Дом-легенда: Реконструкция «Двуликого Сфинкса» Филиппа Старка
Построенный в конце 1980-х особняк отремонтировали для нового владельца
Agnès Carpentier
23 октября, 2021
В 1987 году руководитель рекламного агентства Ив Ле Муль заказал проект дома Филиппу Старку. Дизайнер назвал постройку «Двуликим Сфинксом» — из-за узкой вытянутой формы и симметрии стеклянных фасадов, обрамленных двумя лестницами. Расположенные параллельно, лестницы напоминали ноги Сфинкса.
После четырех сменявших друг друга владельцев дом был куплен организацией SCI, которая планирует использовать его как жилье и офис. Полная реконструкция была поручена архитектору Джонатану Чену и подрядчику Square Renovation. Кураторы реконструкции рассказывают про этот необыкновенный профессиональный опыт.
После четырех сменявших друг друга владельцев дом был куплен организацией SCI, которая планирует использовать его как жилье и офис. Полная реконструкция была поручена архитектору Джонатану Чену и подрядчику Square Renovation. Кураторы реконструкции рассказывают про этот необыкновенный профессиональный опыт.
Задний фасад дома
О проекте
Где: Исси-ле-Мулино на острове Сен-Жермен под Парижем, Франция
Размер: 330 кв.м
Сроки работ: октябрь 2020 — июнь 2021
Архитектор проекта: Джонатан Чен, Plaan_
Подрядчик: Square Rénovation
Фото: Shoootin
О проекте
Где: Исси-ле-Мулино на острове Сен-Жермен под Парижем, Франция
Размер: 330 кв.м
Сроки работ: октябрь 2020 — июнь 2021
Архитектор проекта: Джонатан Чен, Plaan_
Подрядчик: Square Rénovation
Фото: Shoootin
Технические характеристики
Этот дом, известный также как Maison Le Moult (дом Ле Муль, по имени его заказчика и первого владельца), расположен в самом сердце острова Сен-Жермен. Здание выходит к южной стороне Сены и имеет небольшой сад с собственным понтоном.
В конце 1980-х остров Сен-Жермен, расположенный рядом с Парижем, но вдали от столичной суеты, был настоящей творческой лабораторией. Филипп Старк и архитектор Жан Нувель построили там свои офисы, а скульптор Жан Дюбюффе украсил расположенный рядом парк башней из фигур.
«Этот дом — нетипичный объект архитектурного наследия, он обыгрывает участок земли, который трудно использовать из-за ширины менее 6,12 м». — рассказывает Домитиль Но, контролировавшая реконструкцию дома под руководством архитектора Джонатана Чена.
Этот дом, известный также как Maison Le Moult (дом Ле Муль, по имени его заказчика и первого владельца), расположен в самом сердце острова Сен-Жермен. Здание выходит к южной стороне Сены и имеет небольшой сад с собственным понтоном.
В конце 1980-х остров Сен-Жермен, расположенный рядом с Парижем, но вдали от столичной суеты, был настоящей творческой лабораторией. Филипп Старк и архитектор Жан Нувель построили там свои офисы, а скульптор Жан Дюбюффе украсил расположенный рядом парк башней из фигур.
«Этот дом — нетипичный объект архитектурного наследия, он обыгрывает участок земли, который трудно использовать из-за ширины менее 6,12 м». — рассказывает Домитиль Но, контролировавшая реконструкцию дома под руководством архитектора Джонатана Чена.
Все участники строительства отмечают сложность работ: им пришлось приспосабливаться к пространству и ориентироваться в плане, который назвали «лабиринтом».
Со стороны главного фасада в дом можно попасть по «лестнице Сфинкса», но пройти во все помещения не получится. Дело в том, что дом состоит не из традиционных этажей, а из полуэтажных уровней. Как видно на поперечном разрезе (на изображении выше), этажи со стороны улицы на севере (слева на плане) не соответствуют этажам со стороны сада на юге, и только первый уровень является сквозным.
«Дом разделен на переднюю и заднюю части. Первый этаж с улицы соответствует первому этажу в саду, второй этаж с улицы — это пол-этажа в саду, а третий этаж с улицы сообщается со вторым этажом в саду… Когда мы начали работу на объекте в октябре 2020 года, нам пришлось разработать целый словарь, чтобы ориентироваться в помещениях», — вспоминает Домитиль.
Со стороны главного фасада в дом можно попасть по «лестнице Сфинкса», но пройти во все помещения не получится. Дело в том, что дом состоит не из традиционных этажей, а из полуэтажных уровней. Как видно на поперечном разрезе (на изображении выше), этажи со стороны улицы на севере (слева на плане) не соответствуют этажам со стороны сада на юге, и только первый уровень является сквозным.
«Дом разделен на переднюю и заднюю части. Первый этаж с улицы соответствует первому этажу в саду, второй этаж с улицы — это пол-этажа в саду, а третий этаж с улицы сообщается со вторым этажом в саду… Когда мы начали работу на объекте в октябре 2020 года, нам пришлось разработать целый словарь, чтобы ориентироваться в помещениях», — вспоминает Домитиль.
Чтобы попасть на верхний этаж, нужно подняться по лестнице в саду, которая недоступна внутри дома. «Мы добавили доступ к этажу со стороны улицы, с левой лестницы, которая после предыдущей переделки никуда не вела. Но и теперь верхний этаж по-прежнему не связан с остальной частью дома», — объясняет руководитель работ.
Подвал, который изначально был гаражом и прачечной, — тоже независим от остальной части дома. Позже его переоборудовали в две смежные комнаты и «машинное отделение».
«Предыдущие владельцы использовали эти помещения как детские, но это было не очень удобно: уровень подвержен затоплению и имеет только две розетки со стороны сада», — рассказывает Домитиль. Теперь нижний уровень превратится мастерской и квартирой.
Подвал, который изначально был гаражом и прачечной, — тоже независим от остальной части дома. Позже его переоборудовали в две смежные комнаты и «машинное отделение».
«Предыдущие владельцы использовали эти помещения как детские, но это было не очень удобно: уровень подвержен затоплению и имеет только две розетки со стороны сада», — рассказывает Домитиль. Теперь нижний уровень превратится мастерской и квартирой.
Состояние на момент покупки дома
ДО. Несмотря на сложности планировки, талант Старка ощущается в захватывающих внутренних объемах, соединенных лестницей. «Со стороны сада два уровня высотой около 3,7 м занимают две комнаты размером 75 кв.м: это оригинальная гостиная с театральной лестницей, обрамляющей кухню (на фото), а над ней — вторая гостиная с камином», — отмечает Домитиль.
ДО. Несмотря на сложности планировки, талант Старка ощущается в захватывающих внутренних объемах, соединенных лестницей. «Со стороны сада два уровня высотой около 3,7 м занимают две комнаты размером 75 кв.м: это оригинальная гостиная с театральной лестницей, обрамляющей кухню (на фото), а над ней — вторая гостиная с камином», — отмечает Домитиль.
ПОСЛЕ. Хотя дом не внесен в реестр архитектурных памятников, во время реконструкции старались сохранить оригинальную архитектуру. «Мы восстановили первоначальное состояние ограждающих конструкций, очистив необработанный бетонный потолок и натертый воском бетонный пол. Сохранили эркеры и гидравлическую систему подогрева полов, которая использовалась для отопления всех этажей», — говорит Домитиль.
Прежде чем приступить к ремонту, из всех помещений дома необходимо было удалить асбест. Работу поручили специализированной компании. «Они удалили все перегородки в подвале и ободрали все потолки в доме. Мне посчастливилось побывать в здании после удаления асбеста. Это было похоже на передвижение по космической станции, освещенной дорожками из светодиодных лент», — вспоминает Домитиль.
Прежде чем приступить к ремонту, из всех помещений дома необходимо было удалить асбест. Работу поручили специализированной компании. «Они удалили все перегородки в подвале и ободрали все потолки в доме. Мне посчастливилось побывать в здании после удаления асбеста. Это было похоже на передвижение по космической станции, освещенной дорожками из светодиодных лент», — вспоминает Домитиль.
Самое эффектное помещение в доме — это кухня-гостиная с боковыми лестницами. Лестницы сходятся в центре и образуют площадку, на которой расположена зона готовки.
На кухне и в санузлах сохранилась мебель, спроектированная Филиппом Старком для первого владельца
После удаления асбеста в доме заменили электрику, которая больше не соответствовала стандартам. «В качестве выключателей использовались большие металлические пластины с переплетающимися узорами, похожими на букву М — возможно, инициалами первого владельца. Из-за неработающих разъемов мы не смогли оставить пластины, но новые владельцы их сохранили, чтобы при случае вернуть в дом», — вспоминает Домитиль.
На нижнем этаже электропроводку пришлось прокладывать на высоте 1,5 м над землей — из-за риска затопления водами Сены.
После удаления асбеста в доме заменили электрику, которая больше не соответствовала стандартам. «В качестве выключателей использовались большие металлические пластины с переплетающимися узорами, похожими на букву М — возможно, инициалами первого владельца. Из-за неработающих разъемов мы не смогли оставить пластины, но новые владельцы их сохранили, чтобы при случае вернуть в дом», — вспоминает Домитиль.
На нижнем этаже электропроводку пришлось прокладывать на высоте 1,5 м над землей — из-за риска затопления водами Сены.
ДО. Первоначально кухню обрамляли две колонны и лестницы с коваными металлическими перилами, повторяющие дизайн внешних лестниц.
ПОСЛЕ. Эти элементы сохранили, но прикрыли двумя книжными шкафами во всю высоту этажа, отделанными шпоном вишни.
«После замены электрики, установки кондиционеров и обработки стен, следующим важным этапом стали столярные работы», — отмечает Домитиль. Рядом с кухней появились книжные шкафы, а на всех этажах — деревянные перегородки: они разделяют помещения, которые изначально были полностью открытыми. Помимо этого, деревянные конструкции зрительно согревают бетонные объемы и гасят сильную реверберацию звука на твердых поверхностях (стекло и бетон).
Напротив кухни расположена большая гостиная с видом на Сену
Обновление электрики позволило модернизировать освещение в гостиной — разместить здесь настенные бра и центральный светильник.
Обновление электрики позволило модернизировать освещение в гостиной — разместить здесь настенные бра и центральный светильник.
Первый полуэтаж со стороны улицы заканчивается арочным проемом, выходящим на кухню.
Первоначально здесь находился офис Ива Ле Муля, создателя многих знаменитых роликов для агентств CLM и BBDO. Позже помещение переделали под столовую.
Большую комнату, которую все до сих пор называют столовой, разделили перегородками из окрашенной фанеры. Рабочим пришлось потрудиться, чтобы стандартизировать цветовую гамму столярных изделий.
Это вторая из больших комнат, выходящих в сторону сада. Раньше здесь тоже находилась гостиная.
Во время реконструкции в доме установили систему кондиционирования. «Именно об этом владельцы мечтали больше всего — из-за ориентации двух гостиных на юг и больших окон по всей высоте дома», — рассказывает Домитиль.
Во время реконструкции в доме установили систему кондиционирования. «Именно об этом владельцы мечтали больше всего — из-за ориентации двух гостиных на юг и больших окон по всей высоте дома», — рассказывает Домитиль.
Одно из больших окон первого этажа было в очень плохом состоянии, поэтому его заменили. Остальные сохранили оригинальные, с одинарным остеклением.
Пространство с камином отделили от лестничной части перегородками из окрашенной березовой фанеры.
Правда, закрепить эти перегородки на полу и потолке оказалось непросто: «Это была скрупулезная работа, важно было не углубиться слишком сильно в пол и не повредить систему напольного отопления, расположение которой в перекрытии мы точно не знали», — объясняет руководитель работ.
Правда, закрепить эти перегородки на полу и потолке оказалось непросто: «Это была скрупулезная работа, важно было не углубиться слишком сильно в пол и не повредить систему напольного отопления, расположение которой в перекрытии мы точно не знали», — объясняет руководитель работ.
Получившееся помещение превратили в офис, предварительно решив вопрос с электрикой: «У нас возникла идея провести коммуникации по фальшдымоходу, чтобы создать симметричный камину элемент», — объясняет Домитиль.
Изначально в доме площадью 330 кв.м практически не было дверей — только в душевых и туалетах.
Новые владельцы решили установить в помещениях раздвижные двери.
ДО. Верхний уровень, обращенный в сторону улицы.
ПОСЛЕ. Пространство в верхней части дома также решили разделить деревянными панелями. «С помощью этих перегородок архитектор проекта Джонатан Чен хотел подчеркнуть объем помещений и сделать это естественно, чтобы не травмировать глаз. На протяжении всего проекта мы обменивались мнениями, чтобы найти наилучшие решения», — говорит Домитиль.
Хотя Домитиль работала над проектом еще до момента меблировки, она отмечает тепло, царящее в этом доме. «Снаружи он выглядит строго, но когда оказываешься внутри, все меняется: две большие комнаты с видом, свет, который проникает повсюду, и полуэтажи, создающие ощущение маленькой хижины… Ты не чувствуешь холодности пространства, наоборот! Это веселый дом с планировкой-лабиринтом, и я очень привязалась к этому месту».
———————————————
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
► Через Houzz можно нанять дизайнера или архитектора в любом городе и стране. Начать поиск специалиста
———————————————
———————————————
В ВАШЕМ ГОРОДЕ…
► Через Houzz можно нанять дизайнера или архитектора в любом городе и стране. Начать поиск специалиста
———————————————
Похожие статьи
Houzz-туры (новые проекты)
Houzz Испания: Деликатное расширение столетней крепости
Автор: Núria Moreras
Прорубить пещеру (!) внутри горы, чтобы сделать столовую? — Да! Смотрите сами
Читать
До и после
До и после: Реконструкция наследного замка в Берри
Автор: Elen Pouhaer
Наследники замка Апремон-сюр-Алье превратили историческое место в уютное семейное гнездо
Читать
До и после
До и После: Один год, чтобы превратить сарай в дом
Автор: Agnès Carpentier
Вместо традиционной канализации здесь необычная — фитоэпурация
Читать
Проект недели
Проект недели: Шангри-Ла на месте старого чердака
Автор: Екатерина Перминова
Кусочек тропического рая среди повседневной рутины
Читать
Жилье дизайнера
В гостях: Реконструкция вместо сноса — вилла на юге России
Автор: Евгения Назарова
Место для летнего отдыха нескольких семей москвичей
Читать
В гостях (обжитые интерьеры)
В гостях: Русская изба 1908 года в Тарусе
Автор: Олеся Меркулова
У избы богатая история, которую хозяева бережно сохранили
Читать
Houzz-туры (новые проекты)
Houzz Германия: Перестройка двух одинаковых домов — сравниваем!
Автор: Eva Bodenmüller
Удивитесь строгим требованиям к реконструкции, и как их выполнил архитектор
Читать
Houzz-туры (новые проекты)
Houzz Испания: Современный дом вместо амбара
Автор: Núria Moreras
От старого здания сохранили фасады и часть арок, остальное выстроили заново
Читать
Houzz-туры (новые проекты)
Houzz Испания: Дом для двух семей в горной долине
Автор: Núria Moreras
Старый дом XIX века реконструировали, повторив в скатах крыши силуэт величественных гор вокруг.
Читать
Вызывает огромное уважение, как заказчик и команда архитекторов трогательно подошли к наследию Филиппа Старка. Это - первый проект, в котором мне нравится использование фанеры, которая при этом фанерой не выглядит. Напротив, перегородки отсылают к периоду арт-деко, благодаря чему весь дом приобрел гламур первой половины 20-го столетия (даже несмотря на то, что построен он был лишь в 1987 году...). Замечательная реконструкция!
Так приятно смотреть, с какой любовью команда архитекторов подошла к решению этой непростой задачи. Очень интересное решение с перегородками, они вписались идеально в проект. И радостно, что удалось сохранить такое наследие.
"расположение которой в перекрытии мы точно не знали»Разве не сохранились чертежи?