Статья практикующего дизайнера
Советы по декору
Зачем вам: Сочетать старое и новое в дизайне
Как правильно «тащить старье с чердака» в современные интерьеры. Объясняет практикующий дизайнер
Если разобраться, сейчас это едва ли не главный принцип создания модного интерьера. Дизайнеры о нем хорошо знают. Но мало кто из любителей «зацепится взглядом» и сможет выделить его на фотографии. Дело в том, что старые вещи в интерьере использовали всегда. Просто сейчас это делают немного иначе, чем прежде.
Винтажный декор теснит мебель
Как было раньше: использование старых вещей в интерьере — никакая не новость. В конце прошлого века у клиента был устойчивый запрос на антиквариат в его классическом понимании. Потом его сменила мода на винтажные предметы — мебель и светильники.
Винтажный декор теснит мебель
Как было раньше: использование старых вещей в интерьере — никакая не новость. В конце прошлого века у клиента был устойчивый запрос на антиквариат в его классическом понимании. Потом его сменила мода на винтажные предметы — мебель и светильники.
Мы искали такие вещи для клиентов, стилизуя интерьер определенного периода (mid-century или 1970-х). Иногда дорабатывали (перетягивали, перекрашивали) под замысел. Иногда — работали на контрасте с еще более старыми классическими интерьерами: оттого винтаж казался едва ли не новой мебелью.
Как теперь: любой, кто был на европейских выставках последних лет, со мной согласится: декораторы стендов и шоу-румов переключились на винтажные аксессуары. Лаконичные, восхитительные поверхности фасадов кухонь и чёткие структуры стеллажей гардеробных украшают винтажной утварью, деревянными предметами декора, изъеденными временем, и стеклом ручного производства. А вот винтажной мебели в этих современных пространствах почти нет.
На фото: здесь и выше — экспозиция шоу-рума Boffi в миланском районе Брера. Высокотехнологичные кухни в окружении древней утвари.
Винтажная мебель выглядит…. новой
Как было раньше: ценился потрепанный винтаж, чтобы было видно, что эта вещь с историей — свое «пожила».
Как сейчас: многие компании в Европе делают бизнес на покупке своей же старой мебели, починке и повторной продаже. Дело в том, что молодое поколение готово платить за винтаж, но лишь тот, что гарантированно прослужит пол века минимум и перейдет в наследство внукам.
ОБ ЭТОМ…
Тренды 2021 года с осенних выставок
Как было раньше: ценился потрепанный винтаж, чтобы было видно, что эта вещь с историей — свое «пожила».
Как сейчас: многие компании в Европе делают бизнес на покупке своей же старой мебели, починке и повторной продаже. Дело в том, что молодое поколение готово платить за винтаж, но лишь тот, что гарантированно прослужит пол века минимум и перейдет в наследство внукам.
ОБ ЭТОМ…
Тренды 2021 года с осенних выставок
Много «слоев» истории в одном интерьере
Как было раньше: «бабушкин» интерьер вычищался до основания — на его месте делали модный евроремонт (лофт, сканди и пр).
Как сейчас: Сочетание в интерьере антиквариата, винтажа, современного дизайна и современного арта. В современной итальянской гостиной легко могут сосуществовать антикварные буфеты, шкафы со столом, например, бионической формы, созданным при использовании современных технологий и современный артом в виде абстрактной композиции из переработанных пластиковых бутылок.
В европейских интерьерах такой подход существовал всегда: в квартире просто появляются новые предметы, наслоение временных периодов происходит естественным путем. Сохраняя историю следующие поколения приносят в интерьер дыхание современности. В России «многослойные истории» приходится создавать с нуля.
Как было раньше: «бабушкин» интерьер вычищался до основания — на его месте делали модный евроремонт (лофт, сканди и пр).
Как сейчас: Сочетание в интерьере антиквариата, винтажа, современного дизайна и современного арта. В современной итальянской гостиной легко могут сосуществовать антикварные буфеты, шкафы со столом, например, бионической формы, созданным при использовании современных технологий и современный артом в виде абстрактной композиции из переработанных пластиковых бутылок.
В европейских интерьерах такой подход существовал всегда: в квартире просто появляются новые предметы, наслоение временных периодов происходит естественным путем. Сохраняя историю следующие поколения приносят в интерьер дыхание современности. В России «многослойные истории» приходится создавать с нуля.
На фото: квартира архитектора в Казани в доме 1930-х годов. Марсель Искандаров сохранил в своем проекте базовую планировку и все имеющие ценность культурные пласты.
В ходу — «неблагородный» антиквариат
Как было раньше: долгие годы коллекционеры «охотились» за Именами: конкретным выпуском конкретного стула конкретного дизайнера. Такие вещи и сейчас в цене. Но они никогда не станут приемом декорирования для массового интерьера.
Как сейчас: растет спрос на предметы «с чердака» или барахолки. Красивые сами по себе — своей теплотой и естественностью. Но, скажем так, без провенанса: того исторического шлейфа, за который придется добавить пару нулей к цене. В моде просто старые вещи, которые вышли из обихода. Но красивые и милые нашему сердцу.
ОБ ЭТОМ…
► Из прошлой жизни: Вещи из «советского детства», которых нам не хватает
Как было раньше: долгие годы коллекционеры «охотились» за Именами: конкретным выпуском конкретного стула конкретного дизайнера. Такие вещи и сейчас в цене. Но они никогда не станут приемом декорирования для массового интерьера.
Как сейчас: растет спрос на предметы «с чердака» или барахолки. Красивые сами по себе — своей теплотой и естественностью. Но, скажем так, без провенанса: того исторического шлейфа, за который придется добавить пару нулей к цене. В моде просто старые вещи, которые вышли из обихода. Но красивые и милые нашему сердцу.
ОБ ЭТОМ…
► Из прошлой жизни: Вещи из «советского детства», которых нам не хватает
На фото — один из таких ностальгических предметов: трехлитровая банка. Отличная, если разобраться, ваза. Особенно когда речь не про дачу, а про модную столовую
Эмпатия пришла в интерьеры
Как было раньше: все тенденции интерьерного мира были про стиль, цвет, форму
Как сейчас: после двух лет жизни с короновирусом все новые размышления об интерьере — это размышления про эмоции, про комфорт и интерьерную эмпатию. Про то, что в доме должно быть просто хорошо! Важно, какие эмоции вызывает у вас ваш интерьер. На сколько он ваша крепость, на сколько в нем уютно.
Как было раньше: все тенденции интерьерного мира были про стиль, цвет, форму
Как сейчас: после двух лет жизни с короновирусом все новые размышления об интерьере — это размышления про эмоции, про комфорт и интерьерную эмпатию. Про то, что в доме должно быть просто хорошо! Важно, какие эмоции вызывает у вас ваш интерьер. На сколько он ваша крепость, на сколько в нем уютно.
Как раз предметы с историей дают все эти ощущения. Интерьеры теперь не обязаны быть стилистически выверенными, их не надо создавать по универсальным правилам.
Интерьеры теперь, как и люди — со своим характером, иногда странные, иногда не очень правильные, но обязательно вызывающие эмоции, отражающие характеры своих обитателей.
Интерьеры теперь, как и люди — со своим характером, иногда странные, иногда не очень правильные, но обязательно вызывающие эмоции, отражающие характеры своих обитателей.
Важен контраст
Как было раньше: если в прежние времена кто-то коллекционировал винтажные предметы, то ими под завязку был заполнен весь дом. И весь стиль интерьера складывался под стать коллекции: фьюжн, эклектика, кинфолк, «дачное очарование».
Как было раньше: если в прежние времена кто-то коллекционировал винтажные предметы, то ими под завязку был заполнен весь дом. И весь стиль интерьера складывался под стать коллекции: фьюжн, эклектика, кинфолк, «дачное очарование».
Как сейчас: рукотворное (фактурное, тактильное) сознательно противопоставляется технологичному (жесткому, холодному, минималистичному). И все это — в современных интерьерах. Как правило, винтажные аксессуары используют в лаконичных, почти стерильных, пространствах.
- Везде, где присутствует высокотехнологичный минимализм, винтажный декор теперь отлично работает.
- Везде где есть глянцевые, полированные фактуры, четкие углы, жесткие формы, ретровещи смотрятся особенно тепло и уютно, еще больше подчеркивая «звонкость» лаконичной мебели.
На фото: контраст рукотворного декора и глянцевого мебельного фасада
На фото: глянцевые, полированные фактуры камня (или плитки под камень), четкие углы, жесткие формы геометрически очерченного душевого ограждения. На контрасте с ними немного неправильный деревянный табурет кажется особенно «живым»
На фото: непривычное исполнение экрана радиатора из сальважных (старинных) досок
На фото: старинные вещи в современном интерьере квартиры в нужной «пропорции» — единственная рамка, пара ковров ручной работы. И при этом полированный бетон на полу, гладкие фасады, постеры в минималистичных рамах
Что делать с этим знанием
Как применить эту историю в наших интерьерах, где гораздо меньше размаха, скромнее масштаб пространств и исходные данные?
Принципы примерно те же, что и в подборе одежды и создании образов. Берем качественно выполненную, хорошо сидящую базу, пусть и из масс-маркета. И декорируем ее аксессуарами более дорогими, придающими костюму характер и яркость, создающими необходимый образ.
Что делать с этим знанием
Как применить эту историю в наших интерьерах, где гораздо меньше размаха, скромнее масштаб пространств и исходные данные?
Принципы примерно те же, что и в подборе одежды и создании образов. Берем качественно выполненную, хорошо сидящую базу, пусть и из масс-маркета. И декорируем ее аксессуарами более дорогими, придающими костюму характер и яркость, создающими необходимый образ.
- Применительно к интерьеру хорошо сидящая база — это встроенная мебель, сделанная по индивидуальному заказу на хороших столярных производствах, или мебель модульная, но идеально подходящая под размеры пространства, где она должна располагаться.
- В качестве ярких аксессуаров — близкий лично вам предмет декора вроде самовара, керосинки, медного таза для варенья. Старый фотоаппарат, печатная машинка или старый чемодан тоже подойдут.
В проекте на фото — связка необычных тропических орехов в углу душевой работает на контрасте с глянцевой поверхностью керамики под камень
Повторюсь: нет цели собрать коллекцию даже из пяти керосинок или фотоаппаратов. Не нужны десятки аксессуаров в забитой вещами квартире. Наоборот, важно не перестараться, не превратить интерьер в лавку старьевщика. Акценты здесь — как приправа к современному лаконичному, выверенному интерьеру.
Повторюсь: нет цели собрать коллекцию даже из пяти керосинок или фотоаппаратов. Не нужны десятки аксессуаров в забитой вещами квартире. Наоборот, важно не перестараться, не превратить интерьер в лавку старьевщика. Акценты здесь — как приправа к современному лаконичному, выверенному интерьеру.
На фото: удачный контраст — соседство брутальной полки и высокотехнологичного камина, дров обычных и «хвороста» в дизайнерской корзине
На фото: коряга в роли настенного декора рядом с привычного вида картинами
#1. Замените привычный объект
Например, в Милане вместо современной живописи или вообще какой-либо живописи декораторы использовали панно из старых досок, огромные сита, корзины, деревянные лестницы. Это могут быть любые интересные вещи, которые мы не привыкли видеть на стенах: прялка, стиральная доска и пр. Или фотообои с неожиданным принтом, как в интерьере на фото.
Например, в Милане вместо современной живописи или вообще какой-либо живописи декораторы использовали панно из старых досок, огромные сита, корзины, деревянные лестницы. Это могут быть любые интересные вещи, которые мы не привыкли видеть на стенах: прялка, стиральная доска и пр. Или фотообои с неожиданным принтом, как в интерьере на фото.
Старинный оконный наличник в роли зеркальной рамы. Кстати, довольно часто наличники используют в качестве декора
На фото: невероятная ваза, будто вырубленная из пня топором, контрастирует с гладкой технологичной столешницей из искусственного камня
#2. Используйте прием в сервировке
Берем белый базовый сервиз (такой найдется почти у всех), текстиль — льняной или грубый хлопок натуральных оттенков. А вместо подстановочных тарелок используем те же старые доски. Например, бутерброды можно сервировать на «видавшей виды» разделочной доске. Чем разительнее контраст, тем сильнее декоративный эффект: тончайшее стекло и дерево с червоточинами, изящный фарфор и грубо отбеленное полотно.
Берем белый базовый сервиз (такой найдется почти у всех), текстиль — льняной или грубый хлопок натуральных оттенков. А вместо подстановочных тарелок используем те же старые доски. Например, бутерброды можно сервировать на «видавшей виды» разделочной доске. Чем разительнее контраст, тем сильнее декоративный эффект: тончайшее стекло и дерево с червоточинами, изящный фарфор и грубо отбеленное полотно.
На фото: совершенно новая керамика с сеткой кракле (трещинок), будто ей несколько десятков лет
На фото: в таком окружении следовало бы есть из фамильного серебра на фарфоре, но можно и просто с доски
#3. Сено-солома
Можно работать не только с аксессуарами-предметами, но и, например, с букетами. В качестве флористической композиции не берите срезанные свежие цветы. На контрасте с современными гладкими фасадами отлично работают композиции из злаковых и сухоцветов — оттенков соломы, земли, неяркие, нецветные.
Можно работать не только с аксессуарами-предметами, но и, например, с букетами. В качестве флористической композиции не берите срезанные свежие цветы. На контрасте с современными гладкими фасадами отлично работают композиции из злаковых и сухоцветов — оттенков соломы, земли, неяркие, нецветные.
На фото: далеко не каждый российский заказчик решится на пучки сухоцветов под потолком гостиной. Но определенно, интерьер выглядит необычно
Совет: Начните с эксперимента на даче — засушите, например, букет из гортензий. Как именно это сделать, мы подробно рассказали в статье «Своими руками: Подвесной букет из пышных гортензий».
Еще один вариант — заменить обычный букет на вариант из веток, листьев, полевых трав
Это архивный материал. Написан практикующим дизайнером в 2019-м году, проверен и актуализирован автором с учетом тенденций последних интерьерных выставок — в ноябре 2021 года
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Как вы относитесь к неблагородному винтажу в интерьерах? Готовы украшать им собственный дом или предпочитаете смотреть на такие интерьеры в журналах, считая их модной стилизацией «не для жизни»? Делитесь в комментариях!
Это архивный материал. Написан практикующим дизайнером в 2019-м году, проверен и актуализирован автором с учетом тенденций последних интерьерных выставок — в ноябре 2021 года
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Как вы относитесь к неблагородному винтажу в интерьерах? Готовы украшать им собственный дом или предпочитаете смотреть на такие интерьеры в журналах, считая их модной стилизацией «не для жизни»? Делитесь в комментариях!