Архитектура: 4 традиционных испанских дома, которые вас удивят
Создателям этих проектов удалось отыскать баланс между традициями и современностью
Испанские архитекторы умеют удивлять, доказательство — четыре дома с богатой историей, которые прошли реновацию и не утратили своего очарования. Изучаем пещерный дом, вариант каталонского новесентизма, традиционную островную постройку и галисийскую усадьбу.
В начале 1960-х годов Андалусия считалась в Испании регионом с наибольшим количеством заселенных пещер: именно здесь жили 49% процентов «пещерных» семей, большинство — в провинции Гранада, где пещеры традиционно считаются вполне подходящим жильем.
Тогда же, в 1960-х, стало очевидно, что пещеру сложно модернизировать, и так как условия жизни в ней хуже, чем в традиционном доме, такие жилища начали пустеть. Тем не менее «в 1990-х наметился новый всплеск интереса к пещерным домам — с одной стороны, в результате интереса к экзотическому жилью, с другой — благодаря особой социальной политике», — поясняет Мария Эухения.
Главные преимущества пещер — особая энергетика и климатические особенности: внутри всегда сохраняется температура от +15 до 19º C — даже если снаружи +40º летом и около 0º зимой. Пещеры все чаще воспринимают как удачный вариант загородных биоклиматических домов, за которыми будущее.
Тогда же, в 1960-х, стало очевидно, что пещеру сложно модернизировать, и так как условия жизни в ней хуже, чем в традиционном доме, такие жилища начали пустеть. Тем не менее «в 1990-х наметился новый всплеск интереса к пещерным домам — с одной стороны, в результате интереса к экзотическому жилью, с другой — благодаря особой социальной политике», — поясняет Мария Эухения.
Главные преимущества пещер — особая энергетика и климатические особенности: внутри всегда сохраняется температура от +15 до 19º C — даже если снаружи +40º летом и около 0º зимой. Пещеры все чаще воспринимают как удачный вариант загородных биоклиматических домов, за которыми будущее.
Соответственно, появляется все больше проектов по обустройству пещер: их превращают в дома для постоянного проживания, отдыха по выходным или туристическую достопримечательность. На фото — один из ярких примеров: проект, реализованный специалистами UMMO estudio в провинции Кордоба.
Этот дом находится в скале из известняка: когда-то здесь добывали породу, в результате чего образовалось множество пещер. «Одна из них со временем стала убежищем для пастуха, а затем превратилась в домик для туристов», — поясняют специалисты UMMO estudio. Кстати, забронировать номер можно здесь.
«Сами стены, природа материала давали большие пространственные и эстетические возможности для работы. Мы старались выстроить между природными данными и современными архитектурными решениями свободный диалог: так, чтобы одно дополняло другое», — рассказывают авторы проекта.
Этот дом находится в скале из известняка: когда-то здесь добывали породу, в результате чего образовалось множество пещер. «Одна из них со временем стала убежищем для пастуха, а затем превратилась в домик для туристов», — поясняют специалисты UMMO estudio. Кстати, забронировать номер можно здесь.
«Сами стены, природа материала давали большие пространственные и эстетические возможности для работы. Мы старались выстроить между природными данными и современными архитектурными решениями свободный диалог: так, чтобы одно дополняло другое», — рассказывают авторы проекта.
Хотя природные особенности остались на первых ролях, их дополнили актуальными архитектурными деталями — такими как перегородка из стекла, ориентированная на юг, чтобы в пещере было больше света, — и новыми материалами — например, бетоном и мрамором — которые превратили пещеру в современное жилье.
2. Дом в стиле новесентизма в Каталонии
«Новесентизм — социокультурное движение, которое развивалось в Каталонии в начале XX столетия. Его целью было создание цивилизованного общества европейского уровня, но со средиземноморским характером», — поясняет каталонский архитектор Жули Капелла (Juli Capella).
В архитектурном плане новесентизм противопоставлялся модернизму конца XIX века — например, известным постройкам Гауди, которые казались сторонникам стиля избыточными, слишком барочными. «Начало века характеризует всплеск новых идей. Новесентизм в архитектуре, с одной стороны, выступал за упрощение форм и отказ от избыточного декора. С другой — черпал вдохновение в античности и работах эпохи Возрождения. Основами стиля стали баланс, симметрия и простота, но не без некоторой монументальности», — рассказывает Жули.
«Новесентизм — социокультурное движение, которое развивалось в Каталонии в начале XX столетия. Его целью было создание цивилизованного общества европейского уровня, но со средиземноморским характером», — поясняет каталонский архитектор Жули Капелла (Juli Capella).
В архитектурном плане новесентизм противопоставлялся модернизму конца XIX века — например, известным постройкам Гауди, которые казались сторонникам стиля избыточными, слишком барочными. «Начало века характеризует всплеск новых идей. Новесентизм в архитектуре, с одной стороны, выступал за упрощение форм и отказ от избыточного декора. С другой — черпал вдохновение в античности и работах эпохи Возрождения. Основами стиля стали баланс, симметрия и простота, но не без некоторой монументальности», — рассказывает Жули.
Век новесентизма был недолгим. «Можно сказать, что зародился он в 1906 году, — продолжает Капелла. — Движение возникло одновременно с образованием националистической организации “Каталонская солидарность” и продержалось до военного переворота Примо де Риверы в 1923 году. Впрочем, эстетика новесентизма вдохновляла потомков и после Гражданской войны».
В Барселоне стиль воплотился, в основном, в общественных зданиях — библиотеках или школах, многие из которых до сих пор открыты. Впрочем, «односемейные дома в этом стиле можно увидеть и в сельской местности в окрестностях Барселоны: их отличают простые элегантные фасады и тщательно продуманные сады», — рассказывает эксперт.
Дом, который мы видим на фото, обновили специалисты студии Arquitectura-G. Он находится в пригороде Барселоны и использовался как летняя резиденция. Перед архитекторами стояла задача отреставрировать отдельные элементы и превратить дом в жилье для молодой пары с двумя детьми. Центральный пролет расчистили, чтобы расположить лестницу и стеклянные перекрытия, которые не только делают более явной связь между этажами, но и улучшают инсоляцию.
Дом, который мы видим на фото, обновили специалисты студии Arquitectura-G. Он находится в пригороде Барселоны и использовался как летняя резиденция. Перед архитекторами стояла задача отреставрировать отдельные элементы и превратить дом в жилье для молодой пары с двумя детьми. Центральный пролет расчистили, чтобы расположить лестницу и стеклянные перекрытия, которые не только делают более явной связь между этажами, но и улучшают инсоляцию.
«Модернизм и новесентизм легко отличить друг от друга, — уверяет архитектор. — Модернизм — это всегда экспрессивная форма и множество декоративных элементов, асимметричная композиция и большое разнообразие материалов, особенно ремесленного производства. Дом в стиле новесентизм тоже может быть украшен, но декор будет более графичным и плоским. Композиция здания — более упорядоченная и симметричная, а цвета преимущественно светлые. Сложно не заметить и отсылки к канонам классической итальянской архитектуры. Интерьеры таких зданий плохо сохранились, но можно утверждать, что в них тоже были стеклянные элементы и мозаики, хотя более аскетичные, чем в модернистских домах».
В Барселоне такие постройки повсюду. Жули Капелла подарил нам небольшой гид по архитектуре новесентизма: «Одна из самых значимых построек — школа Milà i Fontanals в квартале Raval, вилла la Pere рядом с Триумфальной аркой и школа Ángel Baixeras на улице Лайетана (La Vía Layetana) — все три построил Жозеп Годай (Josep Goday). Он же автор здания Каталонского музея археологии, который находится в Монжуике. Кстати, на улице Лайетана много построек в стиле новесентизма — например, дом 30, построенный по проекту архитектора Адольфа Флоренса (Adolf Florensa)».
В Барселоне такие постройки повсюду. Жули Капелла подарил нам небольшой гид по архитектуре новесентизма: «Одна из самых значимых построек — школа Milà i Fontanals в квартале Raval, вилла la Pere рядом с Триумфальной аркой и школа Ángel Baixeras на улице Лайетана (La Vía Layetana) — все три построил Жозеп Годай (Josep Goday). Он же автор здания Каталонского музея археологии, который находится в Монжуике. Кстати, на улице Лайетана много построек в стиле новесентизма — например, дом 30, построенный по проекту архитектора Адольфа Флоренса (Adolf Florensa)».
3. Дом на Балеарских островах
На Балеарских островах, особенно на Ибице и Форментере, традиционные дома называют словом pagesa, подразумевая постройки в сельской местности. «Планировки и конструктив таких домов на обоих островах одинаковы, но есть и отличия: на Форментере здания выглядят более сдержанно», —рассказывает Хауме Эсканделль Гуаш (Jaume Escandell Guasch), специалист по культурному наследию в Совете острова. — Именно на Форментере находится дом, который мы видим на фото, его реновацией занимался архитектор Мария Кастелло (Marià Castelló).
До XVIII века Форментера была практически необитаемой из-за последовательных вспышек чумы и пиратских набегов.«Форментеру начали заселять в XVIII столетии выходцы с Ибицы — они привезли с собой обычаи, привычки и архитектурные особенности», — поясняет Хауме.
На Балеарских островах, особенно на Ибице и Форментере, традиционные дома называют словом pagesa, подразумевая постройки в сельской местности. «Планировки и конструктив таких домов на обоих островах одинаковы, но есть и отличия: на Форментере здания выглядят более сдержанно», —рассказывает Хауме Эсканделль Гуаш (Jaume Escandell Guasch), специалист по культурному наследию в Совете острова. — Именно на Форментере находится дом, который мы видим на фото, его реновацией занимался архитектор Мария Кастелло (Marià Castelló).
До XVIII века Форментера была практически необитаемой из-за последовательных вспышек чумы и пиратских набегов.«Форментеру начали заселять в XVIII столетии выходцы с Ибицы — они привезли с собой обычаи, привычки и архитектурные особенности», — поясняет Хауме.
По словам эксперта, в течение всего XVIII века дома здесь строили так же, как и на Ибице: прямоугольные в плане, с двойными стенами из крупных необработанных камней, а пустоты закрывали камнями поменьше и землей. Изнутри их шлифовали той же землей и белили известью, а снаружи кладка чаще всего оставалась без обработки — особенно задние и боковые стены.
«Главной особенностью построек были немногочисленные окна и плоские глиняные крыши. Балки и перекрытия делали из можжевельника, а в качестве теплоизоляционного материала использовали местные водоросли. Именно из-за них вода здесь становится такой голубой. Крыши покрывали глиной, чтобы внутрь не попадала влага, и добавляли отводы для дождевой воды», — добавляет Хауме.
«Главной особенностью построек были немногочисленные окна и плоские глиняные крыши. Балки и перекрытия делали из можжевельника, а в качестве теплоизоляционного материала использовали местные водоросли. Именно из-за них вода здесь становится такой голубой. Крыши покрывали глиной, чтобы внутрь не попадала влага, и добавляли отводы для дождевой воды», — добавляет Хауме.
Архитектура Форментеры выросла из традиций Ибицы, но местные жители добавили и свои особенности. Например, с конца XIX века крыши стали двускатными и черепичными (что мы и видим на фото), и этот прием со временем стал более популярным, хотя на Ибице крыши по-прежнему делали плоскими.
Типичная планировка местного дома включает центральный холл, от которого расходятся другие помещения; белый прямоугольный объем этой постройке добавили уже во время реновации.
Типичная планировка местного дома включает центральный холл, от которого расходятся другие помещения; белый прямоугольный объем этой постройке добавили уже во время реновации.
«Вход в этот холл находился со стороны юго-восточного фасада. Справа или слева от холла ставили большую печь — она выполняла функции кухни. Две комнаты позади холла занимали спальни. В них попадали как раз через проходной холл», — поясняет Хауме.
В первые десятилетия XX века окна увеличились в размерах — рамы, как и двери, начали белить для красоты. К характерной для местности каменной кладке Мария Кастелло добавил полы из полированного бетона, покрытия из микроцемента для кухни и ванной, столярные изделия из древесины ироко — все эти материалы хорошо сочетаются с локальными архитектурными чертами.
В первые десятилетия XX века окна увеличились в размерах — рамы, как и двери, начали белить для красоты. К характерной для местности каменной кладке Мария Кастелло добавил полы из полированного бетона, покрытия из микроцемента для кухни и ванной, столярные изделия из древесины ироко — все эти материалы хорошо сочетаются с локальными архитектурными чертами.
4. Галисийский дом
Большие семейные дома в Галисии начали строить в XVIII веке: здесь не только жили, но и занимались сельским хозяйством или держали производство. «Организация пространства была направлена на расширение земель и экономическую деятельность. От испанских дворцов такие усадьбы отличаются довольно разительно: они служили центрами производства, которыми управляла одна семья, — рассказывает Адриан Мартин Прието (Adrián Martín Prieto), представитель местного отделения архитектурной компании Aestudio, проводившей реновацию усадьбы. — На участке обычно строили большой дом, где жила семья владельцев, и другие постройки, в которых располагались рабочие».
Большие семейные дома в Галисии начали строить в XVIII веке: здесь не только жили, но и занимались сельским хозяйством или держали производство. «Организация пространства была направлена на расширение земель и экономическую деятельность. От испанских дворцов такие усадьбы отличаются довольно разительно: они служили центрами производства, которыми управляла одна семья, — рассказывает Адриан Мартин Прието (Adrián Martín Prieto), представитель местного отделения архитектурной компании Aestudio, проводившей реновацию усадьбы. — На участке обычно строили большой дом, где жила семья владельцев, и другие постройки, в которых располагались рабочие».
Усадьба «Фарамелло» состоит из нескольких зданий, расположенных на террасах, которые спускаются к долине реки Тинто. Здесь занимались производством бумаги, поэтому на участке стояла водяная мельница. На переднем плане мы видим бывший склад, затем здание для рабочих, а на самой верхней террасе — хозяйский дом.
«Внутри стен усадьбы фактически находилось небольшое поселение. Вокруг часто появлялись другие постройки, связанные с производством — в итоге вокруг фабрики вырастал поселок, который получал название усадьбы», — поясняет Адриан.
«Сначала здесь налаживали производство и хозяйственную деятельность, а затем на пустующих землях можно было, например, разбить сады. Именно так величественные сады появились в усадьбе «Фарамелло» в XIX веке, — добавляет эксперт. — На участке, как правило, была и собственная церковь».
Что касается архитектурных особенностей, в основном, это каменные постройки. «Хозяйский дом — всегда самое изысканное здание на участке, для него использовали тесаный гранит. Другие постройки тоже возводили из камня, но не такого высокого качества; двойные стены строили из кирпича, а пустоты заполняли землей — такая технология обеспечивала прочность постройки. При реконструкции таких домов со стен часто снимают штукатурку, чтобы обнажить фактурный натуральный камень. Перекрытия и балки в домах обычно из древесины, выкрашенной в коричневый цвет, а крыши покрыты черепицей», — рассказывает Адриан.
По словам эксперта, сейчас владельцы чаще всего реставрируют усадьбы, чтобы заняться предпринимательством: «В главных домах обычно не живут, разве что речь идет об усадьбе меньшего размера. Но даже небольшие усадьбы сложно и дорого поддерживать в хорошем состоянии, поэтому их оборудуют для коммерческих задач — организуют винный погреб, свадебный или конференц-зал».
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Какая история вам особенно понравилась? В каком из четырех домов вам хотелось бы пожить? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев!
По словам эксперта, сейчас владельцы чаще всего реставрируют усадьбы, чтобы заняться предпринимательством: «В главных домах обычно не живут, разве что речь идет об усадьбе меньшего размера. Но даже небольшие усадьбы сложно и дорого поддерживать в хорошем состоянии, поэтому их оборудуют для коммерческих задач — организуют винный погреб, свадебный или конференц-зал».
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Какая история вам особенно понравилась? В каком из четырех домов вам хотелось бы пожить? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев!
Пещера — самый примитивный вид жилья, который известен человечеству. Жители всех стран на Средиземном море использовали их как дома, и сегодня пещеры переживают всплеск популярности, наполняются привычными современному человеку удобствами.
По словам Марии Эухении Урдиалес (María Eugenia Urdiales), профессора социально-экономической географии в Университете Гранады, люди селились в пещерах и в XIX-м, и даже в первой половине XX века из-за миграционных процессов и увеличения численности городского населения. «На самом деле, мы не можем установить прямую взаимосвязь между доисторическим и современным “троглодитизмом” — даже учитывая то, что тенденция дожила до наших дней», — отмечает Мария Эухения в статье, опубликованной в журнале Scripta Nova.