Будущее — наше и архитектуры: какое оно?
Решения, которые мы принимаем сегодня, определяют «нас» завтрашних
Ирина Ковылина
12 апреля, 2018
Дизайнер интерьеров, декоратор. Победитель в номинации "Best of Houzz" (клиентский сервис) в 2016г.
Автор идеи об интерьере, как энерго-информационном пространстве "Дом для Души".
Автор 26 статей на Houzz.
Дизайнер интерьеров, декоратор. Победитель в номинации "Best of Houzz" (клиентский... Еще
Недавно Houzz писал о лауреате Притцкеровской премии индийском архитекторе Балкришне Доши и его философии: «Я всегда ощущал пространство как живое… Моя философия такова: архитектура — это источник жизни». Мне это близко.
Но вот только если архитектура — источник жизни, то всё будущее обусловлено качеством этого источника. Что происходит с нашим?
Но вот только если архитектура — источник жизни, то всё будущее обусловлено качеством этого источника. Что происходит с нашим?
Мы строим то, что формирует умы наших внуков
Я убеждена, что именно сейчас мы строим архитектуру будущего. Те города, дома и архитектурные ансамбли (хочется взять в кавычки эти «ансамбли»), в которых мы живём, — простоят лет тридцать, а то и больше. Именно эта архитектура многое в нашей жизни обуславливает. И именно это будет будущим непосредственно для меня и моих близких.
И мне это архитектурное будущее не нравится.
Я убеждена, что именно сейчас мы строим архитектуру будущего. Те города, дома и архитектурные ансамбли (хочется взять в кавычки эти «ансамбли»), в которых мы живём, — простоят лет тридцать, а то и больше. Именно эта архитектура многое в нашей жизни обуславливает. И именно это будет будущим непосредственно для меня и моих близких.
И мне это архитектурное будущее не нравится.
Давным-давно, когда мои дети были маленькими, а я очень интересовалась тем, как лучше детей выращивать, попалась мне статья. По тем временам она была удивительной, а потому запомнилась. В ней шла речь об исследовании, кажется, британском: как влияет на развитие детей вид из окна. Говорилось, что влияет он сильно: если вид унылый, и серые фасады напротив, то дети, их развитие и здоровье от этого сильно страдают. И статистика приводилась убедительная.
Тогда перед нашим домом расстилалась зелёная лужайка, на балконе жужжали шмели, ласточки там же вили гнёзда. А потом дети выросли. Вплотную к нашему дому построили другой дом, между ними теперь проходит грязная зимой и пыльная летом проезжая дорога. И все оставшееся пространство заставлено машинами…
И сколько детей только это и видят изо дня в день?
Тогда перед нашим домом расстилалась зелёная лужайка, на балконе жужжали шмели, ласточки там же вили гнёзда. А потом дети выросли. Вплотную к нашему дому построили другой дом, между ними теперь проходит грязная зимой и пыльная летом проезжая дорога. И все оставшееся пространство заставлено машинами…
И сколько детей только это и видят изо дня в день?
Пересмотреть цели архитектуры
В прошлом и настоящем цели архитектуры бывали и странными с точки зрения современного человека. Например, строили дворцы, чтобы подчеркнуть идею превосходства одних людей над другими. И строят…
Ещё пример: архитектуру будущего часто связывают с идеей победы техногенной цивилизации. И здесь, мне кажется, нарушена причинно-следственная связь. Люди для техногенной цивилизации или техника для людей как средство для создания условий более осознанной и счастливой жизни?
В прошлом и настоящем цели архитектуры бывали и странными с точки зрения современного человека. Например, строили дворцы, чтобы подчеркнуть идею превосходства одних людей над другими. И строят…
Ещё пример: архитектуру будущего часто связывают с идеей победы техногенной цивилизации. И здесь, мне кажется, нарушена причинно-следственная связь. Люди для техногенной цивилизации или техника для людей как средство для создания условий более осознанной и счастливой жизни?
А каковы же цели архитектуры будущего? Мне кажется, особенно важно переформулировать цели.
Архитектура будущего, на мой взгляд, — это архитектура, которая откликается на настоящие человеческие потребности. На то, что хотел бы каждый человек через двадцать лет, через десять, через тридцать, через пятьдесят лет и сто.
Думаю, не сильно ошибусь, если настоящими целями для многих людей назову такие: быть здоровым, гармоничным, счастливым, умиротворенным, наполненным, благополучным…
И дома, которые начнут проектировать исходя из этих новых целей, станут настоящими «домами будущего».
Отрадно, что в последние годы Притцкеровскую премию давали архитекторам за проекты социального жилья. Как хорошо, что всё больше строится экологичного жилья. Но этого мало! Мне кажется, что создать новую архитектуру без корректного целеполагания невозможно.
Архитектура будущего, на мой взгляд, — это архитектура, которая откликается на настоящие человеческие потребности. На то, что хотел бы каждый человек через двадцать лет, через десять, через тридцать, через пятьдесят лет и сто.
Думаю, не сильно ошибусь, если настоящими целями для многих людей назову такие: быть здоровым, гармоничным, счастливым, умиротворенным, наполненным, благополучным…
И дома, которые начнут проектировать исходя из этих новых целей, станут настоящими «домами будущего».
Отрадно, что в последние годы Притцкеровскую премию давали архитекторам за проекты социального жилья. Как хорошо, что всё больше строится экологичного жилья. Но этого мало! Мне кажется, что создать новую архитектуру без корректного целеполагания невозможно.
На фото: Жилищный комплекс Villa Verde (2013); Конститусьон, Чили. Арх. Алехандро Аравена. На государственные средства строится половина дома, ниже на фото — работы, проведенные самими жильцами в том же комплексе
Не подменять содержание формой
Если цели некорректные, то архитектура экспериментирует только с формой. Вы, наверное, тоже замечали, что часто архитектуру будущего связывают только с проектированием зданий необычной формы. Например, в «биоморфном» стиле. Главный признак биоморфного стиля — формальная схожесть с биологическими объектами, отсутствие прямых углов и ровных окружностей.
Не подменять содержание формой
Если цели некорректные, то архитектура экспериментирует только с формой. Вы, наверное, тоже замечали, что часто архитектуру будущего связывают только с проектированием зданий необычной формы. Например, в «биоморфном» стиле. Главный признак биоморфного стиля — формальная схожесть с биологическими объектами, отсутствие прямых углов и ровных окружностей.
На фото: симпатичный пример биоморфного дизайна — санузел, где золотая ванна напоминает обточенную морем гальку.
Я за то, чтобы в будущем люди повернулись к природе, но не согласна, чтобы схожесть с природой подменялась внешним, формальным копированием. Сущность природной формы — в пропорциях и целесообразности, на мой взгляд. И природные пропорции как раз можно и нужно вернуть в архитектуру.
Всё в природе «подчиняется» золотосеченным пропорциям и спиралям. И в человеке тоже: например, части скелетного каркаса у человека имеют пропорцию ФИ — золотое сечение. Если соотнести длину предплечья с длиной ладони, то получится пропорция ФИ, и так же точно длина плеча относится к длине предплечья. Пропорция золотого сечения обнаруживается во всей скелетной системе человека.
Совсем не случайно когда-то строили, применяя множество разных мер длины: сажени, локти, пяди, пясти, вершки и др. Это имело большое значение: отмеряя длину, ширину и высоту дома по длинам разных частей тела, люди получали дома и храмы гармоничных человеку и природе пропорций.
По-моему, это гениально. Не в этом ли секрет красоты древнего зодчества? И как красивы соразмерные дома. На мой взгляд, такая связь человека с природой очень естественна.
ПО ТЕМЕ…
Как использовать золотое сечение в домашнем интерьере
Я за то, чтобы в будущем люди повернулись к природе, но не согласна, чтобы схожесть с природой подменялась внешним, формальным копированием. Сущность природной формы — в пропорциях и целесообразности, на мой взгляд. И природные пропорции как раз можно и нужно вернуть в архитектуру.
Всё в природе «подчиняется» золотосеченным пропорциям и спиралям. И в человеке тоже: например, части скелетного каркаса у человека имеют пропорцию ФИ — золотое сечение. Если соотнести длину предплечья с длиной ладони, то получится пропорция ФИ, и так же точно длина плеча относится к длине предплечья. Пропорция золотого сечения обнаруживается во всей скелетной системе человека.
Совсем не случайно когда-то строили, применяя множество разных мер длины: сажени, локти, пяди, пясти, вершки и др. Это имело большое значение: отмеряя длину, ширину и высоту дома по длинам разных частей тела, люди получали дома и храмы гармоничных человеку и природе пропорций.
По-моему, это гениально. Не в этом ли секрет красоты древнего зодчества? И как красивы соразмерные дома. На мой взгляд, такая связь человека с природой очень естественна.
ПО ТЕМЕ…
Как использовать золотое сечение в домашнем интерьере
Вспомнить про красоту земли Русской
Раньше, давно, архитектура отражала красоту земли русской. Кажется, так: «Измечтанная всею хитростию»…
Допускаю, что в городах и деревнях было скученно, пьяно и грязно. Допускаю, что строили исходя из неких Идей: религиозных, властных и пр. И всё-таки раньше архитектура отражала красоту земли русской. Здания подчёркивали красоту именно нашего природного ландшафта, всех этих рек, полей и лесов, находились с ними в гармонии. Вспомните Покрова на Нерли, Старицу, Коломенское…
«…Георгий Николаевич сразу понял, что лучшего места для житья ему не сыскать. Он увидел реку широкую, берег высокий, село на горе с белой стройной церковью XVII века, увидел раздолье на тридцать километров… И вдохнул он полной грудью чистый воздух ближнего соснового леса… И забилось его сердце от радости…». С. Голицын. «Тайна старого Радуля».
Раньше, давно, архитектура отражала красоту земли русской. Кажется, так: «Измечтанная всею хитростию»…
Допускаю, что в городах и деревнях было скученно, пьяно и грязно. Допускаю, что строили исходя из неких Идей: религиозных, властных и пр. И всё-таки раньше архитектура отражала красоту земли русской. Здания подчёркивали красоту именно нашего природного ландшафта, всех этих рек, полей и лесов, находились с ними в гармонии. Вспомните Покрова на Нерли, Старицу, Коломенское…
«…Георгий Николаевич сразу понял, что лучшего места для житья ему не сыскать. Он увидел реку широкую, берег высокий, село на горе с белой стройной церковью XVII века, увидел раздолье на тридцать километров… И вдохнул он полной грудью чистый воздух ближнего соснового леса… И забилось его сердце от радости…». С. Голицын. «Тайна старого Радуля».
Хотелось бы это вернуть.
Строить так, чтобы архитектура и пространство, создаваемое ею, отражали красоту нашей земли, именно с её ландшафтами сочетались, с её красками, культурой и природой.
Строить так, чтобы архитектура и пространство, создаваемое ею, отражали красоту нашей земли, именно с её ландшафтами сочетались, с её красками, культурой и природой.
Вернуть перспективу и системный подход
Поняла, что мне стало очень тесно жить в том (географическом) месте, где я живу. Наш поселок с двух сторон окружен лесом, с третьей — Клязьмой, с четвёртой — водохранилищем Пироговским. Казалось бы, вот — любуйся. А взгляд всё время упирается!
В истерзанные пейзажи, в уродливые заборы, подступающие к самому берегу, в дома некрасивые…
Поняла, что мне стало очень тесно жить в том (географическом) месте, где я живу. Наш поселок с двух сторон окружен лесом, с третьей — Клязьмой, с четвёртой — водохранилищем Пироговским. Казалось бы, вот — любуйся. А взгляд всё время упирается!
В истерзанные пейзажи, в уродливые заборы, подступающие к самому берегу, в дома некрасивые…
Я считаю, крайне важно вернуть в городские и парковые ансамбли перспективу.
Важно осознать архитектуру, как живую развивающуюся систему. К счастью, архитекторы задумываются об этом. И сколь приятно, когда очень известные и знаменитые архитекторы думают о вещах по-настоящему важных и напоминают нам об этом.
Многие ли слышат их голоса?
Мне нравятся размышления и практические усилия таких специалистов, как Диру Тадани (один из составителей «Хартии нового урбанизма» и автор книги «Язык больших и малых городов: визуальный словарь»), Майкла Мехаффи (американский урбанист, исследователь стратегического градостроительства), математика и теоретика архитектуры Никоса Салингароса. Очень рекомендую.
Мне нравятся принципы Датского центра архитектуры — и уже писала про них в статье про Хюгге.
Многие ли слышат их голоса?
Мне нравятся размышления и практические усилия таких специалистов, как Диру Тадани (один из составителей «Хартии нового урбанизма» и автор книги «Язык больших и малых городов: визуальный словарь»), Майкла Мехаффи (американский урбанист, исследователь стратегического градостроительства), математика и теоретика архитектуры Никоса Салингароса. Очень рекомендую.
Мне нравятся принципы Датского центра архитектуры — и уже писала про них в статье про Хюгге.
Учить красоте с детства
Сколько усилий мы, родители, направляем на то, чтобы подготовить детей к школе. Вот столько бы сил еще направить и на воспитание чувства прекрасного.
Настоящая красота, на мой взгляд, — это вот именно когда сердце бьётся от радости. И только в музеях такое чувство красоты не воспитать.
Где же детям выращивать, вылупливать, проявлять в себе чувства гармонии, эстетического любования и вдохновения? Ведь потом они вырастают и начинают строить. И строят, и строят… будущее.
Кажется, что мы ничего не можем с этим сделать. Но мы можем. Каждый, и вы и я. Кажется, что это капля в море, — и капля, как известно, камень точит. Верю, что можно вернуть красоту и в города, и в жилые и офисные пространства, чтобы они отражали вечную красоту человека.
Сколько усилий мы, родители, направляем на то, чтобы подготовить детей к школе. Вот столько бы сил еще направить и на воспитание чувства прекрасного.
Настоящая красота, на мой взгляд, — это вот именно когда сердце бьётся от радости. И только в музеях такое чувство красоты не воспитать.
Где же детям выращивать, вылупливать, проявлять в себе чувства гармонии, эстетического любования и вдохновения? Ведь потом они вырастают и начинают строить. И строят, и строят… будущее.
Кажется, что мы ничего не можем с этим сделать. Но мы можем. Каждый, и вы и я. Кажется, что это капля в море, — и капля, как известно, камень точит. Верю, что можно вернуть красоту и в города, и в жилые и офисные пространства, чтобы они отражали вечную красоту человека.
Создавать «живые» интерьеры
Ну что ж, и я тоже делаю, что могу, для будущего. Для будущего тех, с кем работаю. Потому что сторонница таких интерьеров, в которых можно жить, не меняя их, и десять лет, и двадцать… Именно с таким намерением обычно работаю над проектом.
Вот и получается, что проектирую для клиентов «интерьеры будущего» — их будущего через десять-двадцать лет. Обычно мои заказчики не меняют свои интерьеры (возможно, потому, что это будущее их устраивает).
Ну что ж, и я тоже делаю, что могу, для будущего. Для будущего тех, с кем работаю. Потому что сторонница таких интерьеров, в которых можно жить, не меняя их, и десять лет, и двадцать… Именно с таким намерением обычно работаю над проектом.
Вот и получается, что проектирую для клиентов «интерьеры будущего» — их будущего через десять-двадцать лет. Обычно мои заказчики не меняют свои интерьеры (возможно, потому, что это будущее их устраивает).
Не думаю, что будущее интерьера только за «умным домом» или космическим интерьером, как его показывают фантасты в книгах и фильмах. На мой взгляд, дом будущего — это про другое. Про такое пространство, которое помогает (в котором легче это сделать) гармонизироваться, восстанавливаться, быть здоровым, радоваться, жить, любить и быть любимым. Мне кажется, о таком будущем мечтают многие люди.
Да и как достичь этого — если говорить именно об интерьере — в общем-то, известно: хорошие пропорции, эстетика и этика, гармония красок и общая сбалансированность, хорошая планировка, орнамент… Хочется «техническую начинку»? — Пусть будет! Если она не самоцель, но средство корректного проживания корректных целей.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Часто и интерьер будущего (как и архитектуру) рассматривают только с точки зрения техногенной цивилизации. А если будущее человечества другое? Не только техногенное, но и гуманитарное? Тогда будущее наше за интерьером «осознанным» и здоровым. Как это понимаю я — уже рассказала во многих статьях. Теперь ваша очередь!
Да и как достичь этого — если говорить именно об интерьере — в общем-то, известно: хорошие пропорции, эстетика и этика, гармония красок и общая сбалансированность, хорошая планировка, орнамент… Хочется «техническую начинку»? — Пусть будет! Если она не самоцель, но средство корректного проживания корректных целей.
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Часто и интерьер будущего (как и архитектуру) рассматривают только с точки зрения техногенной цивилизации. А если будущее человечества другое? Не только техногенное, но и гуманитарное? Тогда будущее наше за интерьером «осознанным» и здоровым. Как это понимаю я — уже рассказала во многих статьях. Теперь ваша очередь!
Похожие статьи
Советы по ремонту
Все плохо: Когда результат ремонта отвратителен, а вам здесь жить
Автор: Анна Гринева
Полюбить то, что получилось, и другие разумные выходы из ситуации
Читать
Животные
Как справиться с грязью, которую приносят домой животные
Автор: Надежда Плотникова
Лапомойка, вкладыш в ванну и непромокаемые ботинки для собак — помогут ли они сэкономить время, сберечь здоровье и сохранить чистоту
Читать
Советы о планировках и перепланировках
Мелочи жизни: Нужна ли вам раковина для ботинок
Автор: Дмитрий Земов
Что такое техническая раковина в условиях России?
Читать
Статьи о ванных комнатах
Экраны: Как рационально использовать пространство под ванной
Автор: Мария Путинцева
Организовать хранение или просто закрыть нишу под ванной? Чем именно?
Читать
Статьи про наведение порядка
Вопрос: Где хранить кухонные полотенца
Автор: Варвара Еремеева
В арсенале дизайнеров — десятки хитрых мест. О некоторых мы узнали впервые при подготовке этой статьи
Читать
Статьи про наведение порядка
Кухня: 8 вещей, которые вы храните на кухне [и зря]
Автор: Victoria Harrison
Расхламление кухни провести проще, чем вам кажется
Читать
Статья практикующего дизайнера
Вопрос: Как рассчитать размер штор на окно
Автор: Ксения Рóзанцева
Какие размеры нужно знать для заказа штор, а какие — для покупки готовых?
Читать
Статьи о кухнях
Вопрос: На чем сэкономить при заказе кухни
Автор: Евгения Назарова
С дешёвыми фасадами кухня потеряет шарм, с бюджетной фурнитурой — развалится через год. Где искать компромисс?
Читать
Самое популярное
Бюджет: Как купить кухню, если денег нет и надо въезжать
Автор: Елена Тимченко
Копить и откладывать жизнь на потом — не вариант. Равно как влезать в долги
Читать
Самое популярное
Вопрос: Как подобрать шторы к цвету обоев
Автор: Наталья Преображенская
Объясняем принцип и показываем удачные интерьерные решения из отечественных и зарубежных проектов
Читать
Lynx, очень хорошо про выбор. Какие красноречивые примеры! Особенно всё, что касается моды, маркетинга, купи-купи к красоте имеет косвенное отношение, имхо.
Какая прекрасная статья! Как гармоничен и доброжелателен взгляд автора на окружающий мир и архитектуру как средство формирования его среды. Браво!
Ирина, большое спасибо за статью! И вашу позицию как архитектора. Очень сильно сейчас не хватает архитектуры позитивно "настроенной" на человека и "согласной" с природой, которая обязательно в городе должна присутствовать, хотя бы в виде обозримого участка неба и не стиснутого улицами парка. Соглашусь и с теми, кто считает что многое вокруг нас - жилые застройки, торговые комплексы и прочие городские конгломераты построены от безысходности. Да, конечно, ко всему можно привыкнуть, или скорее научится терпеть. Но ведь если так и дальше будет продолжаться, скоро мы будем жить в 20 этажных домах построенных не в высоту а в глубину.. Возможно мне повезло больше остальных, хотя я и не архитектор а инженер-светотехник, у меня были замечательные учителя, научившие не просто смотреть на архитектуру и получать какое-либо "первое впечатление" а любоваться, всматриваться и изучать ее, как на особенностях развития в частности русской архитектуры сказались условия естественного освещения, что никогда колонны перенесенные из южных широт в нашу среднюю полосу не будут смотреться как колонны а станут просто столбами. Что в древнерусской архитектуре никогда не было абсолютно симметричных зданий, а ведь человеческое лицо тоже не бывает абсолютно симметричным. На идеально правильное, ровное здание с монотонной фактурой и нескончаемыми рядами окон невозможно долго смотреть. И взгляд будет обязательно что то искать, не понимая чего ему не хватает. Или понимая. Очень мне нравятся проекты Ильи Уткина и Леона Крие. Качественная архитектура, в первую очередь для человеческого жилья, на мой взгляд, определяется не дороговизной материалов и бешеным количеством квадратных метров, а внутренним ощущением человека, его спокойствием и возможностью свободно заниматься своей деятельностью, будь то творческий или чисто технический проект, или общение с людьми и воспитание детей.