Дизайн-дебаты: Современный заказчик — какой он
Разбираемся, кто приходит к дизайнеру за интерьерным проектом. И какие задачи просит решить
Екатерина Кулиничева
23 января, 2017
Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский университет дружбы народов, Московскую государственную художественно-промышленную академию им.С.Г.Строганова (Строгановку), РГГУ. Основные профессиональные интересы: декоративно-прикладное искусство. дизайн, мода, кино, спорт.
Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский... Еще
Каков он — современный клиент специалистов, работающих с интерьером? Чего он ждет, на что рассчитывает, что любит? Мы поговорили об этом с практикующими профессионалами — архитекторами, дизайнерами, декораторами. И составили собирательный портрет.
1. Умеет считать деньги
Одна из главных вещей, на которую обращают внимание опрошенные нами специалисты — то, как изменилось в непростой экономической ситуации отношение многих клиентов к бюджетам. Если резюмировать совсем кратко: деньги сегодня считают все или практически все. Заказчики начали четко определять свои финансовые возможности и от специалистов ждут прежде всего экономных решений. Которые, однако, не проигрывали бы с точки зрения производимого впечатления.
«Бюджетность теперь в приоритете. Задачи при этом остаются все те же: за меньшие деньги, но так же “круто”», — описывает тенденцию архитектор Юрий Зубенко.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
Что «отрезать», если вы вынуждены экономить на ремонте квартиры
Одна из главных вещей, на которую обращают внимание опрошенные нами специалисты — то, как изменилось в непростой экономической ситуации отношение многих клиентов к бюджетам. Если резюмировать совсем кратко: деньги сегодня считают все или практически все. Заказчики начали четко определять свои финансовые возможности и от специалистов ждут прежде всего экономных решений. Которые, однако, не проигрывали бы с точки зрения производимого впечатления.
«Бюджетность теперь в приоритете. Задачи при этом остаются все те же: за меньшие деньги, но так же “круто”», — описывает тенденцию архитектор Юрий Зубенко.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
Что «отрезать», если вы вынуждены экономить на ремонте квартиры
«Бюджет очерчивается достаточно конкретно. К примеру: “кухню не дороже 800 000 рублей” или “двери в светлом шпоне, российского производителя”. Этап декора, подбора текстиля осуществляется, как правило, когда люди уже переезжают и живут в квартире. То есть бюджет “добирается” следующим, отдельным этапом, не связанным со строительством», — делится опытом архитектор Оксана Костюченко.
Стремление заказчика постоянно считать деньги стимулирует дизайнеров — авторов интерьерных проектов — искать экономичные альтернативы зарубежной мебели. Многие эксперты отметили увеличение спроса на вещи российского производства, в частности, на мебель. Благо, что отечественные производители оказываются способны предложить достойные варианты нужного уровня в качестве альтернативы европейским производителям.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
Стремление заказчика постоянно считать деньги стимулирует дизайнеров — авторов интерьерных проектов — искать экономичные альтернативы зарубежной мебели. Многие эксперты отметили увеличение спроса на вещи российского производства, в частности, на мебель. Благо, что отечественные производители оказываются способны предложить достойные варианты нужного уровня в качестве альтернативы европейским производителям.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
2. Многое понимает (в том числе — в дизайне)
«Появилось больше скепсиса и больше недоверия, причем не только к дизайнеру, а в целом — не слишком сейчас комфортная ситуация в мире, чтобы быть расслабленными и доверчивыми. Это ни плохо, ни хорошо. Это некая данность, с которой приходится иметь дело», — комментирует ситуацию дизайнер Кристина Ковалева.
Если переводить на язык частного, заказчики становятся более требовательными и разборчивыми. Люди путешествуют, смотрят много фильмов, сериалов и телепередач. У них появляется то, что принято называть «насмотренностью» — некий эстетический опыт и багаж, которые влияет на принятие решений.
«Появилось больше скепсиса и больше недоверия, причем не только к дизайнеру, а в целом — не слишком сейчас комфортная ситуация в мире, чтобы быть расслабленными и доверчивыми. Это ни плохо, ни хорошо. Это некая данность, с которой приходится иметь дело», — комментирует ситуацию дизайнер Кристина Ковалева.
Если переводить на язык частного, заказчики становятся более требовательными и разборчивыми. Люди путешествуют, смотрят много фильмов, сериалов и телепередач. У них появляется то, что принято называть «насмотренностью» — некий эстетический опыт и багаж, которые влияет на принятие решений.
«Заказчик сейчас более грамотный и часто уже повидавший ремонт. Интерьеры все больше походят на европейские, как в фильмах. Если уж классика — то настоящая классика и натуральные материалы. Если современный интерьер — то не просто современный, а оснащенный всеми новинками и “умным домом”», — отмечает дизайнер интерьеров Константин Милославский.
В чем-то изменился и подход к выбору тех, к кем предстоит сотрудничать. По мнению участников опроса, люди сегодня делают выбор более осознано и руководствуются более рациональными критериями. Например, внимательнее смотрят портфолио и выбирают специалистов, работающих с теми стилями, которые нравятся лично заказчику, а не популярны вообще. «Раньше выбирали дизайнера с раскрученным именем. Теперь больше склоняются к молодым креативным личностям, подходящим по портфолио и рекомендациям», — уверена дизайнер и декоратор Елена Царева.
«Общий уровень стал намного выше. Если раньше люди приходили к дизайнеру с достаточно смутным представлением о совместной работе и итоговом результате, то сейчас перед первой встречей многие проводят сравнительный анализ состава проекта, качества визуализации, не говоря уже о стоимости работ. Общество стало больше интересоваться этой темой. Даже если человек не делает ремонт, он интересуется современными тенденциями. И это во многом заслуга интернет-порталов. Доступность информации — одно из основных преимуществ нашего времени. Все это позволяет не только говорить с заказчиком на одном языке, но и выполнить более качественный проект», — считает дизайнер Ольга Погорелова.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
«Общий уровень стал намного выше. Если раньше люди приходили к дизайнеру с достаточно смутным представлением о совместной работе и итоговом результате, то сейчас перед первой встречей многие проводят сравнительный анализ состава проекта, качества визуализации, не говоря уже о стоимости работ. Общество стало больше интересоваться этой темой. Даже если человек не делает ремонт, он интересуется современными тенденциями. И это во многом заслуга интернет-порталов. Доступность информации — одно из основных преимуществ нашего времени. Все это позволяет не только говорить с заказчиком на одном языке, но и выполнить более качественный проект», — считает дизайнер Ольга Погорелова.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
3. Не хочет показухи
«К сожалению, у нас в России очень маленький процент людей понимают, за что они платят большие деньги, когда вещь на вид довольно простая. Порой раздражает позиция «давайте точно такое же, но дешевле» касательно мебели. — Ну не будет точно такого же дешевле. С точки зрения внешнего вида, возможно, да, но конструкция, материалы, и прочие технические характеристики будут хуже!» — выражает достаточно популярную в экспертной среде позицию дизайнер Анастасия Баскакова.
«К сожалению, у нас в России очень маленький процент людей понимают, за что они платят большие деньги, когда вещь на вид довольно простая. Порой раздражает позиция «давайте точно такое же, но дешевле» касательно мебели. — Ну не будет точно такого же дешевле. С точки зрения внешнего вида, возможно, да, но конструкция, материалы, и прочие технические характеристики будут хуже!» — выражает достаточно популярную в экспертной среде позицию дизайнер Анастасия Баскакова.
Тем не менее многие эксперты отмечают, что во вкусовых пристрастиях отечественных заказчиков «в среднем по больнице» наблюдаются определенные сдвиги. В общем эту тенденцию можно описать как «меньше показухи» и «ламбрикены больше не просят». Все больше людей хотят интерьеры простые, лаконичные и комфортные, «без наворотов». Меняется и понимание слова «стильные», и представление о том, как можно решить задачу «чтобы смотрелось дорого».
«Все больше заказчиков готовы работать в стиле американской классики, скандинавском стиле и минимализме. Все меньше сталкиваюсь с людьми, которые хотят “золотые колонны”», — делится опытом Наталья Сытенкова.
С этим тоже наверняка найдутся желающие поспорить. Но мы же помним: мир и люди в нем разные, и сегодня ни одна тенденция не охватывает всех.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
«Все больше заказчиков готовы работать в стиле американской классики, скандинавском стиле и минимализме. Все меньше сталкиваюсь с людьми, которые хотят “золотые колонны”», — делится опытом Наталья Сытенкова.
С этим тоже наверняка найдутся желающие поспорить. Но мы же помним: мир и люди в нем разные, и сегодня ни одна тенденция не охватывает всех.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
Отчасти перемены объясняют тем, что изменился сам подход к интерьеру, цели, которые ставят перед собой клиенты. «Современный заказчик прежде всего хочет квартиру “для себя”. Ушли те времена (а жаль), когда нужно было показать соседям, кто круче. Сейчас скромность украшает. Закрытые системы, скрытые гардеробные, объединение кухонь с гостиной, простор — главная ценность. И это здорово»,— делится мнением дизайнер Вера Откидач.
Из тех же истоков, вполне вероятно, берет начало еще одна тенденция: нежелание подражать некому абстрактному образцу, а потребность уделить больше внимания личным или семейным историям. Даже если у посторонних они, возможно, тоже могут вызвать улыбку.
«Например, один очень интересный, чрезвычайно занятой творческий заказчик попросил сделать ему дом “как у бабушки”. Имелась ввиду, конечно, его бабушка. В таких ситуациях подключаешь интуицию, настраиваешься, наводишь справки, сидишь в соцсетях и пр. Дом получился! В другом примере один из руководителей сказал: “мой отец всегда хотел быть начальником цеха”. Так возник образ индустриального советского прошлого, который успешно воплотился в проекте» — приводит примеры из личного опыта Лариса Деменева.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Каков, на ваш взгляд, современный заказчик дизайн-проектов? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев!
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Каков, на ваш взгляд, современный заказчик дизайн-проектов? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев!
Похожие статьи
Статья практикующего дизайнера
Кто вам нужен: Друг по ремонту или дизайнер?
Автор: Алена Власова
Есть ситуации, когда вам и практикующему дизайнеру действительно лучше не начинать сотрудничество
Читать
Дизайн-дебаты
Вопрос: Как подготовиться к встрече с дизайнером
Автор: Екатерина Кулиничева
Чтобы не потратить впустую время — свое и чужое
Читать
для Pro
С точностью до дня: Как составить реалистичный график ремонта
Автор: TB Design
Вот, что помогает нам — в T.B Design — выдерживать сроки и выполнять обязательства перед клиентами
Читать
для Pro
Разговор PRO: Как упорядочить работу с разными клиентами?
Автор: Саша Зайцева
Вот что делают ваши коллеги уже сейчас
Читать
Психология
Разговор PRO: Идеальный клиент — это какой
Автор: Саша Зайцева
Узнали в ходе опроса
Читать
Психология
Разговор PRO: Почему дизайнер может отказаться работать с вами
Автор: Саша Зайцева
Некоторые шаблоны общения — не в пользу клиента
Читать
для Pro
Ситуация: Сотрудник уходит из бюро — что делать
Автор: Evgeny Koblov
Как использовать чужой карьерный шаг для роста своего бизнеса
Читать
для Pro
Разговор PRO: Почему люди боятся нанимать дизайнера
Автор: Саша Зайцева
Подводим итоги опроса Houzz
Читать
для Pro
Стратегия PRO: Как отрабатывать упс-моменты?
Автор: Саша Зайцева
Ремонта без ошибок не бывает; вот что делают дизайнеры, когда приходится их исправлять
Читать
для Pro
Стратегия PRO: Как строить долгие отношения с заказчиком
Автор: Саша Зайцева
Позиция just business или дружеская? А скидки и открытки на праздники нужны?
Читать
Черненко Ольга / White & Black Design Studio высказала очень правильные и наболевшие впечатления. Заказчики считают себя продвинутыми и компетентными в области дизайна интерьера, в частности, из-за обилия информации. Это очень хорошо. Но зачастую ему-Заказчику очень сложно применить эти знания к собственному опыту. Вот здесь без конкретной помощи не обойтись. И задача дизайнера интерьера собрать все пожелания, разобраться во вкусовых предпочтениях, жизненном опыте и технических потребностях. Не каждому дизайнеру под силу выполнить эти условия, хотя бы три У из них- Угадать, Убедить, Ублажить. Даже если согласовано твердое ТЗ, дизайнер должен быть ещё хорошим психологом, а за одно и актером, и педагогом, и единомышленником - волшебником! Конечно, если заказчик финансово не скован, проблемы не очень заметны. Но сегодняшний заказчик даже при стесненных финансах хочет получить конфетку не по средствам. В чем-то это стимулирует дизайнера, побуждая фантазировать и изобретать. Но очень хочется, чтобы потраченные усилия имели достойное вознаграждение, а не превращались в благотворительность.
Как заказчик - позвольте свои 5 копеек
Наверное просто ушли времена, когда заказчики случайно зарабатывали хорошие деньги на рынке в Лужниках и тд. Теперь для этого нужны более глубокие знания в профессии и общий широкий кругозор. С хорошими дизайнерами как с хорошими врачами, юристами и тд - надо найти и эт непросто. Пробовал сервис в ИКЕА - там даже 3-х мерку не могут сделать дизайнеры ....
Здесь на форуме тож был подобный опыт
Очень здорово, когда будет понятное разделение - кто дизайнер, кто проектировщик, а кто декоратор. И если разбить проект по отдельным задачам - и заказчику проще понять где урезать свои нереальные желания и психологические услуги не понадобятся ))) Те, если честно дизайнер говорит, что я умею вот это - а остальное от дам на субподряд и сверху себе на мороженое прикреплю - не стыдно друг другу в глаза смотреть и прозрачности в стоимости проектов будет больше
Извините, просто мысли вслух
ИМХО
В общем статья отражает действительность, но не на 100%. Если говорить о бюджете, то регион, где обитают дизайнеры и заказчики очень важная составляющая. И там где население 20 млн. человек в городе гораздо "проще" общаться с клиентом, находить клиента, предлагать ему более продвинутые дорогие, качественные бренды.Понимая, что клиент не дотягивает и или просто тебе не нравится- можно со спокойной душой с ним распрощаться.
И это просто колоссальная разница когда население 1 млн. человек. С таким объемом приходится находить свой подход и "понравится" практически любому клиенту и выбирать так скажем не приходится. Это замечательно когда и в этом объеме все люди и порядочные и понимающие и настроенные на общую работу. Но суть состоит в том что и 10 лет назад, что и сейчас деньги умели считать все, никто не растрачивался на право и налево лиш-бы только показать какой он удалой. В любом случае ценить нужно каждого клиента и находить только положительные стороны, которые помогут качественно и грамотно сделать свою работу.
Что касается самих интерьеров, то заказчики действительно стали лучше в этом разбираться и приходить уже со своими идеями и конкретными задачами. Но это совсем не говорит , что ему необходимо красиво завернуть его же предложение, нет, приходится делать глубокий анализ, чтобы проанализировать, в действительности ему это нужно, либо это просто душевный, 5-и минутный порыв . Ведь он останется в этой квартире или доме на годы и поверьте, вспомнит именно вас. А с какой стороны он будет вас вспоминать это уже зависит от самого дизайнера.
Время меняется, экономическая ситуация меняется, а отношения между людьми никуда не деваются.