными принтами понимаешь, что в
творческом плане - можно все. Т.е. и симметрия, и асимметрия имеют СВОЕ право
на жизнь и могут сыграть роль той самой «вишенки на торте» - что бы интерьер «заиграл»,
но некое чувство, …такта, что ли, должно
быть выдержанно – и Вы здорово написали об этом.
Павел.
PS. Я присоединюсь к комментариям выше – картину с Мэрлин
хочется чуток крутануть вправо. Т.о. по результатам данного теста нас можно смело
отнести к психотипу ..«not just-right»))
Тема Психологии дизайна - очень наболевший вопрос. В 90-е была попытка организовать высшее образование в Иркутске. Организатор - психолог Лидин: на тот момент он назывался теоретиком дизайна № 1 в России. Что-то не пошло... В Европе существует дисциплина Психология архитектуры, которая позволяет учитывать аспект восприятия человеком. Тема очень интересная, на мой взгляд, многообещающая ниша в связи с трендом общественных пространств и лозунгом 21 века: создай лучшую среду, куда приедут лучшие люди, которые создадут лучшие компании, производящие лучшие товары.
Кто знает, в России где-нибудь существуют площадки исследования по данной теме?
Небольшие заметки по статье. В "математически" выверенном пространстве (неважно, целостное оно, с точки зрения композиции, или не совсем) всегда возникает провокация - продолжить "математику", найти погрешность, ошибку, просчитать миллиметры и т.д. И в этом тоже заключается творчество для некоторых людей, весьма увлекательное. Устойчивость дает присутствие центра, стержня, и симметрия здесь - лишь один из способов работы с центром.