Дизайн-дебаты: Зачем нам «золотые унитазы» в 2020-х
Мы не хотим посмеяться. Мы пытаемся разобраться в серьезной теме при помощи дизайнеров
Екатерина Кулиничева
6 января, 2020
Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский университет дружбы народов, Московскую государственную художественно-промышленную академию им.С.Г.Строганова (Строгановку), РГГУ. Основные профессиональные интересы: декоративно-прикладное искусство. дизайн, мода, кино, спорт.
Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский... Еще
«Хочу золотую квартиру, чтобы все в золоте»… «Заказчик недавно просил золотой унитаз в виде трона»… «Был у меня клиент с “золотым львом “ на лестнице…» Все это — реальные истории из практики интерьерных дизайнеров.
Почему же в XXI веке люди все еще заказывают что-нибудь экстравагантно-золотое для частного интерьера?
Почему же в XXI веке люди все еще заказывают что-нибудь экстравагантно-золотое для частного интерьера?
Причина 1. Теория образцов
Позолота, троны и «львы» прочно ассоциируются со статусным дорогим интерьером.
Все паттерны родом из детства. А куда чаще всего среднестатистического россиянина водят и возят на экскурсии в турпоездках? Во дворцы! И, так сложилось исторически, показывают там в основном парадные, пышно отделанные помещения, а не хозяйственные постройки или комнаты для прислуги.
Позолота, троны и «львы» прочно ассоциируются со статусным дорогим интерьером.
Все паттерны родом из детства. А куда чаще всего среднестатистического россиянина водят и возят на экскурсии в турпоездках? Во дворцы! И, так сложилось исторически, показывают там в основном парадные, пышно отделанные помещения, а не хозяйственные постройки или комнаты для прислуги.
Стоит ли удивляться, что у людей в голове закрепляется именно такой образ статусного дорого интерьера для солидных людей? И многие стараются воплотить его, как только могут себе позволить. Даже в небольших квартирах.
Дизайнер Ольга Андрющенко: «Почему до сих пор делают [просят] золотые интерьеры? Конкретно в том проекте, с которым работала я, заказчику казалось, что только так можно потратить деньги, только так будет видно, что это — дорого. Иногда получается договориться и переубедить клиента. Но увы — далеко не всегда».
Дизайнер Ольга Андрющенко: «Почему до сих пор делают [просят] золотые интерьеры? Конкретно в том проекте, с которым работала я, заказчику казалось, что только так можно потратить деньги, только так будет видно, что это — дорого. Иногда получается договориться и переубедить клиента. Но увы — далеко не всегда».
Факт: Говоря про образцы, мы не всегда говорим об историческом дворцовом интерьере. В духе традиционной роскоши до сих пор строят дома (дворцы) знаменитостей.
Фото: instagram.com/maxgalkinru. Портрет в интерьерах семейного замка в деревне Грязь
Фото: instagram.com/maxgalkinru. Портрет в интерьерах семейного замка в деревне Грязь
В одном из опросов нам как-то написали: «…Как завещали классики, Палладио, Росси, Камерон и все, кто “работал” в эпоху барокко и классицизма». Цитата показательная. И если не придираться к искусствоведческим ошибкам, она говорит о «старом искусстве» как о значимом эталоне. Есть образцы, которые в России кажутся наиболее знакомыми и понятными — важными для многих заказчиков. Отсюда любовь к лепнине, даже если она из пластика. К позолоченной резьбе по дереву, к историческим стилям в мебели и многим другим избыточным вещам. В противовес современным стилям и негативным ассоциациям вроде «бедненько, но чистенько».
Причина 2. Выбираем не те образцы для подражания
Нашей стране в целом не очень повезло с памятниками модернистских интерьеров. Особенно если говорить о радикальном модернизме, который стремился освободить пространство и порвать с историческими отсылками и обилием декора. Одни проекты не были реализованы, другие не сохранились, в третьи нелегко попасть, четвертые находятся в таком состоянии, что туда экскурсии не пойдут.
Весной я была в доме-музее Алвара Аалто в Хельсинки и специально посмотреть книгу посетителей: на нескольких ближайших разворотах не было ни одного имени соотечественников. На самом деле российские туристы там бывают, знаю точно. Просто, видимо, не так часто. Почему? Возможно, по тем же причинам, о которых говорилось выше — нет привычки воспринимать такие интерьеры как образец для подражания.
Нашей стране в целом не очень повезло с памятниками модернистских интерьеров. Особенно если говорить о радикальном модернизме, который стремился освободить пространство и порвать с историческими отсылками и обилием декора. Одни проекты не были реализованы, другие не сохранились, в третьи нелегко попасть, четвертые находятся в таком состоянии, что туда экскурсии не пойдут.
Весной я была в доме-музее Алвара Аалто в Хельсинки и специально посмотреть книгу посетителей: на нескольких ближайших разворотах не было ни одного имени соотечественников. На самом деле российские туристы там бывают, знаю точно. Просто, видимо, не так часто. Почему? Возможно, по тем же причинам, о которых говорилось выше — нет привычки воспринимать такие интерьеры как образец для подражания.
На фото: вилла Майреа, спроектированная Алваром Аалто в стиле, аналогичном стилю его собственного дома в Хельсинки, но чуть позже и для другого заказчика
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ…
Must-Know Modern Homes: Villa Mairea
Вероятно, по той же причине клиенты не часто просят дизайнеров воспроизвести интерьеры такого рода у себя в квартире. Хотя с экономической точки зрения такой интерьер — очень дорогой: посмотрите цены на предметы Artek. Но здесь дело не в цене, а в образцах, которые формируют связь цены и ценности в умах. Российский заказчик часто понимает комфорт и роскошь через позолоту и бархат — так уж сложилось исторически.
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ…
Must-Know Modern Homes: Villa Mairea
Вероятно, по той же причине клиенты не часто просят дизайнеров воспроизвести интерьеры такого рода у себя в квартире. Хотя с экономической точки зрения такой интерьер — очень дорогой: посмотрите цены на предметы Artek. Но здесь дело не в цене, а в образцах, которые формируют связь цены и ценности в умах. Российский заказчик часто понимает комфорт и роскошь через позолоту и бархат — так уж сложилось исторически.
Дизайнер интерьера Виктория Захарова: «Потребность в украшательстве всего вокруг кроется в наших истоках. Вспомните все наше декоративное искусство: росписи, хохлома, гжель, всякого рода вышивка цветами, узорами и символами. А искусство барокко, рококо XVIII века… Рококо легче воспринимается, но и там есть использование цвета, позолоты, обилие цветочных гирлянд, ткани и т.д.».
Факт: В современных условиях не всегда получается добиться нужного качества исполнения «золота». А именно оно формирует визуальное впечатление от объекта. Ведь те же дворцы делали лучшие мастера (или восстанавливали лучшие реставраторы), а не просто бригада ремонтников. Так обычно и получаются проекты или предметы, которые дизайнеры и публика маркирует как «лютый китч».
Что делать? Довести китч до абсолютной формы, когда золото уже смотрится органично и вызывает улыбку.
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ…
Хороший вопрос: Как не сотворить барокко в панельном доме
Что делать? Довести китч до абсолютной формы, когда золото уже смотрится органично и вызывает улыбку.
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ…
Хороший вопрос: Как не сотворить барокко в панельном доме
Причина 3. Мода на латунь / золотой блеск как примета стиля 1970-х и 1980-х
Здесь достаточно вспомнить любимые сериалы вроде «Династии» — с их весьма своеобразным часто избыточным стилем, в целом характерным для этого десятилетия.
Здесь достаточно вспомнить любимые сериалы вроде «Династии» — с их весьма своеобразным часто избыточным стилем, в целом характерным для этого десятилетия.
1970-е и 1980-е традиционно называют в числе главных причин периодически возвращающейся моды на золотой металл и избыточность в интерьерах.
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ…
► Стиль 1970-х: Из чего он состоит
► Вдохновение из 1970-х: У кого из дизайнеров поучиться
► Три главных мэтра 1970-х годов и где почитать об их творчестве
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ…
► Стиль 1970-х: Из чего он состоит
► Вдохновение из 1970-х: У кого из дизайнеров поучиться
► Три главных мэтра 1970-х годов и где почитать об их творчестве
На фото: квартира в Осло, которую называют квинтэссенций трендов, пришедших к нам из 1970-х — это и цвет, и латунь, и мраморная столешница, и сочетание предметов разных стилей. Авторы интерьера — архитекторы Хейди Петтерсвольд Нигард и ее муж Андреас Нигард
Факт: В последние годы на интерьерных выставках мы наблюдаем засилье латунных смесителей, латунных корпусов мебели, латунного всего. Невольно этой позолотой пропитываются не только дизайнеры, но и клиенты (которые нередко посещают топовые выставки вместе с нанятым для ремонта профессионалом). И здесь крайне важна насмотренность дизайнера и его умение не перейти границу.
Дизайнер Виктория Захарова: «Гармонично вписать в интерьер можно многое. Придерживайтесь пропорций помещения и габаритов мебели плюс грамотно распределяйте цветовую гамму. Многое решают стилистика и общее настроение интерьера. Если это современный интерьер и все-таки львы — то явно стилизованные».
Дизайнер Виктория Захарова: «Гармонично вписать в интерьер можно многое. Придерживайтесь пропорций помещения и габаритов мебели плюс грамотно распределяйте цветовую гамму. Многое решают стилистика и общее настроение интерьера. Если это современный интерьер и все-таки львы — то явно стилизованные».
Причина 4. Место, где хорошо
Дом — это не только место, но и ощущение.
Еще одно объяснение, которое нас поначалу удивило: люди, заказывая «золото», иногда воспроизводят место, где им было хорошо и позитивно. Не обязательно дворец, но… храм. Вот пример такой истории.
Архитектор Алексей: «Клиент хотел барокко, так как этот стиль напоминал ему храмы. Проект реализовали. Спорили много, но по делу. Можно было бы не браться за объект и не развиваться, но я выбрал другой путь и работу с чем-то новым».
Дом — это не только место, но и ощущение.
Еще одно объяснение, которое нас поначалу удивило: люди, заказывая «золото», иногда воспроизводят место, где им было хорошо и позитивно. Не обязательно дворец, но… храм. Вот пример такой истории.
Архитектор Алексей: «Клиент хотел барокко, так как этот стиль напоминал ему храмы. Проект реализовали. Спорили много, но по делу. Можно было бы не браться за объект и не развиваться, но я выбрал другой путь и работу с чем-то новым».
Важно: Воссоздание или «пересказ» исторических образцов в современном мире — очень сложная задача. Здесь легко ошибиться с масштабом и чувством меры, особенно когда человек без опыта планирует свой интерьер сам. Не всегда получает правильно обыграть или поддержать предмет в интерьере.
Что делать? Искать не прямое цитирование «в лоб», а хорошо сделанный намек в современных формах. На фото выше — светильник дизайнера Элины Туктамишевой «Лемех» с узорами по мотивам росписей Покровского Собора.
Что делать? Искать не прямое цитирование «в лоб», а хорошо сделанный намек в современных формах. На фото выше — светильник дизайнера Элины Туктамишевой «Лемех» с узорами по мотивам росписей Покровского Собора.
Причина 5. Постмодернистская ирония
Золотой унитаз-трон из заголовка этой статьи — это не метафора или гипербола, а пример реального проекта, который был реализован несколько лет назад. Часто люди прекрасно понимают, как могут восприниматься такие вещи «из нулевых». Но именно в этом и состоит задача: привнести в интерьер немного иронии и стеба.
Золотой унитаз-трон из заголовка этой статьи — это не метафора или гипербола, а пример реального проекта, который был реализован несколько лет назад. Часто люди прекрасно понимают, как могут восприниматься такие вещи «из нулевых». Но именно в этом и состоит задача: привнести в интерьер немного иронии и стеба.
Рассказывает дизайнер, архитектор и декоратор Алиса Баронова: «Золотой унитаз в виде трона попросил один из моих клиентов. Чтобы решить задачу, сделала необычный арт-объект, с использованием элементов из керамики и десяти видов различной мозаики. Технически это бетонная конструкция с металлокаркасом, выложенная золотой мозаикой и украшенная авторской керамикой. Конкретно в данном случае это был чистый стёб, в результате получился отличный арт-объект. В целом интерьер был выполнен в стиле фьюжн. Это был очень творческий проект — все в нем было нестандартно. Поэтому трон отлично вписался. А я и моя команда получили огромное удовольствие от процесса воплощения».
СМОТРИТЕ ВИДЕО…
Санузел с троном в ростовском интерьере, о котором рассказала Алиса Баронова — листайте до 2:13-2:20
СМОТРИТЕ ВИДЕО…
Санузел с троном в ростовском интерьере, о котором рассказала Алиса Баронова — листайте до 2:13-2:20
На фото: унитаз-трон в процессе ремонта. Здесь можно рассмотреть конструкцию, на которую крепилась мозаичная отделка
На фото: самый знаменитый из серийно производимых унитазов-тронов — Herbeau Dagobert Throne Toilet. Прототипом стал трон короля франков Дагоберта I из династии Меровингов. Помимо подсвечника и фарфоровой пепельницы, в корпус встроена механическая шарманка (проигрывает старинную французскую мелодию Le Bon Roi Dagobert при поднятии крышки). При спуске воды звенит колокольчик (так в старину короли оповещали своих слуг о том, что процесс завершен). Розничная цена — около 1 млн рублей
Как видно по этим фото, необычные унитазы встречаются не так редко, как можно подумать. Помимо барочных тронов, среди источников для вдохновения также замечены ампирные и классицистические кресла или имитации деревянных готических тронов средневековых королей.
Вместо выводов
Если резюмировать, причин, почему люди хотят себе в интерьер золотого льва, унитаз-трон или золотую квартиру, может быть несколько:
Вместо выводов
Если резюмировать, причин, почему люди хотят себе в интерьер золотого льва, унитаз-трон или золотую квартиру, может быть несколько:
- исторические образцы, которые воспроизводят как могут;
- видели у кого-то — захотели повторить;
- желание поразить, именно такое понимание роскоши и богатства (через золото);
- ассоциации с местом, где хорошо;
- ирония или стеб;
- работа в рамках стиля, который предполагает обилие латуни, бронзы и позолоты.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Среди наших читателей много практикующих дизайнеров. Расскажите, доставались ли вам в работу клиенты с запросом на «золотых львов», барочную сантехнику и пр. Как их владельцы объясняли свой выбор? Как вам кажется, действительно ли золото «вшито» в российский культурный код? Делитесь в комментариях
Среди наших читателей много практикующих дизайнеров. Расскажите, доставались ли вам в работу клиенты с запросом на «золотых львов», барочную сантехнику и пр. Как их владельцы объясняли свой выбор? Как вам кажется, действительно ли золото «вшито» в российский культурный код? Делитесь в комментариях
Похожие статьи
Статья практикующего дизайнера
Кто вам нужен: Друг по ремонту или дизайнер?
Автор: Алена Власова
Есть ситуации, когда вам и практикующему дизайнеру действительно лучше не начинать сотрудничество
Читать
Дизайн-дебаты
Вопрос: Как подготовиться к встрече с дизайнером
Автор: Екатерина Кулиничева
Чтобы не потратить впустую время — свое и чужое
Читать
для Pro
С точностью до дня: Как составить реалистичный график ремонта
Автор: TB Design
Вот, что помогает нам — в T.B Design — выдерживать сроки и выполнять обязательства перед клиентами
Читать
для Pro
Разговор PRO: Как упорядочить работу с разными клиентами?
Автор: Саша Зайцева
Вот что делают ваши коллеги уже сейчас
Читать
Психология
Разговор PRO: Идеальный клиент — это какой
Автор: Саша Зайцева
Узнали в ходе опроса
Читать
Психология
Разговор PRO: Почему дизайнер может отказаться работать с вами
Автор: Саша Зайцева
Некоторые шаблоны общения — не в пользу клиента
Читать
для Pro
Ситуация: Сотрудник уходит из бюро — что делать
Автор: Evgeny Koblov
Как использовать чужой карьерный шаг для роста своего бизнеса
Читать
для Pro
Разговор PRO: Почему люди боятся нанимать дизайнера
Автор: Саша Зайцева
Подводим итоги опроса Houzz
Читать
для Pro
Стратегия PRO: Как отрабатывать упс-моменты?
Автор: Саша Зайцева
Ремонта без ошибок не бывает; вот что делают дизайнеры, когда приходится их исправлять
Читать
для Pro
Стратегия PRO: Как строить долгие отношения с заказчиком
Автор: Саша Зайцева
Позиция just business или дружеская? А скидки и открытки на праздники нужны?
Читать
Хотя при виде претенциозных, вычурных интерьеров хочется воскликнуть;"Здравствуй, ужас!!!", золотая душевая кабинка мне понравилась .
"...И классическая архитектура стремится подражать красоте природы. Так появились лепнина, красивые оконные проёмы, ниши, молдинги, пилястры и другие архитектурные элементы — чтобы любоваться игрой светотени." Русские не финны , не тот психотип, они никогда не будут массово заказывать принципиальный примитив Ааалто .))
«Пошлость есть совершенная удовлетворенность, довольство и даже веселье от плоского небытия… Пошлость… есть мир, окончательно забывший об ином мире и почувствовавший довольство. Пошлость – есть потеря всякой оригинальности, определяемость жизни исключительно извне»*. (Н.Бердяев «О назначении человека», 1931г.)