Дизайн-дебаты: Почему дизайнеры отказываются от проектов
Если еще даже работать не начали — в чем может быть причина? Изучаем тревожные симптомы
Екатерина Кулиничева
18 июля, 2017
Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский университет дружбы народов, Московскую государственную художественно-промышленную академию им.С.Г.Строганова (Строгановку), РГГУ. Основные профессиональные интересы: декоративно-прикладное искусство. дизайн, мода, кино, спорт.
Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский... Еще
Успешные проекты — повод для гордости дизайнеров и заказчиков. О несложившихся проектах или сложностях говорят куда менее охотно. Мы попросили практикующих профессионалов — архитекторов, дизайнеров, декораторов — объяснить причины, по которым они отказываются от проекта на разных стадиях работы. Или даже до ее начала.
В числе самых распространенных примеров участники назвали отказ платить за уже сделанную работу и стремление получить больше прописанного в договоре. Но эти крайние ситуации пока оставим за скобками. Что еще может пойти не так?
Обжегся на молоке — дуешь на воду
Мы уже не раз говорили о том, как найти «своего» дизайнера. А что может насторожить в клиенте потенциальных исполнителей проекта? Нужно понимать (и не спешить залезать на броневичок), что оценивая потенциального заказчика, дизайнер, как правило, ориентируется на предыдущий опыт — профессиональный и жизненный. Опыт мог быть болезненным. Потому новая встреча с похожими симптомами и воспринимается как повод насторожиться. Так что дело может быть и не в нынешнем заказчике. Но в чем-то таком, что напомнило дизайнеру проблемного прошлого клиента. И он предпочел не рисковать. Как говорится, ничего личного.
Обжегся на молоке — дуешь на воду
Мы уже не раз говорили о том, как найти «своего» дизайнера. А что может насторожить в клиенте потенциальных исполнителей проекта? Нужно понимать (и не спешить залезать на броневичок), что оценивая потенциального заказчика, дизайнер, как правило, ориентируется на предыдущий опыт — профессиональный и жизненный. Опыт мог быть болезненным. Потому новая встреча с похожими симптомами и воспринимается как повод насторожиться. Так что дело может быть и не в нынешнем заказчике. Но в чем-то таком, что напомнило дизайнеру проблемного прошлого клиента. И он предпочел не рисковать. Как говорится, ничего личного.
Неприятные сигналы
Иной раз проблемы начинаются с банального непонимания «на берегу». Оно практически всегда выливается в серьезные проблемы в процессе работы. «За проект не хочется браться, когда клиент говорит: “Да я и сам могу нарисовать, но времени нет"… Или пытается получить десять вариантов вместо трех прописанных в договоре, прибегая к различным хитростям. Как правило, таких клиентов видно на первой встрече, но бывают и неприятные исключения», — говорит архитектор и дизайнер Владимир Бахтояров.
Лучше и не начинать, если вам как дизайнеру или вам как заказчику неприятна манера общения другой стороны. «У меня бывали такие случаи, — рассказывает дизайнер Мария Боярова. — Тем не менее я все равно бралась за проект, а потом сожалела. Надо понимать, что в деструктивных отношениях дизайнер-заказчик потерпевший стороной всегда является клиент. Он пускает дизайнера в свое личное пространство, но чувствует себя непонятным, неуслышанным. Кроме того, вряд ли ему удастся вернуть предоплату», — поясняет она.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Ну почему: 10 причин, по которым архитектор откажется от вашего проекта
Иной раз проблемы начинаются с банального непонимания «на берегу». Оно практически всегда выливается в серьезные проблемы в процессе работы. «За проект не хочется браться, когда клиент говорит: “Да я и сам могу нарисовать, но времени нет"… Или пытается получить десять вариантов вместо трех прописанных в договоре, прибегая к различным хитростям. Как правило, таких клиентов видно на первой встрече, но бывают и неприятные исключения», — говорит архитектор и дизайнер Владимир Бахтояров.
Лучше и не начинать, если вам как дизайнеру или вам как заказчику неприятна манера общения другой стороны. «У меня бывали такие случаи, — рассказывает дизайнер Мария Боярова. — Тем не менее я все равно бралась за проект, а потом сожалела. Надо понимать, что в деструктивных отношениях дизайнер-заказчик потерпевший стороной всегда является клиент. Он пускает дизайнера в свое личное пространство, но чувствует себя непонятным, неуслышанным. Кроме того, вряд ли ему удастся вернуть предоплату», — поясняет она.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Ну почему: 10 причин, по которым архитектор откажется от вашего проекта
Или хорошо или никак
Довольно распространенный вариант: «Когда клиент приходит с историей про очень плохих прошлых дизайнеров, есть вероятность, что можно попасть у него в тот же список, если сразу не понять, что именно пошло не так. Хотя, конечно, есть прецеденты некачественной работы», — отмечает дизайнер Ната Истомина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Психология: 4 вопроса, которые помогут найти «своего» дизайнера
Довольно распространенный вариант: «Когда клиент приходит с историей про очень плохих прошлых дизайнеров, есть вероятность, что можно попасть у него в тот же список, если сразу не понять, что именно пошло не так. Хотя, конечно, есть прецеденты некачественной работы», — отмечает дизайнер Ната Истомина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Психология: 4 вопроса, которые помогут найти «своего» дизайнера
Семейные разборки
«Мы не работаем с теми, кто думает, что он нас покупает. Не работаем с грубыми клиентами (одно матерное слово в общении — и мы не будем делать проект). Если при встрече на обсуждении проекта муж унижает или оскорбляет жену — мы с такой парой работать не будем», — объясняет руководитель студии дизайна Илья Комолов.
Семейные споры заказчиков — еще один частый повод для отказа от проекта. «Например, муж и жена не могут договориться между собой и решают нанять дизайнера, чтобы он сотворил чудо и воплотил в проекте взаимоисключающие друг друга “хотелки”. Работа над интерьером у таких людей превращается в поле битвы и перманентное выяснение отношений. Такой проект отнимает много времени и сил, люди не могут договориться, отодвигают принятие решений, передумывают», — рассказывает Светлана Ильина.
«Мы не работаем с теми, кто думает, что он нас покупает. Не работаем с грубыми клиентами (одно матерное слово в общении — и мы не будем делать проект). Если при встрече на обсуждении проекта муж унижает или оскорбляет жену — мы с такой парой работать не будем», — объясняет руководитель студии дизайна Илья Комолов.
Семейные споры заказчиков — еще один частый повод для отказа от проекта. «Например, муж и жена не могут договориться между собой и решают нанять дизайнера, чтобы он сотворил чудо и воплотил в проекте взаимоисключающие друг друга “хотелки”. Работа над интерьером у таких людей превращается в поле битвы и перманентное выяснение отношений. Такой проект отнимает много времени и сил, люди не могут договориться, отодвигают принятие решений, передумывают», — рассказывает Светлана Ильина.
Взаимоисключающие желания
«Если заказчик присылает в подборке интерьеров, которые ему нравятся, фото помещений в абсолютно разных стилях, а потом просит все это объединить в одном пространстве, скорее всего, предстоит долгая работа по выяснению его истинных предпочтений», — констатирует архитектор Роман Коротков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz изнутри: Как найти дизайнера или архитектора с помощью фото
Участие и неучастие
Равнодушие заказчика к проекту, как и его чрезмерное рвение, ведут к одинаково плохому результату. «Неинтересный проект — тот, где хозяева отказываются думать о проекте, — уверена архитектор и дизайнер Наталья Шевчук. — Без внятного техзадания, когда человек сам не знает, что хочет, хороший проект не получится». Бывает наоборот — заказчики хорошо знают, чего хотят, но хороший интерьер им просто не нужен: «Один раз я со слезами отказалась от проекта в сталинской высотке, где хозяева планировали жить во время командировок в Москву. Они сказали, что привезут остатки обоев и ламината с дачи из Астрахани. Сказали, что особая красота им не нужна — просили просто проследить за рабочими во время ремонта. Я ходила по коридорам этой квартиры в последний раз, гладила гипсовую лепнину и плакала», — рассказывает дизайнер Надежда Требухина.
«Если заказчик присылает в подборке интерьеров, которые ему нравятся, фото помещений в абсолютно разных стилях, а потом просит все это объединить в одном пространстве, скорее всего, предстоит долгая работа по выяснению его истинных предпочтений», — констатирует архитектор Роман Коротков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz изнутри: Как найти дизайнера или архитектора с помощью фото
Участие и неучастие
Равнодушие заказчика к проекту, как и его чрезмерное рвение, ведут к одинаково плохому результату. «Неинтересный проект — тот, где хозяева отказываются думать о проекте, — уверена архитектор и дизайнер Наталья Шевчук. — Без внятного техзадания, когда человек сам не знает, что хочет, хороший проект не получится». Бывает наоборот — заказчики хорошо знают, чего хотят, но хороший интерьер им просто не нужен: «Один раз я со слезами отказалась от проекта в сталинской высотке, где хозяева планировали жить во время командировок в Москву. Они сказали, что привезут остатки обоев и ламината с дачи из Астрахани. Сказали, что особая красота им не нужна — просили просто проследить за рабочими во время ремонта. Я ходила по коридорам этой квартиры в последний раз, гладила гипсовую лепнину и плакала», — рассказывает дизайнер Надежда Требухина.
Творческая неблизость
Если дизайнеры специализируются на конкретных стилях, они не возьмутся за то, что им не близко. Как не возьмутся делать то, что противоречит их пониманию хорошего интерьера. Зачем учить клиента жить, если вас об этом не просили?
Но что еще делать, «когда заказчик слышать не желает о новых технологиях, направлениях в дизайне и просит сотворить интерьер, который он видел семь лет тому назад», — приводит пример дизайнер Наталья Алексеева-Лебедева.
Не возьмут проект, и если пожелания заказчика покажутся невыполнимыми. «Я никогда не возьмусь сотворить бунгало а-ля Бали в московской квартире», — признается дизайнер Мария Черкасова.
Если дизайнеры специализируются на конкретных стилях, они не возьмутся за то, что им не близко. Как не возьмутся делать то, что противоречит их пониманию хорошего интерьера. Зачем учить клиента жить, если вас об этом не просили?
Но что еще делать, «когда заказчик слышать не желает о новых технологиях, направлениях в дизайне и просит сотворить интерьер, который он видел семь лет тому назад», — приводит пример дизайнер Наталья Алексеева-Лебедева.
Не возьмут проект, и если пожелания заказчика покажутся невыполнимыми. «Я никогда не возьмусь сотворить бунгало а-ля Бали в московской квартире», — признается дизайнер Мария Черкасова.
Плагиат, или лепим из того, что есть
Практики не возьмут в работу проект, который подразумевает повторение своей или чужой работы. «Если клиент хочет, чтобы мы сделали точно так же, как на какой-то картинке, для нас это уже не дизайн, а воровство чужого дизайна», — объясняет архитектор Дарья Ельникова.
«До слез бывает обидно, когда и понимание с заказчиком есть, и проект воспринимается на “ура!”, но в предпоследний момент хозяйка вспоминает, что на старой квартире у нее остался старый, но очень дорогой итальянский сервант, который просто необходимо вписать в новый интерьер… В такой момент хочется все бросить и бежать», — описывает пример ситуации Наталья Алексеева-Лебедева.
Практики не возьмут в работу проект, который подразумевает повторение своей или чужой работы. «Если клиент хочет, чтобы мы сделали точно так же, как на какой-то картинке, для нас это уже не дизайн, а воровство чужого дизайна», — объясняет архитектор Дарья Ельникова.
«До слез бывает обидно, когда и понимание с заказчиком есть, и проект воспринимается на “ура!”, но в предпоследний момент хозяйка вспоминает, что на старой квартире у нее остался старый, но очень дорогой итальянский сервант, который просто необходимо вписать в новый интерьер… В такой момент хочется все бросить и бежать», — описывает пример ситуации Наталья Алексеева-Лебедева.
Недоумение заказчиков понятно: что же мне, выкидывать все это? Нет, речь не о том, что дизайнер не готов слушать и находить место дорогим вещам или коллекциям заказчика. Сложности возникают в тот момент, когда работа почти сдана, а клиент «вдруг вспомнил». Такие нюансы важно обсуждать при первой встрече: хочу создать интерьер, сохранив эти и эти вещи из старого — мне это крайне важно. И работа пойдет совершенно в другом направлении. Иначе старый сервант будет выглядеть «вставным зубом».
«Если ситуация складывается так, что достучаться до заказчика невозможно, просто исполняем все его желания», — говорит архитектор Анастасия Зайцева.
«Если ситуация складывается так, что достучаться до заказчика невозможно, просто исполняем все его желания», — говорит архитектор Анастасия Зайцева.
Портфолио или кошелек
Дизайнеры по-разному относятся к «проектам для портфолио» и тем, что делаются ради заработка. «Задайте себе вопрос: вы хотите заниматься дизайном во имя высокого искусства? Тогда вперед — отталкивайте руку заказчика. По статистике один раз в два года вы получаете возможность творить шедевр… Остальное время вы зарабатываете на хлеб», — вступает в дискуссию с коллегами дизайнер Геннадий Подобулкин.
«Мы беремся за проект, даже если понимаем, что шедевра не получится — в силу ограниченного бюджета, например. Наша работа — сделать пространство максимально функциональным и гармоничным», — соглашается дизайнер Полина Иванова.
Дизайнеры по-разному относятся к «проектам для портфолио» и тем, что делаются ради заработка. «Задайте себе вопрос: вы хотите заниматься дизайном во имя высокого искусства? Тогда вперед — отталкивайте руку заказчика. По статистике один раз в два года вы получаете возможность творить шедевр… Остальное время вы зарабатываете на хлеб», — вступает в дискуссию с коллегами дизайнер Геннадий Подобулкин.
«Мы беремся за проект, даже если понимаем, что шедевра не получится — в силу ограниченного бюджета, например. Наша работа — сделать пространство максимально функциональным и гармоничным», — соглашается дизайнер Полина Иванова.
Переоценили свои возможности
Бывает, что «бюджетный» заказчик приходит к именитым дизайнерам под впечатлением от эффектной публикации. Он не знает ценовой уровень исполнителей и стоимости реализации проекта. «Чем сложнее объект, тем больше финансовых затрат он потребует», — напоминает архитектор Нана Кобахидзе.
«Есть ряд технических ограничений: мы не можем взять проекты меньше 80 кв.м (просто стоимость вхождения в проект у рабочей группы не окупит эту работу). Мы не можем опуститься ниже ставки 1 350 рублей за кв.м даже при объемах от 600 “квадратов”, поскольку над проектом работают три архитектора», — приводит пример руководитель студии дизайна Илья Комолов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Дизайн-дебаты: Что такое «бюджет проекта»
Бывает, что «бюджетный» заказчик приходит к именитым дизайнерам под впечатлением от эффектной публикации. Он не знает ценовой уровень исполнителей и стоимости реализации проекта. «Чем сложнее объект, тем больше финансовых затрат он потребует», — напоминает архитектор Нана Кобахидзе.
«Есть ряд технических ограничений: мы не можем взять проекты меньше 80 кв.м (просто стоимость вхождения в проект у рабочей группы не окупит эту работу). Мы не можем опуститься ниже ставки 1 350 рублей за кв.м даже при объемах от 600 “квадратов”, поскольку над проектом работают три архитектора», — приводит пример руководитель студии дизайна Илья Комолов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Дизайн-дебаты: Что такое «бюджет проекта»
Экономим везде. И где нельзя тоже
Разговоры о дизайнерах, которые «осваивают деньги клиента» с кризисом пора прекратить — клиент научился считать. И давно идет к тем, кто будет бороться за его бюджет, искать наилучшие решения в рамках указанного финансового коридора. Сегодня внимание (и клиента) получает дизайнер, который по умолчанию готов экономить. Дизайнеры понимают это как «экономить разумно», не в ущерб качеству проекта: в чем то потерять, чтобы что-то выиграть — сделать наилучшее из возможного. Это нормальная рабочая ситуация, данность, условия игры, если хотите.
Но иногда заказчики предлагают сэкономить там, где делать этого не стоит. Например, «берут бригаду без прораба — это мучительно и для дизайнера, и для заказчика. Авторский надзор превращается в сплошные сюрпризы, а заказчик тратит свои нервы и лишние деньги, пока работяги учатся на его объекте», — считает дизайнер Корина Балановская.
Проект не получится, и когда заказчики отказываются от услуг профильных специалистов: «Когда человек делает свою жену и прорабом и снабженцем, он в итоге меняет три бригады и платит в 2-3 раза дороже. С такими стараюсь сразу расставаться», — рассказывает архитектор и реставратор Артем Телегин.
Разговоры о дизайнерах, которые «осваивают деньги клиента» с кризисом пора прекратить — клиент научился считать. И давно идет к тем, кто будет бороться за его бюджет, искать наилучшие решения в рамках указанного финансового коридора. Сегодня внимание (и клиента) получает дизайнер, который по умолчанию готов экономить. Дизайнеры понимают это как «экономить разумно», не в ущерб качеству проекта: в чем то потерять, чтобы что-то выиграть — сделать наилучшее из возможного. Это нормальная рабочая ситуация, данность, условия игры, если хотите.
Но иногда заказчики предлагают сэкономить там, где делать этого не стоит. Например, «берут бригаду без прораба — это мучительно и для дизайнера, и для заказчика. Авторский надзор превращается в сплошные сюрпризы, а заказчик тратит свои нервы и лишние деньги, пока работяги учатся на его объекте», — считает дизайнер Корина Балановская.
Проект не получится, и когда заказчики отказываются от услуг профильных специалистов: «Когда человек делает свою жену и прорабом и снабженцем, он в итоге меняет три бригады и платит в 2-3 раза дороже. С такими стараюсь сразу расставаться», — рассказывает архитектор и реставратор Артем Телегин.
«О деньгах я говорить не готов»
Некоторые заказчики держат в секрете общий бюджет проекта, в результате дизайнеру приходится делать несколько лишних эскизов. Ведь многие решения изначально можно было не предлагать, понимая цену их реализации.
«Главное донести до заказчика, что знание бюджета позволит вам в кратчайшие сроки сделать проект, который реально воплотить в жизнь», — считает дизайнер Анна Луцкевич. — Но если вы слышите: “у меня брат / сват / дядя двоюродной тети работают во всех компаниях-поставщиках кухонь / паркета / мебели / сантехники, я все куплю у них”, ставьте все свои капиталы на то, что действовать заказчик будет за вашей спиной. А вас поставит перед фактом своих (несогласованных с вами) решений. Как следствие, проект может пойти наперекосяк, и виноватым окажетесь вы».
Некоторые заказчики держат в секрете общий бюджет проекта, в результате дизайнеру приходится делать несколько лишних эскизов. Ведь многие решения изначально можно было не предлагать, понимая цену их реализации.
«Главное донести до заказчика, что знание бюджета позволит вам в кратчайшие сроки сделать проект, который реально воплотить в жизнь», — считает дизайнер Анна Луцкевич. — Но если вы слышите: “у меня брат / сват / дядя двоюродной тети работают во всех компаниях-поставщиках кухонь / паркета / мебели / сантехники, я все куплю у них”, ставьте все свои капиталы на то, что действовать заказчик будет за вашей спиной. А вас поставит перед фактом своих (несогласованных с вами) решений. Как следствие, проект может пойти наперекосяк, и виноватым окажетесь вы».
Хорошо, а когда дизайнеры не откажутся от проекта?
У каждого дизайнера свой ответ на этот вопрос. «Я всегда смотрю на потенциального заказчика и оцениваю его возможность к диалогу. Если я вижу вменяемого человека, который хочет повысить качество жизни, то за такой проект я возьмусь при любом бюджете», — делится мнением дизайнер Руслан Кирничанский.
«Есть три критерия, которые учитываю лично я. Это деньги (заработок), клиент (насколько комфортно общаться с человеком) и референс, работа на перспективу (удастся ли поместить проект в портфолио, сделать публикацию с фотосъемкой). Если есть два пункта из трех — проект можно брать. Если в наличии только один фактор, не стоит и пытаться», — считает дизайнер Жанна Студенцова.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А как вы читаете заказчика? Что вас настораживает? Что заставляет отказаться от проекта?
У каждого дизайнера свой ответ на этот вопрос. «Я всегда смотрю на потенциального заказчика и оцениваю его возможность к диалогу. Если я вижу вменяемого человека, который хочет повысить качество жизни, то за такой проект я возьмусь при любом бюджете», — делится мнением дизайнер Руслан Кирничанский.
«Есть три критерия, которые учитываю лично я. Это деньги (заработок), клиент (насколько комфортно общаться с человеком) и референс, работа на перспективу (удастся ли поместить проект в портфолио, сделать публикацию с фотосъемкой). Если есть два пункта из трех — проект можно брать. Если в наличии только один фактор, не стоит и пытаться», — считает дизайнер Жанна Студенцова.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А как вы читаете заказчика? Что вас настораживает? Что заставляет отказаться от проекта?
Похожие статьи
Статья практикующего дизайнера
Как находить проверенные мастерские и добросовестных подрядчиков
Автор: Екатерина Кулиничева
Есть ли способ защититься от форс-мажоров, если вы делаете первый заказ?
Читать
Постоянные рубрики
Вопрос: Как подготовиться к встрече с дизайнером
Автор: Екатерина Кулиничева
Чтобы не потратить впустую время — свое и чужое
Читать
Статьи про наведение порядка
Где сушить белье в квартире... красиво
Автор: Екатерина Кулиничева
Если не хочется развешивать его над ванной и ставить сушилку посреди гостиной. А балкона — нет
Читать
Статьи о кухнях
Дизайн-дебаты: Надо ли планировать кухню по рабочему треугольнику
Автор: Татьяна Гронская
Правило рабочего треугольника помогает экономить силы и время на кухне. Но часто ли применяют это правило на практике?
Читать
Статьи о стилях
Вопрос: Почему некоторые интерьеры невозможно запомнить
Автор: Евгений Иванов
Нейтральные интерьеры — примета времени или оправдание халтуры?
Читать
Статьи о детских комнатах
Как правильно: Вместе или порознь — спальня для нескольких детей
Автор: Евгений Иванов
Если вы думаете, что у профессионалов-дизайнеров по этому поводу сплошное единодушие, то это не так
Читать
Статьи про наведение порядка
Дизайн-дебаты: Как хранить одежду в прихожей в «мокрые» сезоны
Автор: Екатерина Кулиничева
И чтобы больше никакого «кома» вещей на вешалке у входа
Читать
Советы о планировках и перепланировках
Инвалидность и ремонт: Находки из проектов дизайнеров
Автор: Евгений Иванов
Цифры, принципы и лайфхаки по теме, которую традиционно избегают глянцевые журналы
Читать
Статьи о текстиле
Зачем вам: Штора вместо двери
Автор: Екатерина Кулиничева
И почему в некоторых случаях НЕЛЬЗЯ давать шторе двигаться по карнизу. Объясняют дизайнеры
Читать
Статьи про хранение вещей
Где хранить «ватрушки» и санки в квартире
Автор: Екатерина Кулиничева
Несколько практичных решений от дизайнеров и мам активных детей
Читать
Заказчики никогда не признают свои ошибки
Парикмахеры, хирурги- если эти люди поделятся с заказчиками БЕСПЛАТНО опытом и знаниями- заказчику легче будет? Если заказчик доверяет ,понимает и не сворачивает кровь и не мешает работать тем или иным специалистам, то и выкладывается парикмахер, хирург, дизайнер на все 100% и будет помнить о заказчике с благодарностью .
Как и во всех сторонах жизни и работы мы стремимся к гармонии и очень редко все совпадает , почти всегда приходится на что-то закрывать глаза .Люблю houzz за интересные статьи и обсуждения .