Эксперименты со светом: 6 главных трендов выставки Euroluce 2017
Фокус на минимализм, графику, комбинацию старинных техник с инновационными разработками
Leonora Sartori
14 апреля, 2017
Благодаря светодиодам и ставке на инновационные технологии дизайнеры меняют не только внешний вид, но и само назначение светильников. В центре внимания участников выставки Euroluce — свобода во всех ее проявлениях: не только настройках и регулировках лампы, беспроводных технологиях, но даже изменении ее внешнего вида под ваше настроение.
Harry H, диз. Карлотта де Бевильаква (Carlotta de Bevilacqua) для Artemide
1. Технология плюс мастерство
«Светильник — это не просто форма. Он относится к базовым человеческим потребностям, наряду с воздухом и водой. Свет появляется в нашем жилище благодаря развитию технологии, поэтому мы не должны бояться прогресса. Вместо этого мы должны создать концепцию по дальнейшему развитию технологии освещения. И делая это, мы прежде всего должны исходить из потребностей человека», — говорит Карлотта де Бевилаква, архитектор и вице-президент итальянской компании Artemide.
Она спроектировала гибрид светильника Harry H как манифест, провозглашающий союз новейших технологий и традиционного ремесла. В стеклянную колбу, изготовленную стеклодувами вручную, помещены два источника света — LED и OLED. В отличие от точечного света лампочки LED, светодиоды на органических материалах OLED (выглядят как светящиеся панели) излучают свет фронтально, через полупрозрачные электроды. По сути это крупноформатные излучающие панели мягкого рассеянного света. Оба источника света можно включать одновременно или по отдельности, и тем самым контролировать, какой именно свет излучает в данный момент ваш светильник.
1. Технология плюс мастерство
«Светильник — это не просто форма. Он относится к базовым человеческим потребностям, наряду с воздухом и водой. Свет появляется в нашем жилище благодаря развитию технологии, поэтому мы не должны бояться прогресса. Вместо этого мы должны создать концепцию по дальнейшему развитию технологии освещения. И делая это, мы прежде всего должны исходить из потребностей человека», — говорит Карлотта де Бевилаква, архитектор и вице-президент итальянской компании Artemide.
Она спроектировала гибрид светильника Harry H как манифест, провозглашающий союз новейших технологий и традиционного ремесла. В стеклянную колбу, изготовленную стеклодувами вручную, помещены два источника света — LED и OLED. В отличие от точечного света лампочки LED, светодиоды на органических материалах OLED (выглядят как светящиеся панели) излучают свет фронтально, через полупрозрачные электроды. По сути это крупноформатные излучающие панели мягкого рассеянного света. Оба источника света можно включать одновременно или по отдельности, и тем самым контролировать, какой именно свет излучает в данный момент ваш светильник.
U-Light, диз.Тимо Рипатти (Timo Ripatti) для Axolight
2. Графический уклон
Концентрические круги — едва ли не главная доминанта в современном дизайне светильников. В моде чистые линии и геометрические формы (свисающие с потолка или зафиксированные на стене) — дизайнеры трактуют привычные светильники как минималистскую скульптуру. При своей «невесомой» наружности светильники отличает поистине гигантский диаметр.
Благодаря LED-технологиям источник света сейчас может располагаться в любом месте cсветильника, даже описывать круг по его периметру. Например, светильник U-Light финского дизайнера Тимо Рипатти представляет собой LED-ленту, заключенную в круглые алюминиевые рамы.
2. Графический уклон
Концентрические круги — едва ли не главная доминанта в современном дизайне светильников. В моде чистые линии и геометрические формы (свисающие с потолка или зафиксированные на стене) — дизайнеры трактуют привычные светильники как минималистскую скульптуру. При своей «невесомой» наружности светильники отличает поистине гигантский диаметр.
Благодаря LED-технологиям источник света сейчас может располагаться в любом месте cсветильника, даже описывать круг по его периметру. Например, светильник U-Light финского дизайнера Тимо Рипатти представляет собой LED-ленту, заключенную в круглые алюминиевые рамы.
Compendium Circle, диз. Даниэль Рибаккен (Daniel Rybakken) для Luceplan
Норвежский дизайнер Дэниэль Рибаккен также использует форму круга в коллекции Compendium, которую он создал для компании Luceplan. LED-технология позволяет использовать и точечный, сфокусированный свет, когда он направлен вниз, и рассеянный, когда он направлен вверх. Этот светильник в минималистском стиле легко подстроить под интерьер — модель можно собрать из трех колец различного диаметра, так что окончательную форму светильника определяет сам покупатель.
Норвежский дизайнер Дэниэль Рибаккен также использует форму круга в коллекции Compendium, которую он создал для компании Luceplan. LED-технология позволяет использовать и точечный, сфокусированный свет, когда он направлен вниз, и рассеянный, когда он направлен вверх. Этот светильник в минималистском стиле легко подстроить под интерьер — модель можно собрать из трех колец различного диаметра, так что окончательную форму светильника определяет сам покупатель.
Модель Yanzi, созданная китайским дуэтом Neri & Hu для Artemide, представляет собой легкий светильник, который можно подвесить к потолку или использовать в качестве напольной лампы. Чистые линии напоминают ветки дерева с сидящими на них ласточками, которых можно передвинуть с места на место. С помощью этого светильника легко создать дома очень поэтический пейзаж.
WireRing, диз. Formafantasma для Flos
Куда делся источник света? Светильник WireRing от итальянского дизайн-дуэта Formafantasma настолько тонкий, что практически исчезает. Он представляет собой кольцо, вокруг которого поясом оборачивается электрический шнур со светодиодной лентой. И все. Сам кабель становится центром композиции.
Куда делся источник света? Светильник WireRing от итальянского дизайн-дуэта Formafantasma настолько тонкий, что практически исчезает. Он представляет собой кольцо, вокруг которого поясом оборачивается электрический шнур со светодиодной лентой. И все. Сам кабель становится центром композиции.
Heliacal от Os & Oos для FontanaArte
3. Световые колонны
Пока подвесные и настенные светильники «растворяются» в пространстве, с напольными лампами происходит обратная ситуация. Они становятся все больше и больше, напоминая пиктограмму или чью-то шутку, но безусловно запоминающуюся с первого взгляда.
Светильник Heliacal от датской дизайн-студии Os & Oos для Fontana Arte яркий тому пример. На его создание дизайнеров вдохновило то, как меняется солнечный свет от рассвета до заката. Поляризованные стеклянные диски светильника вращаются, либо полностью блокируя свет, либо пропуская его отдельные лучи, тем самым создавая в интерьере различные эффекты солнечного освещения — от нежного рассветного солнца до его затмения. Таким образом светильник превращается в магический современный тотем.
3. Световые колонны
Пока подвесные и настенные светильники «растворяются» в пространстве, с напольными лампами происходит обратная ситуация. Они становятся все больше и больше, напоминая пиктограмму или чью-то шутку, но безусловно запоминающуюся с первого взгляда.
Светильник Heliacal от датской дизайн-студии Os & Oos для Fontana Arte яркий тому пример. На его создание дизайнеров вдохновило то, как меняется солнечный свет от рассвета до заката. Поляризованные стеклянные диски светильника вращаются, либо полностью блокируя свет, либо пропуская его отдельные лучи, тем самым создавая в интерьере различные эффекты солнечного освещения — от нежного рассветного солнца до его затмения. Таким образом светильник превращается в магический современный тотем.
Pinecone, диз. Паола Навоне (Paola Navone), FontanaArte
Изначально светильник Pinecone дизайнера Паолы Навоне, название которого переводится как «сосновая шишка», задумывался как настольная лампа или подвесная модель. Однако в этом году он превратился еще и в напольный торшер. В производстве используется старинная техника тиходувного стекла, заключенного в определенную форму, в результате чего получается ребристая или «кованая» поверхность, где свет и стекло стараются выбраться из своей «клетки».
Изначально светильник Pinecone дизайнера Паолы Навоне, название которого переводится как «сосновая шишка», задумывался как настольная лампа или подвесная модель. Однако в этом году он превратился еще и в напольный торшер. В производстве используется старинная техника тиходувного стекла, заключенного в определенную форму, в результате чего получается ребристая или «кованая» поверхность, где свет и стекло стараются выбраться из своей «клетки».
Noctambule, диз. Константин Грчич (Konstantin Grcic) для Flos
Лампа немецкого дизайнера Константина Грчича собрана из прозрачных стеклянных модулей, дутых в форме цилиндра. Днем она практически сливается с окружением, но зато вечером проявляет себя во всей красе. Модули сконструированы таким образом, что колонну можно достраивать до любой желаемой высоты. Весь вопрос в том, как высоко вы решите зайти.
Лампа немецкого дизайнера Константина Грчича собрана из прозрачных стеклянных модулей, дутых в форме цилиндра. Днем она практически сливается с окружением, но зато вечером проявляет себя во всей красе. Модули сконструированы таким образом, что колонну можно достраивать до любой желаемой высоты. Весь вопрос в том, как высоко вы решите зайти.
4. Больше чем просто лампа
С появлением новых технологий, позволяющих дизайнерам двигаться в любом направлении, лампы могут служить не только источником света. Яркий пример тому — светильник Diade дизайнера Моники Армани для Luceplan. В него вмонтированы акустические системы, поглощающие излишний шум, например офисный, и тем самым обеспечивающие психологический комфорт. Его также можно сложить (как показано на следующей фотографии) и разделить пространство.
С появлением новых технологий, позволяющих дизайнерам двигаться в любом направлении, лампы могут служить не только источником света. Яркий пример тому — светильник Diade дизайнера Моники Армани для Luceplan. В него вмонтированы акустические системы, поглощающие излишний шум, например офисный, и тем самым обеспечивающие психологический комфорт. Его также можно сложить (как показано на следующей фотографии) и разделить пространство.
5. Светильник-шутка
Модель Gaku, придуманная японской студией Nendo для Flos, представляет собой готовый набор деревянных рамок для украшения интерьера, которые можно собрать в любом порядке и использовать, в том числе и в качестве настольной лампы. С элементами набора можно поиграть, создав собственный уникальный светильник. Источник света крепится с помощью подвесного электрического шнура.
Также есть и беспроводная версия. Кстати, это еще один популярный тренд: лампочку можно заряжать с помощью индукционных пластин через док-станцию (как этот светильник) или через USB-коннектор — от розетки или ноутбука. Технологии беспроводной зарядки предлагаются не только для интерьерных, но и для садовых светильников.
Модель Gaku, придуманная японской студией Nendo для Flos, представляет собой готовый набор деревянных рамок для украшения интерьера, которые можно собрать в любом порядке и использовать, в том числе и в качестве настольной лампы. С элементами набора можно поиграть, создав собственный уникальный светильник. Источник света крепится с помощью подвесного электрического шнура.
Также есть и беспроводная версия. Кстати, это еще один популярный тренд: лампочку можно заряжать с помощью индукционных пластин через док-станцию (как этот светильник) или через USB-коннектор — от розетки или ноутбука. Технологии беспроводной зарядки предлагаются не только для интерьерных, но и для садовых светильников.
Светильник Collapsible Moon, диз. Кадзухиро Яманака (Kazuhiro Yamanaka) для Pallucco
Светильник Collapsible Moon, вдохновленный луной и софитами фотографов, сделан из технической ткани, преломляющей свет, которую обычно используют в спорте. Рама светильника собрана из стальной проволоки и может двигаться или складываться. Внутрь рамы встроена LED-лента, меняющая цвет освещения. А в результате у вас в руках полностью светящийся круг — небольшая портативная луна.
Светильник Collapsible Moon, вдохновленный луной и софитами фотографов, сделан из технической ткани, преломляющей свет, которую обычно используют в спорте. Рама светильника собрана из стальной проволоки и может двигаться или складываться. Внутрь рамы встроена LED-лента, меняющая цвет освещения. А в результате у вас в руках полностью светящийся круг — небольшая портативная луна.
Graffiti, диз. Кадзухиро Яманака (Kazuhiro Yamanaka) для Pallucco
Еще один объект от того же японского дизайнера — светильник Graffiti. Это настоящая скульптурная композиция из металлических трубок, которые можно двигать, переставлять, с которыми можно играть, рисуя собственные граффити и создавая уникальный арт-объект у себя дома.
Еще один объект от того же японского дизайнера — светильник Graffiti. Это настоящая скульптурная композиция из металлических трубок, которые можно двигать, переставлять, с которыми можно играть, рисуя собственные граффити и создавая уникальный арт-объект у себя дома.
Amisol, диз. Даниэль Рибаккен (Daniel Rybakken) для Luceplan
Светильник Amisol дизайнера Дэниэля Рибаккена играет с огромным размером. Как и в случае с лунным светильником Collapsible Moon источником вдохновения послужили софиты и рефлекторы, используемые профессиональными фотографами. Внутри круглой алюминиевой рамы натянута прозрачная белая пленка или зеркальная металлическая мембрана, создающая рассеянный свет. Лампы можно направить в любую точку.
Светильник Amisol дизайнера Дэниэля Рибаккена играет с огромным размером. Как и в случае с лунным светильником Collapsible Moon источником вдохновения послужили софиты и рефлекторы, используемые профессиональными фотографами. Внутри круглой алюминиевой рамы натянута прозрачная белая пленка или зеркальная металлическая мембрана, создающая рассеянный свет. Лампы можно направить в любую точку.
Mesh, диз. Франциско Гомес Пас (Francisco Gomez Paz) для Luceplan
6. Вторая жизнь люстры (облегченная версия)
Что бывает, когда дизайнеры начинают использовать светодиоды в люстрах? Их очертания становятся хрупкими и поэтичными. Люстра Mesh представляет собой облегченную структуру, напоминающую сеть, сплетенную из металлических кабелей. На их пересечении установлены светодиодные точечные светильники (есть две версии этой люстры: побольше — на 96 лампочек или поменьше — на 48).
6. Вторая жизнь люстры (облегченная версия)
Что бывает, когда дизайнеры начинают использовать светодиоды в люстрах? Их очертания становятся хрупкими и поэтичными. Люстра Mesh представляет собой облегченную структуру, напоминающую сеть, сплетенную из металлических кабелей. На их пересечении установлены светодиодные точечные светильники (есть две версии этой люстры: побольше — на 96 лампочек или поменьше — на 48).
Verticale, диз. Ронан и Эрван Буруллеки (Ronan & Erwan Bouroullec) для Flos
Ключевым понятием для многих светильников, представленных на выставке Euroluce 2017, является «модуль». Светильник Verticale французских дизайнеров братьев Буруллек представляет собой подвес из светильников различной длины, из которых можно составлять различные геометрические комбинации, например, треугольник или пятиугольник. Рама светильников из анодированного алюминия отражает излучающийся свет.
Ключевым понятием для многих светильников, представленных на выставке Euroluce 2017, является «модуль». Светильник Verticale французских дизайнеров братьев Буруллек представляет собой подвес из светильников различной длины, из которых можно составлять различные геометрические комбинации, например, треугольник или пятиугольник. Рама светильников из анодированного алюминия отражает излучающийся свет.
Светильник Alysoid японского дизайнера Риосюке Фукусада, сделанный для Axolight, состоит из драгоценных, напоминающих ожерелье цепочек. Источником для вдохновения послужила архитектура: форма провисающей под собственным весом цепи была любимой геометрической фигурой знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди.
Leaf, диз. Маттео Зорценони (Matteo Zorzenoni) для MM Lampadari
Новая форма люстр может отличаться от классической, но она не менее привлекательна. В светильнике Leaf итальянский дизайнер Маттео Зорценони постарался смешать прошлое и будущее. Эта подвесная люстра выпускается в оттенках меди и латуни.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
9 трендов миланской выставки Salone del Mobile 2017
Новая форма люстр может отличаться от классической, но она не менее привлекательна. В светильнике Leaf итальянский дизайнер Маттео Зорценони постарался смешать прошлое и будущее. Эта подвесная люстра выпускается в оттенках меди и латуни.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
9 трендов миланской выставки Salone del Mobile 2017
Похожие статьи
Советы по декору
Правила светодизайна: Как организовать освещение в квартире
Автор: Алексей Березняк
Ошибки в освещении самые досадные: скорее всего вы уже ничего не сможете исправить самостоятельно и без финансовых потерь. Как их избежать?
Читать
Статья практикующего дизайнера
Эргономика: Как правильно вешать светильники
Автор: Наталья Преображенская
Важно всё: высота относительно пола, потолка, уровня глаз. И даже габариты мебели в комнате
Читать
Статьи о кухнях
Вопрос: Как правильно выбрать люстру для кухни
Автор: Студия Новый дизайн
И не ошибиться со стилем
Читать
Советы по декору
Хороший вопрос: Как создать свой «чек-лист» по освещению дома
Автор: Ольга Кружаленкова
Конкретные практические рекомендации и шаблоны таблиц, заполнив которые, вы можете смело отправляться в магазин за покупкой светильников
Читать
Статья практикующего дизайнера
Как правильно: Выбрать светильники для дома
Автор: Вера Халдей
Простой пошаговый алгоритм от практикующего интерьерного дизайнера
Читать
Статья практикующего дизайнера
Имена: Отечественный recycle-дизайн — свет и мебель
Автор: Anna Miskacheva
Что только не сделаешь из переработанного картона! Сами посмотрите
Читать
Выставки
10 трендов в современном освещении на 2022 год
Автор: Suzanne Ennis
Что показали на недавних выставках ICFF и WantedDesign на Манхэттене (Нью-Йорк, США)
Читать
Статья практикующего дизайнера
Вопрос: Как осветить темный интерьер
Автор: Илона Болейшиц
Объясняет практикующий дизайнер
Читать
Советы про ландшафтный дизайн
Не навреди: Свет в саду, который безопасен для «живности» вокруг
Автор: Victoria Harrison
У птиц и животных тоже есть биоритмы. Как их учитывать, планируя подсветку сада
Читать
Статья практикующего дизайнера
Вопрос: Какая характеристика источника света влияет на сон
Автор: Алексей Шведчиков
Как заменой лампы решить часть вопросов с «плохим засыпанием»
Читать
Все очень красиво, но на мой взгляд, все эти предложения для высоких потолков. В наших же квартирах, где и 2,70 смотрится высоко, бой идет за каждый сантиметр по вертикали
Очень интересный материал! Спасибо.
Хорошо виден творческий подход к форме. Легкости конструкций светильников, но при этом видно и их требования к большим пространствам.