По странам
По странам
Опубликовано в разделе:
См. также:
СШААвстралияМир дизайнаБританияСеверная ЕвропаФранцияГерманияИталияИспанияЯпонияДанияУкраинаШвецияНовая ЗеландияИндонезияИндияШвейцарияАвстрияБельгияИрландияШотландияНидерландыИзраильКанадаСингапурБеларусьБразилияЛитваМексикаФинляндияМолдавияКазахстанКоста-РикаГонконгГватемалаБолгарияЛатвияЧехияЮАРТурцияКипрГрецияАрмения
Архитектура: Дом-легенда с валуном внутри
Прогуляемся по знаменитому дому архитектора Альберта Фрея на окраине Палм-Спрингс
Архитектор Альберт Фрей в своем доме в Палм-Спрингс. Фото Дон Бакнер
На Запад США Фрей поехал в 1930 годах, получив заказ на возведение офисного и торгового комплекса в Палм-Спрингс (это была первая модернистская постройка в городе). К концу Второй мировой войны Палм-Спрингс оказался в центре строительного бума, благодаря его возросшей популярности в зимний период. Сюда стали приезжать на каникулы звезды Голливуда и бизнесмены с Восточного побережья.
На Запад США Фрей поехал в 1930 годах, получив заказ на возведение офисного и торгового комплекса в Палм-Спрингс (это была первая модернистская постройка в городе). К концу Второй мировой войны Палм-Спрингс оказался в центре строительного бума, благодаря его возросшей популярности в зимний период. Сюда стали приезжать на каникулы звезды Голливуда и бизнесмены с Восточного побережья.
Кадр снят с прогулочной дорожки, идущей по верху холма. Здесь хорошо видно, как силуэт крыши вписывается в каменистый склон
Фрей потратил годы, работая и экспериментируя с новыми материалами и ландшафтом, прежде чем приступил к созданию своего дома в 1964 году: в этом здании скромных размеров он провел остаток своей жизни. Архитектор в буквальном смысле кинул себе вызов, выбрав практически непроходимый и непригодный для стройки участок на склоне у подножия горы Сан-Хасинто.
Архитектор не стал сразу начинать строительство и потратил месяцы, наблюдая за участком. Фрей изучал движение солнца, запоминал, в каких местах обнажена горная порода, какие виды открываются с определенных точек. На месте будущего дома палочками и натянутой леской он разметил очертания крыши. Архитектор внимательно отнесся к природе вокруг и даже включил в интерьер огромный валун.
Фрей потратил годы, работая и экспериментируя с новыми материалами и ландшафтом, прежде чем приступил к созданию своего дома в 1964 году: в этом здании скромных размеров он провел остаток своей жизни. Архитектор в буквальном смысле кинул себе вызов, выбрав практически непроходимый и непригодный для стройки участок на склоне у подножия горы Сан-Хасинто.
Архитектор не стал сразу начинать строительство и потратил месяцы, наблюдая за участком. Фрей изучал движение солнца, запоминал, в каких местах обнажена горная порода, какие виды открываются с определенных точек. На месте будущего дома палочками и натянутой леской он разметил очертания крыши. Архитектор внимательно отнесся к природе вокруг и даже включил в интерьер огромный валун.
Бетонные плиты основания уложены террасами, создавая три отдельных уровня и повторяя очертания почвы. На этом эскизе видно, что верхняя терраса отведена для обеденной и рабочей зон, средняя — для гостиной и спальни, а нижняя — для открытой веранды и бассейна.
Террасное расположение дома выбрано не только ради минимального вмешательства в ландшафт. Из-за особенностей участка это было единственно возможное решение: использование тяжелой строительной техники в этом месте было бы очень дорогим.
Террасное расположение дома выбрано не только ради минимального вмешательства в ландшафт. Из-за особенностей участка это было единственно возможное решение: использование тяжелой строительной техники в этом месте было бы очень дорогим.
Ни один дом в Палм-Спрингс не считается завершенным, если там нет бассейна.
Дизайн, чувствительный к климату
Дом идеально соответствует местному климату. Над его южной стороной сделан сильно выступающий козырек, который играет ту же роль, что и широкие поля шляпы. Он защищает дом от палящего солнца, пропуская прямые солнечные лучи только зимой.
Спальня со стеклянными стенами обращена на восток — навстречу рассвету. А западная часть дома, куда попадает максимум послеобеденного солнца, обнесена толстыми стенами и оснащена лишь несколькими окнами.
Дом идеально соответствует местному климату. Над его южной стороной сделан сильно выступающий козырек, который играет ту же роль, что и широкие поля шляпы. Он защищает дом от палящего солнца, пропуская прямые солнечные лучи только зимой.
Спальня со стеклянными стенами обращена на восток — навстречу рассвету. А западная часть дома, куда попадает максимум послеобеденного солнца, обнесена толстыми стенами и оснащена лишь несколькими окнами.
Фото Дэн Чавкин
Даже текстильный декор продиктован особенностями климата. Из портьер Фрей сделал подобие «бутерброда»: он проложил майларовую пленку между слоями занавесок, чтобы ограничить проникновение жары в дом.
Даже текстильный декор продиктован особенностями климата. Из портьер Фрей сделал подобие «бутерброда»: он проложил майларовую пленку между слоями занавесок, чтобы ограничить проникновение жары в дом.
Инновационные материалы
Альберт Фрей потратил годы, работая с материалами, более подходящими для промышленного использования. В ранних проектах он любил использовать деревянный каркас, но со временем понял, что дерево плохо ведет себя в климате Южной Калифорнии.
Особенности каждого материала Фрей подчеркивает, оставляя открытыми. Например, основание дома — это необработанные бетонные блоки, на которых покоятся бетонные плиты, выложенные уступами. От бетонных плит поднимается стальной каркас, на который крепится крыша из гофрированного железа, тоже ничем не обработанного (со временем Фрей хотел получить эффекта ржавчины).
Гофрированное железо — материал, более привычный для промышленных построек. Но в своем доме архитектор доказал, что оно элегантно смотрится и как элемент жилой архитектуры. Внутренние полости крыши проложены тепло- и гидроизоляцией. На потолке Фрей использовал листы перфорированного и окрашенного алюминия: так он не только спрятал слой изоляции, но и понизил уровень шума в комнате.
Альберт Фрей потратил годы, работая с материалами, более подходящими для промышленного использования. В ранних проектах он любил использовать деревянный каркас, но со временем понял, что дерево плохо ведет себя в климате Южной Калифорнии.
Особенности каждого материала Фрей подчеркивает, оставляя открытыми. Например, основание дома — это необработанные бетонные блоки, на которых покоятся бетонные плиты, выложенные уступами. От бетонных плит поднимается стальной каркас, на который крепится крыша из гофрированного железа, тоже ничем не обработанного (со временем Фрей хотел получить эффекта ржавчины).
Гофрированное железо — материал, более привычный для промышленных построек. Но в своем доме архитектор доказал, что оно элегантно смотрится и как элемент жилой архитектуры. Внутренние полости крыши проложены тепло- и гидроизоляцией. На потолке Фрей использовал листы перфорированного и окрашенного алюминия: так он не только спрятал слой изоляции, но и понизил уровень шума в комнате.
Узкая кухня шириной два метра выжимает максимум из своей площади. Освещается пространство через ленту окон, расположенных под самой крышей. Такое расположение световых проемов позволило задействовать часть стены для кухонных шкафов. Кухонная мебель скрывается за перегородкой, закрывающей это хозяйственное помещение со стороны основного входа.
Фасады шкафчиков покрыты гофрированным стеклопластиком — этот материал более привычен в качестве кровли для садовых навесов. Все панели сделаны раздвижными, чтобы сэкономить место в тесном помещении.
Фасады шкафчиков покрыты гофрированным стеклопластиком — этот материал более привычен в качестве кровли для садовых навесов. Все панели сделаны раздвижными, чтобы сэкономить место в тесном помещении.
Внешнюю часть крыши и стальные балки Фрей оставил необработанными, как и бетонные полы, и алюминиевые оконные рамы. Остальные материалы архитектор подбирал из природной палитры, напоминающей о красках пустыни и соседних гор. Облицовка стен из гофрированного алюминия покрыта краской оттенка шалфея. Гофрированная крыша окрашена в небесно-голубой, а шторы на окна спальни подобраны в тон местного цветка — энцелии калифорнийской, покрывающей во время цветения всю землю желтым ковром.
Площадь дома Фрея всего 75 кв.м, и это одна из самых маленьких его построек.
Главный секрет небольшого размера в том, что Фрей сделал основное жилое пространство многофункциональным. Спальня и гостиная находятся в одном помещении. А в качестве разделителя архитектор использовал естественный ландшафт — огромный валун, который в буквальном смысле врезается в дом.
Фото Дэвид Гломб
Обеденный стол превращался в чертежный, когда Фрею нужно было поработать дома. Только кухня и ванная комната, расположенные на западной стороне, огорожены стенами со всех сторон.
ПО ТЕМЕ…
ВАША ОЧЕРЕДЬ…Если вы захотите взглянуть на этот знаменитый дом своими глазами, договориться о посещении можно через художественный музей в Палм-Спрингс
Обеденный стол превращался в чертежный, когда Фрею нужно было поработать дома. Только кухня и ванная комната, расположенные на западной стороне, огорожены стенами со всех сторон.
ПО ТЕМЕ…
- Ле Корбюзье: За кулисами восьми зданий модернизма
- Мир дизайна: Бетон и сталь баронессы Эйлин Грей
- Мир дизайна: К истокам модернизма — первое здание Баухауса
ВАША ОЧЕРЕДЬ…Если вы захотите взглянуть на этот знаменитый дом своими глазами, договориться о посещении можно через художественный музей в Палм-Спрингс
Модернист на Западе
Карьера архитектора Альберта Фрея обрела новое направление, стоило ему переехать в Южную Калифорнию. Уроженец Швейцарии, Фрей прославился в 1931 году: вместе с Альфредом Лоуренсом Кохером, главным редактором журнала Architectural Record, он спроектировал дом в Нью-Йорке (Aluminaire House). Это было первое цельносборное металлическое здание, которое планировалось сделать прототипом недорогих быстровозводимых домов для среднего класса. Проект, несмотря на множество инноваций, походил на ранние проекты Ле Корбюзье (особенно на виллу Савой, в проектировании которой участвовал и сам Альберт Фрей).