Архитектура: Модернист и архаист Луис Кан, 1901–1974
Философ и провидец Луис Кан исследовал способы, с помощью которых архитектура может улучшить жизнь
Об архитекторе: Луис Исидор (Исраэль) Кан, 1901–1974 годы
Любимые темы: социальная ответственность архитектуры и общественные пространства
Любимые материалы: кирпич и бетон на контрасте с прозрачными остекленными поверхностями
Основные работы: художественная галерея Йельского университета, США (1951–1953); институт биологии Солка, США (1959–1965); Художественный музей Кимбелла, США (1967–1972); здание Национальной Ассамблеи в Дакке, Бангладеш (1961–1983); парк Четырех свобод Франклина Рузвельта в Нью-Йорке, США (1972–2012)
Основные награды: золотая медаль AIA (American Institute of Architects) в 1971 году и золотая медаль RIBA (Royal Institute of British Architects) в 1972-м
Фото: с выставки “Louis Kahn: The Power of Architecture” в лондонском Музее дизайна
Любимые темы: социальная ответственность архитектуры и общественные пространства
Любимые материалы: кирпич и бетон на контрасте с прозрачными остекленными поверхностями
Основные работы: художественная галерея Йельского университета, США (1951–1953); институт биологии Солка, США (1959–1965); Художественный музей Кимбелла, США (1967–1972); здание Национальной Ассамблеи в Дакке, Бангладеш (1961–1983); парк Четырех свобод Франклина Рузвельта в Нью-Йорке, США (1972–2012)
Основные награды: золотая медаль AIA (American Institute of Architects) в 1971 году и золотая медаль RIBA (Royal Institute of British Architects) в 1972-м
Фото: с выставки “Louis Kahn: The Power of Architecture” в лондонском Музее дизайна
Луис Кан (Итце-Лейб Шмуиловский) родился в очень бедной семье в царской России (сейчас это территория Эстонии), но еще в детстве вместе с родителями эмигрировал в Филадельфию. Будучи студентом, Кан преуспевал в искусстве и музыке. В 19 лет он выиграл стипендию Пенсильванского университета, который и окончил с многочисленными наградами, получив степень бакалавра архитектуры в 1924 году.
Ранние годы
На протяжении нескольких лет Луис Кан работал в разных архитектурных бюро Филадельфии, а в 1935 году основал собственную компанию. Он стал участвовать в возрождении города, который воспринимал как «городскую лабораторию», где можно исследовать взаимосвязь между архитектурой и городским планированием.
На протяжении нескольких лет Луис Кан работал в разных архитектурных бюро Филадельфии, а в 1935 году основал собственную компанию. Он стал участвовать в возрождении города, который воспринимал как «городскую лабораторию», где можно исследовать взаимосвязь между архитектурой и городским планированием.

Интересует строительство дома?
Давайте подберем исполнителя по вашим критериям
Давайте подберем исполнителя по вашим критериям
Архитектура и общество
Кан надеялся разработать устойчивые формы, которые помогут облегчить частную и общественную жизнь. «Он рассматривал архитектуру как место, где сообщество может развиваться», — рассказывает Алекс Ньюсон, куратор выставки “Louis Kahn: The Power of Architecture”, проходившей в лондонском Музее дизайна в 2017 году.
Кан надеялся разработать устойчивые формы, которые помогут облегчить частную и общественную жизнь. «Он рассматривал архитектуру как место, где сообщество может развиваться», — рассказывает Алекс Ньюсон, куратор выставки “Louis Kahn: The Power of Architecture”, проходившей в лондонском Музее дизайна в 2017 году.
Архитектура и природа
В этой модели проекта City Tower для Филадельфии видно сходство конструкции с двойной спиралью ДНК. Кан понимал и использовал в своих работах тесную связь природы и дизайна, рассматривая ДНК и архитектуру как базовые строительные блоки жизни.
В этой модели проекта City Tower для Филадельфии видно сходство конструкции с двойной спиралью ДНК. Кан понимал и использовал в своих работах тесную связь природы и дизайна, рассматривая ДНК и архитектуру как базовые строительные блоки жизни.
Хотя проект City Tower остался незавершенным, в 1960-х он вдохновил японского архитектора Кисё Курокаву, одного из основателей движения метаболистов, на создание нескольких работ, подчеркивающих связь между архитектурными мегаструктурами и органической биологией.
Преподавание
На протяжении многих лет Луис Кан преподавал в Йельской школе архитектуры, был приглашенным лектором в Принстонском университете и профессором Школы дизайна Пенсильванского университета, где читал лекции до самой смерти в 1974 году.
На протяжении многих лет Луис Кан преподавал в Йельской школе архитектуры, был приглашенным лектором в Принстонском университете и профессором Школы дизайна Пенсильванского университета, где читал лекции до самой смерти в 1974 году.
Особенности стиля
Кан сторонился общего послевоенного увлечения интернациональным стилем (разновидность модернизма), создав собственный язык и стиль современной архитектуры. Он ценил массу и вес строений и хотел вернуть в архитектуру категории символического и монументального.
Во многих отношениях Кан был бунтарем. Спроектированные им строения заметно отличаются от созданных современниками-модернистами. «Кан показал нам, что есть и другой способ быть современным, — говорит Алекс Ньюсон. — Его здания бесспорно современны, но они также элементарны, архаичны и духовны».
Кан сторонился общего послевоенного увлечения интернациональным стилем (разновидность модернизма), создав собственный язык и стиль современной архитектуры. Он ценил массу и вес строений и хотел вернуть в архитектуру категории символического и монументального.
Во многих отношениях Кан был бунтарем. Спроектированные им строения заметно отличаются от созданных современниками-модернистами. «Кан показал нам, что есть и другой способ быть современным, — говорит Алекс Ньюсон. — Его здания бесспорно современны, но они также элементарны, архаичны и духовны».
Художественная галерея Йельского университета, Коннектикут (1951–1953)
Это был первый значительный заказ Кана. Фасады из кирпича и стекла спроектированы так, чтобы по-разному отражать меняющийся свет в течение дня. Контраст массивных кирпичных стен по сторонам здания и прозрачного стеклянного фасада характерен для архитектурного языка Луиса Кана, любившего сопоставление пустоты и массы.
Это был первый значительный заказ Кана. Фасады из кирпича и стекла спроектированы так, чтобы по-разному отражать меняющийся свет в течение дня. Контраст массивных кирпичных стен по сторонам здания и прозрачного стеклянного фасада характерен для архитектурного языка Луиса Кана, любившего сопоставление пустоты и массы.
Институт биологии Солка, Калифорния (1959–1965)
Американский вирусолог Джонас Солк (1914–1995) — один из разработчиков первых вакцин от полиомиелита — обратился к Луису Кану как «к лучшему архитектору, кто смог бы построить здание для медицинской лаборатории в Калифорнии».
Американский вирусолог Джонас Солк (1914–1995) — один из разработчиков первых вакцин от полиомиелита — обратился к Луису Кану как «к лучшему архитектору, кто смог бы построить здание для медицинской лаборатории в Калифорнии».
Художественный музей Кимбелла, Техас (1967–1972)
Естественное освещение было главным фактором при строительстве музея. Здание представляет собой совокупность бочкообразных структур с циркульными сводами (на фото Кан снят стоящим внутри одной из них). Световые люки на потолке каждой конструкции пропускают свет, который рассеивается алюминиевыми отражателями, защищая произведения на стенах от попадания прямых солнечных лучей. Циркульные арки и своды намекают на римскую архитектуру, вдохновленную итальянскими путешествиями Кана.
Естественное освещение было главным фактором при строительстве музея. Здание представляет собой совокупность бочкообразных структур с циркульными сводами (на фото Кан снят стоящим внутри одной из них). Световые люки на потолке каждой конструкции пропускают свет, который рассеивается алюминиевыми отражателями, защищая произведения на стенах от попадания прямых солнечных лучей. Циркульные арки и своды намекают на римскую архитектуру, вдохновленную итальянскими путешествиями Кана.
Проекты домов
Кан также спроектировал девять домов в Филадельфии и окрестностях. На фото запечатлен момент, когда архитектор работал над проектом дома Фишера в 1961 году. В своих работах Кан тщательно продумывал форму, формат и использование всех комнат в доме, чтобы облегчить жизнь и взаимодействие отдельной семьи.
Кан также спроектировал девять домов в Филадельфии и окрестностях. На фото запечатлен момент, когда архитектор работал над проектом дома Фишера в 1961 году. В своих работах Кан тщательно продумывал форму, формат и использование всех комнат в доме, чтобы облегчить жизнь и взаимодействие отдельной семьи.
Дом Кормана, Форт Вашингтон (1971–1973)
Клиенты в письменном виде рассказывали архитектору, как хотят жить в проектируемом доме. Кан учитывал пожелания в свое работе. Дом Кормана, например, был спланирован таким образом, чтобы семья могла играть в футбол в каждой комнате.
Клиенты в письменном виде рассказывали архитектору, как хотят жить в проектируемом доме. Кан учитывал пожелания в свое работе. Дом Кормана, например, был спланирован таким образом, чтобы семья могла играть в футбол в каждой комнате.
Здание Национальной Ассамблеи в Дакке, Бангладеш (1961–1983)
Этот проект часто называют главной работой Луиса Кана, его magnum opus. Архитектор работал над ним больше 20 лет.
Структура здания, модернистская с виду, на деле уходит корнями в культуру и архитектурный стиль окружающих построек. В проекте использовались местные материалы, которые выдержали бы климат пустыни (например, бетон заливали с примесью белого мрамора).
Этот проект часто называют главной работой Луиса Кана, его magnum opus. Архитектор работал над ним больше 20 лет.
Структура здания, модернистская с виду, на деле уходит корнями в культуру и архитектурный стиль окружающих построек. В проекте использовались местные материалы, которые выдержали бы климат пустыни (например, бетон заливали с примесью белого мрамора).
Парк Четырех свобод Франклина Рузвельта, Нью-Йорк (1972–2012)
Этот парк открылся в 2012 году, через 40 лет после того, как был спроектирован Луисом Каном. Расположенный на самой южной оконечности острова Рузвельта, он стал природным памятником 32-му президенту США. А после смерти Кана в 1974 году — и самому архитектору.
ПО ТЕМЕ…
Посмотрите на другие дома, спроектированные Луисом Каном
Этот парк открылся в 2012 году, через 40 лет после того, как был спроектирован Луисом Каном. Расположенный на самой южной оконечности острова Рузвельта, он стал природным памятником 32-му президенту США. А после смерти Кана в 1974 году — и самому архитектору.
ПО ТЕМЕ…
Посмотрите на другие дома, спроектированные Луисом Каном