Идеальный отдых
В гостях у Ле Корбюзье: Адреса его квартир, которые сдаются
В день рождения архитектора рассказываем, как остановиться в построенных им домах и примерить на себя его идеи
Парадоксально, но факт: архитектура — одновременно самое прикладное и самое элитарное из искусств. Горожане живут в типовых многоэтажках, таких же далеких от «высокой архитектуры», как нарезной батон — от высокой кухни. Тем более интригующей кажется возможность пожить в домах, спроектированных всемирно известным архитектором. Почувствовать, каково это — оказаться внутри идеальной авторской концепции.
В 2017 году весь мир празднует 130-летие Шарля-Эдуара Жаннере-Гри, известного как Ле Корбюзье. В канун этой даты 17 зданий, возведенных по его проектам, были внесены в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Впрочем, внимания заслуживают не только они, но и куда менее «раскрученные» строения легендарного архитектора. Мы говорим о домах, квартирах и необычных вариантах жилья, в которых легко остановиться обычному человеку. Это реальнее, чем может показаться на первый взгляд.
Вилла «Ле Лак» (Le Lac), 1924
Route de Lavaux, 21, Корсо, Швейцария
Мысль о том, что жить в домах Ле Корбюзье гораздо круче, чем просто созерцать их на правах туриста, посетила меня на вилле Le Lac в швейцарском городке Корсо. Архитектор, швейцарец по рождению, построил этот необычный дом для родителей на узкой полоске земли вдоль Женевского озера. Вилла, в которой подолгу гостил сам Ле Корбюзье, в этом году была внесена в список наследия ЮНЕСКО.
Route de Lavaux, 21, Корсо, Швейцария
Мысль о том, что жить в домах Ле Корбюзье гораздо круче, чем просто созерцать их на правах туриста, посетила меня на вилле Le Lac в швейцарском городке Корсо. Архитектор, швейцарец по рождению, построил этот необычный дом для родителей на узкой полоске земли вдоль Женевского озера. Вилла, в которой подолгу гостил сам Ле Корбюзье, в этом году была внесена в список наследия ЮНЕСКО.
Виллу «Ле Лак» можно считать матерью (или, скорее, бабушкой) идеологии tiny house. На пятачке земли, где в лучшем случае можно припарковать с десяток машин, Ле Корбюзье спроектировал образцовый домик размером 16х4 метра, в котором есть и воздух, и простор, а в каждой детали обстановки сквозит забота о родных и желание сделать их быт максимально удобным и приятным.
За окнами виллы до самого горизонта расстилается стальная озерная гладь. Может показаться, это вовсе и не дом, а дрейфующая по воде баржа. Связь с сушей можно восстановить в аккуратном, будто игрушечном, садике: из растительности тут лишь коврик зеленого газона, пара кустов гортензии и саженец павловнии, недавно заменивший старое дерево, высаженное когда-то самим Корбю.
За окнами виллы до самого горизонта расстилается стальная озерная гладь. Может показаться, это вовсе и не дом, а дрейфующая по воде баржа. Связь с сушей можно восстановить в аккуратном, будто игрушечном, садике: из растительности тут лишь коврик зеленого газона, пара кустов гортензии и саженец павловнии, недавно заменивший старое дерево, высаженное когда-то самим Корбю.
Для себя на втором этаже малюсенького дома архитектор оборудовал гостевую спальню в нежно-голубых тонах. Из мебели в ней только металлическая кровать и рабочий стол на высоком ящике-подиуме. Если пользоваться образным рядом самого Корбю, называвшего дом «машиной для жилья», то гостевая комната в Le Lac — это очаровательная малолитражка BMW Isetta: простая, как велосипед, но невозможно милая.
Вилла Le Lac — это, по сути, архитектурный макет в масштабе 1:1. Она настолько проста и совершенна, что самые банальные вещи, вроде мытья посуды в раковине перед окном или чтение газеты в шезлонге LC4 превращаются в безумно гармоничный процесс, которого очень хочется причаститься.
Виллой, как и многими объектами наследия архитектора, управляет Фонд Ле Корбюзье. Он сделал большое дело, открыв дом для посещений, но остановиться здесь на пару дней у простого смертного шансов не больше, чем пожить в Версальском дворце.
Виллой, как и многими объектами наследия архитектора, управляет Фонд Ле Корбюзье. Он сделал большое дело, открыв дом для посещений, но остановиться здесь на пару дней у простого смертного шансов не больше, чем пожить в Версальском дворце.
Многоквартирный дом «Кларте» (Immeuble Clarté), 1930
Rue Saint-Laurent, 2—4, Женева, Швейцария
Вернувшись из Корсо в Женеву, я решила навестить еще один швейцарский адрес Ле Корбюзье — многоквартирную «коробку» Immeuble Clarté. Ее мне, в отличие от виллы Le Lac, удалось рассмотреть только снаружи. Все квартиры девятиэтажки находятся в частной собственности, и попасть внутрь можно, только если ты идешь в гости к одному из жильцов. Или же им являешься. Последнее обстоятельство внушает оптимизм. Ведь если квартиры в необычном доме принадлежат обычным людям, значит, какие-то из них непременно сдаются!
Rue Saint-Laurent, 2—4, Женева, Швейцария
Вернувшись из Корсо в Женеву, я решила навестить еще один швейцарский адрес Ле Корбюзье — многоквартирную «коробку» Immeuble Clarté. Ее мне, в отличие от виллы Le Lac, удалось рассмотреть только снаружи. Все квартиры девятиэтажки находятся в частной собственности, и попасть внутрь можно, только если ты идешь в гости к одному из жильцов. Или же им являешься. Последнее обстоятельство внушает оптимизм. Ведь если квартиры в необычном доме принадлежат обычным людям, значит, какие-то из них непременно сдаются!
Как остановиться
В доме всего 45 квартир, но Google сообщил, что как минимум две из них сдаются на срок от месяца и дольше. Судя по фото, в обеих сохранилась оригинальная планировка, да и интерьер по сравнению с 1932 годом постройки дома мало изменился. Удивило при этом, что цена аренды двухуровневой квартиры в этом легендарном доме соответствовала средней цене по городу и была на порядок ниже, чем прайс за месяц проживания в безликой сетевой гостинице.
В доме всего 45 квартир, но Google сообщил, что как минимум две из них сдаются на срок от месяца и дольше. Судя по фото, в обеих сохранилась оригинальная планировка, да и интерьер по сравнению с 1932 годом постройки дома мало изменился. Удивило при этом, что цена аренды двухуровневой квартиры в этом легендарном доме соответствовала средней цене по городу и была на порядок ниже, чем прайс за месяц проживания в безликой сетевой гостинице.
«Жилые единицы» и не только
С радостью осознав, что идея совершить гостевое турне по домам великого архитектора не настолько бредовая, как казалось сначала, я решила изучить вопрос предметно.
Памятуя о редкой творческой плодовитости Ле Корбюзье, чьи проекты разбросаны по 11 странам на 4 континентах, можно было рассчитывать на известное разнообразие вариантов, но реальность превзошла все мои ожидания. Мне удалось обнаружить ни много ни мало 12 (!) зданий, идеальных для изучения наследия архитектора «методом погружения».
Дома Корбю, в которых есть шанс остановиться простому смертному, можно условно разделить на четыре типа: «жилые единицы», многоквартирные дома, общежития и объекты, не поддающиеся классификации. Наиболее широко на рынке аренды представлены квартиры в «жилых единицах». Они же являются самым бюджетным и, пожалуй, самым «логистически» простым вариантом. С них и начнем.
С радостью осознав, что идея совершить гостевое турне по домам великого архитектора не настолько бредовая, как казалось сначала, я решила изучить вопрос предметно.
Памятуя о редкой творческой плодовитости Ле Корбюзье, чьи проекты разбросаны по 11 странам на 4 континентах, можно было рассчитывать на известное разнообразие вариантов, но реальность превзошла все мои ожидания. Мне удалось обнаружить ни много ни мало 12 (!) зданий, идеальных для изучения наследия архитектора «методом погружения».
Дома Корбю, в которых есть шанс остановиться простому смертному, можно условно разделить на четыре типа: «жилые единицы», многоквартирные дома, общежития и объекты, не поддающиеся классификации. Наиболее широко на рынке аренды представлены квартиры в «жилых единицах». Они же являются самым бюджетным и, пожалуй, самым «логистически» простым вариантом. С них и начнем.
Марсельская «жилая единица» (Unité d’Habitation), 1947—1952
Boulevard Michelet, 280, Марсель, Франция
Идея создать идеальный формат жилья для современного человека занимала Корбюзье с самого начала карьеры. Годы теоретических изысканий и кропотливого труда воплотились в проект марсельской «жилой единицы», известной также под именем «Лучезарный город» (Cité Radieuse). Дом в Марселе стал первым в серии из пяти многоквартирных жилых комплексов для среднего класса, реализованной с 1955 по 1968 год в разных городах Европы. Марсельская модель послужила образцом для «жилых единиц» в Нанте (1953), Берлине (1958), Бри-эн-Форе (1959) и Фирмини (1968).
18-уровневый дом на мощных конусовидных «ногах», пронизанный по всей длине коридорами-улицами, стал первым реализованным в Европе проектом дома с интегрированной инфраструктурой. В России тех лет подобная концепция получила название «дома переходного типа». Ярче всего она воплотилась в московском «Доме Наркомфина» (арх. Алексей Гинзбург), в котором, как и в «марсельской единице», нашли воплощение «пять принципов архитектуры», сформулированные Ле Корбюзье.
Boulevard Michelet, 280, Марсель, Франция
Идея создать идеальный формат жилья для современного человека занимала Корбюзье с самого начала карьеры. Годы теоретических изысканий и кропотливого труда воплотились в проект марсельской «жилой единицы», известной также под именем «Лучезарный город» (Cité Radieuse). Дом в Марселе стал первым в серии из пяти многоквартирных жилых комплексов для среднего класса, реализованной с 1955 по 1968 год в разных городах Европы. Марсельская модель послужила образцом для «жилых единиц» в Нанте (1953), Берлине (1958), Бри-эн-Форе (1959) и Фирмини (1968).
18-уровневый дом на мощных конусовидных «ногах», пронизанный по всей длине коридорами-улицами, стал первым реализованным в Европе проектом дома с интегрированной инфраструктурой. В России тех лет подобная концепция получила название «дома переходного типа». Ярче всего она воплотилась в московском «Доме Наркомфина» (арх. Алексей Гинзбург), в котором, как и в «марсельской единице», нашли воплощение «пять принципов архитектуры», сформулированные Ле Корбюзье.
Расширенный функционал
Корбюзье считал, что идеальный дом должен быть «машиной для жилья», все элементы которой слаженно работают для обеспечения удобства и комфорта жителей. В марсельской жилой единице он заложил инфраструктуру, позволяющую его жителям при желании существовать автономно. Вдоль коридора третьего уровня (он обслуживает 7 и 8 этажи здания) проходит внутренняя «улица» с магазинами, кафе, газетным киоском, библиотекой, кабинетами врачей, нотариусов, офисами, рестораном «Чрево архитектора» (Le Ventre de l‘Architecte) и отелем с предсказуемым названием Le Corbusier.
Если вас одолела мизантропия, и выходить из квартиры вы решительно не желаете, можно заказать продукты с доставкой — курьер оставит их в специальном боксе со стороны коридора, а вы заберете их прямо из кухни.
Корбюзье считал, что идеальный дом должен быть «машиной для жилья», все элементы которой слаженно работают для обеспечения удобства и комфорта жителей. В марсельской жилой единице он заложил инфраструктуру, позволяющую его жителям при желании существовать автономно. Вдоль коридора третьего уровня (он обслуживает 7 и 8 этажи здания) проходит внутренняя «улица» с магазинами, кафе, газетным киоском, библиотекой, кабинетами врачей, нотариусов, офисами, рестораном «Чрево архитектора» (Le Ventre de l‘Architecte) и отелем с предсказуемым названием Le Corbusier.
Если вас одолела мизантропия, и выходить из квартиры вы решительно не желаете, можно заказать продукты с доставкой — курьер оставит их в специальном боксе со стороны коридора, а вы заберете их прямо из кухни.
Но внутренняя улица не единственное общественное пространство дома. Крыша марсельской «единицы» открыта для прогулок, вокруг нее проходит беговая дорожка, есть неглубокий бассейн, в котором можно освежиться в жаркий день, игровая площадка и сцена для уличных концертов. В надстройке, напоминающей рубку круизного лайнера, работали детский сад и спортзал, с недавнего времени отданные центру современного искусства MaMo под патронажем дизайнера Ора Ито.
Марсельский «Лучезарный город» признан одним из самых значительных проектов в духе брутализма — послевоенной волны европейского модернизма. Фасады из серого необработанного бетона (béton brut) и отсутствие какого бы то ни было декора (если не считать дозированного использования цвета на фасадах и необычных бетонных объемов на крыше, которые при ближайшем рассмотрении оказываются замаскированными вентшахтами) стали фирменной чертой европейской архитектуры на десятилетия вперед.
Марсельский «Лучезарный город» признан одним из самых значительных проектов в духе брутализма — послевоенной волны европейского модернизма. Фасады из серого необработанного бетона (béton brut) и отсутствие какого бы то ни было декора (если не считать дозированного использования цвета на фасадах и необычных бетонных объемов на крыше, которые при ближайшем рассмотрении оказываются замаскированными вентшахтами) стали фирменной чертой европейской архитектуры на десятилетия вперед.
Новый принцип строительства
В доме 337 квартир 23 конфигураций, но, невзирая на это, все здание собрано из типовых элементов. Причем собрано весьма оригинальным образом: вначале возвели гигантский железобетонный каркас-клетку, в который «задвинули», будто бутылки, типовые железобетонные элементы заводского производства. Каждый такой элемент, вставлявшийся насквозь по ширине дома, содержал в себе две двухуровневых квартиры, «обнимающие» часть коридора. Таким образом, все квартиры-дуплексы (одноуровневыми были только студии) стандартно имели двусветные гостиные, глубокие лоджии, защищавшие жильцов от палящего марсельского солнца, и выходили окнами на оба фасада дома. Эта революционная технология позволяла ускорить и удешевить строительство, при этом стандартная конфигурация квартир уравнивала всех жильцов в статусе.
В доме 337 квартир 23 конфигураций, но, невзирая на это, все здание собрано из типовых элементов. Причем собрано весьма оригинальным образом: вначале возвели гигантский железобетонный каркас-клетку, в который «задвинули», будто бутылки, типовые железобетонные элементы заводского производства. Каждый такой элемент, вставлявшийся насквозь по ширине дома, содержал в себе две двухуровневых квартиры, «обнимающие» часть коридора. Таким образом, все квартиры-дуплексы (одноуровневыми были только студии) стандартно имели двусветные гостиные, глубокие лоджии, защищавшие жильцов от палящего марсельского солнца, и выходили окнами на оба фасада дома. Эта революционная технология позволяла ускорить и удешевить строительство, при этом стандартная конфигурация квартир уравнивала всех жильцов в статусе.
Все это отличало марсельский проект от того, что строилось в те годы в Европе. К тому же по меркам своего времени дом на 1600 жителей приближался по масштабу к крупному пригороду. «Вертикальный сад», как любовно называл марсельский блок Ле Корбюзье, настолько выбивался из архитектурного ландшафта 1940-х годов, что вызывал у современников весьма неоднозначные чувства. С одной стороны, консервативные марсельцы окрестили его La Maison du Fada («сумасшедший дом»). А с другой, о нем писали во всех французских газетах, на стройку что ни день приезжали съемочные группы, а Ле Корбюзье купался в лучах славы, наслаждаясь статусом первого «стархитектора» Европы.
Факт: Задуманный как социальное жилье, «Лучезарный город» так им и не стал. Французское правительство решило выставить его на продажу и не прогадало. За год после сдачи дома были проданы абсолютно все квартиры, а марсельский блок превратился в статусный адрес, любимый творческой интеллигенцией и продвинутыми марсельцами среднего класса.
Факт: Задуманный как социальное жилье, «Лучезарный город» так им и не стал. Французское правительство решило выставить его на продажу и не прогадало. За год после сдачи дома были проданы абсолютно все квартиры, а марсельский блок превратился в статусный адрес, любимый творческой интеллигенцией и продвинутыми марсельцами среднего класса.
Модулор
Посетить «Лучезарный город», а лучше пожить в нем стоит еще и для того, чтобы примерить на себя «Модулор» — систему пропорций и диапазон модульных числовых значений, привязанных к пропорциям человека, которую Ле Корбюзье предлагал использовать в проектировании зданий, промышленном и предметном дизайне. Марсельский блок стал для нее первым испытательным полигоном: шаг колонн, ширина и высота помещений, встроенная мебель и даже сложные объемы на крыше рассчитаны по Модулору.
Символ Модулора — человек с поднятой вверх рукой. Его изображение увековечено в виде барельефа на бетонном фасаде «марсельской единицы» и в его низких потолках. Их высота 2,26 м (заметьте, даже ниже, чем в хрущевках) по Модулору соответствует уровню кончиков пальцев вытянутой руки «образцового» человека.
Посетить «Лучезарный город», а лучше пожить в нем стоит еще и для того, чтобы примерить на себя «Модулор» — систему пропорций и диапазон модульных числовых значений, привязанных к пропорциям человека, которую Ле Корбюзье предлагал использовать в проектировании зданий, промышленном и предметном дизайне. Марсельский блок стал для нее первым испытательным полигоном: шаг колонн, ширина и высота помещений, встроенная мебель и даже сложные объемы на крыше рассчитаны по Модулору.
Символ Модулора — человек с поднятой вверх рукой. Его изображение увековечено в виде барельефа на бетонном фасаде «марсельской единицы» и в его низких потолках. Их высота 2,26 м (заметьте, даже ниже, чем в хрущевках) по Модулору соответствует уровню кончиков пальцев вытянутой руки «образцового» человека.
Мебель от Шарлотт Перриан (Charlotte Perriand)
Жилище в пропорциях Модулора требовало принципиально иного подхода к интерьеру. Громоздкая мебель, рассчитанная на буржуазные довоенные дома, смотрелась бы в квартирах нового типа по меньшей мере чужеродно, поэтому в 1950-м Ле Корбюзье предложил дизайнеру Шарлотт Перриан разработать для строящегося в Марселе «Лучезарного города» типовой кухонный гарнитур. Не выходя за рамки технического задания мэтра, Шарлотт смогла предложить по-настоящему революционную концепцию.
Дело в том, что открытая кухня, совмещенная с гостиной, была для Франции тех лет совершенно новым явлением. В патриархальном французском доме кухню традиционно устраивали в северном торце коридора — в этом темном забытом богом углу мать семейства проводила большую часть дня, невидимая, как домашняя раба. Поэтому открытая кухня была настоящим феминистским заявлением: теперь, готовя еду, женщина оставалась на виду и могла общаться с семьей и гостями через барную стойку, в которой было предусмотрено окошечко для подачи блюд к столу.
Модульные шкафчики стандартной ширины и высоты (86 см), отделанные цветным пластиком или натуральным деревом, стальные мойки, мусоропровод, компактный встроенный холодильник и облицованные плиткой рабочие поверхности — все эти детали учитывали потребности современной женщины, для которой кухня и домашнее хозяйства были не единственным жизненным призванием.
Жилище в пропорциях Модулора требовало принципиально иного подхода к интерьеру. Громоздкая мебель, рассчитанная на буржуазные довоенные дома, смотрелась бы в квартирах нового типа по меньшей мере чужеродно, поэтому в 1950-м Ле Корбюзье предложил дизайнеру Шарлотт Перриан разработать для строящегося в Марселе «Лучезарного города» типовой кухонный гарнитур. Не выходя за рамки технического задания мэтра, Шарлотт смогла предложить по-настоящему революционную концепцию.
Дело в том, что открытая кухня, совмещенная с гостиной, была для Франции тех лет совершенно новым явлением. В патриархальном французском доме кухню традиционно устраивали в северном торце коридора — в этом темном забытом богом углу мать семейства проводила большую часть дня, невидимая, как домашняя раба. Поэтому открытая кухня была настоящим феминистским заявлением: теперь, готовя еду, женщина оставалась на виду и могла общаться с семьей и гостями через барную стойку, в которой было предусмотрено окошечко для подачи блюд к столу.
Модульные шкафчики стандартной ширины и высоты (86 см), отделанные цветным пластиком или натуральным деревом, стальные мойки, мусоропровод, компактный встроенный холодильник и облицованные плиткой рабочие поверхности — все эти детали учитывали потребности современной женщины, для которой кухня и домашнее хозяйства были не единственным жизненным призванием.
Шарлотт Перриан это хорошо понимала, так как всю жизнь была вынуждена бороться со стереотипами в отношении женщин вообще и женщин-дизайнеров в частности. По иронии судьбы, после окончания парижской Школы Центрального союза декоративного искусства в 1927 году она попыталась устроиться на работу в мастерскую Ле Корбюзье, но тот не пустил ее дальше порога, объявив: «Мы здесь подушечки не вышиваем». Пару месяцев спустя недальновидный шовинист Корбю был вынужден признать свою неправоту, увидев авторскую интерьерную инсталляцию Шарлотт на Осеннем салоне в Париже. В итоге он не просто предложил ей работу, а попросил возглавить мебельное направление своей студии, которым она руководила следующие 10 лет, создав в соавторстве в Ле Корбюзье и Пьером Жаннере легендарную мебельную серии Grand Confort, выпускаемую в наши дни компанией Cassina.
Что и как снимать
Неоспоримое преимущество многоквартирных домов — это обилие предложений и возможность выбора. В случае с марсельским «Лучезарным городом», входящим в список всемирного наследия ЮНЕСКО, выбирать предстоит между квартирой-студией (эти квартиры одноуровневые с кухней и гостиной / спальней в одном объеме), двухуровневой квартирой (помним, что они бывают со входом с первого либо со второго этажа, в обоих случаях у вас будет двухсветная гостиная) и номером в отеле Le Corbusier в галерее на третьем уровне дома.
Неоспоримое преимущество многоквартирных домов — это обилие предложений и возможность выбора. В случае с марсельским «Лучезарным городом», входящим в список всемирного наследия ЮНЕСКО, выбирать предстоит между квартирой-студией (эти квартиры одноуровневые с кухней и гостиной / спальней в одном объеме), двухуровневой квартирой (помним, что они бывают со входом с первого либо со второго этажа, в обоих случаях у вас будет двухсветная гостиная) и номером в отеле Le Corbusier в галерее на третьем уровне дома.
На момент написания материала на любимом всеми нами ресурсе по аренде были доступны несколько прекрасных квартир в ценовом диапазоне от 70 до 100 евро за день:
- студия с видом на море, кроватью-трансформером, ультракомпактной кухней и ванной комнатой-капсулой (кстати, об этой квартире писали наши коллеги из французского издания Houzz.com);
- лаконичная двухуровневая квартира с оригинальной кухней (об этом расскажем чуть позже), опять же с видом на море, минималистичным декором и дизайнерской мебелью;
- просторная квартира с двумя спальнями, оригинальной мебелью и входом со второго уровня;
- номер в отеле Le Corbusier на 3 и 4 этажах дома. В отеле 21 одноуровневый номер: несколько базовых «комнат-кают» и средних размеров даблов, несколько люксов с дизайнерскими предметами мебели и декора. «Каюта» с душем (туалет, странным образом, придется делить с соседним номером) стоит от 79 евро, а самый роскошный люкс — всего от 158 евро. Этот вариант подойдет тем, кто решил остановиться в «Лучезарном городе» лишь на день-другой.
Обратите внимание: Владельцы большинства квартир постарались максимально сохранить оригинальную планировку, отделку и цветовую палитру интерьеров. Ни о каких стеклопакетах взамен оригинальных деревянных рам с витринными стеклами, само собой, речь не идет (во Франции этим вообще не грешат), но учитывая, что со времен постройки дома прошло 65 лет, приятно видеть в квартирах «родные» лестницы, напоминающие корабельные трапы, ванные комнаты-капсулы и оригинальную кухонную мебель авторства Шарлотт Перриан.
На фото: инсталляция французского художника Даниэля Бюрена (Daniel Buren) в центре современного искусства MaMo на крыше здания Cité Radieuse
Что посмотреть
Записаться на экскурсию по зданию можно на сайте марсельского бюро по туризму. Экскурсии на французском проводятся дважды в день, на английском — раз в неделю. Во время экскурсии вам покажут квартиру, сохранившуюся в первозданном виде благодаря тому, что сначала она служила моделью, которую показывали всем будущим жильцам дома, а потом приобрела музейный статус.
Что посмотреть
Записаться на экскурсию по зданию можно на сайте марсельского бюро по туризму. Экскурсии на французском проводятся дважды в день, на английском — раз в неделю. Во время экскурсии вам покажут квартиру, сохранившуюся в первозданном виде благодаря тому, что сначала она служила моделью, которую показывали всем будущим жильцам дома, а потом приобрела музейный статус.
- Квартира № 50. Еще одно интересное место. Нынешний владелец Жан-Марк Дрют купил ее у наследников Жюлиетт Рипер, директрисы детского сада «Лучезарного города» и архитектурного посла этого легендарного дома, с которой долгие годы приятельствовал сам Корбю. Двери этой квартиры тоже иногда распахиваются для посетителей; в эти дни ее оригинальные интерьеры превращаются в канву для инсталляций всемирно известных дизайнеров. Среди них были братья Буруллеки, Джаспер Мориссон, Алессандро Мендини, Константин Грчик и другие. В этом году хозяин квартиры №50 решил пожить спокойно, без выставок, но обо всех грядущих событиях можно узнать на сайте квартиры.
- MaMo Museum Marseille. Арт-центр «Лучезарного города» расположен на крыше «жилой единицы», оформленной марсельским дизайнером Ора Ито. Открыт со среды по воскресенье с 11:00 до 18:00.
На фото: инсталляция итальянского художника Феличе Варини (Felice Varini) в центре современного искусства MaMo на крыше здания Cité Radieuse
Жилая единица в Резе-Нант (Unité d’Habitation of Reze-Nantes), 1953—1955
Rue Théodore Brosseaud, 15, Rezé, France
Через год после завершения строительства марсельского блока к Ле Корбюзье обратилась группа жителей города Нант, пожелавшая выстроить у себя в городе дом в духе «Лучезарного города». В жилищный кооператив Maison Familiale входили в основном рабочие и бригадиры городского порта; они фактически и выступили заказчиками строительства. То есть в отличие от дома в Марселе, чьим появлением город обязан инициативе сверху, дом в Нанте проектировался для конкретного сообщества будущих жильцов, и это несказанно радовало архитектора. В конце концов, это было реальным подтверждением того, что концепция «Лучезарного города» жизнеспособна и что у нее есть реальный адресат или, как мы бы сейчас сказали, целевая аудитория, причем активная, энергичная, готовая менять городскую среду под себя и свои нужды.
Rue Théodore Brosseaud, 15, Rezé, France
Через год после завершения строительства марсельского блока к Ле Корбюзье обратилась группа жителей города Нант, пожелавшая выстроить у себя в городе дом в духе «Лучезарного города». В жилищный кооператив Maison Familiale входили в основном рабочие и бригадиры городского порта; они фактически и выступили заказчиками строительства. То есть в отличие от дома в Марселе, чьим появлением город обязан инициативе сверху, дом в Нанте проектировался для конкретного сообщества будущих жильцов, и это несказанно радовало архитектора. В конце концов, это было реальным подтверждением того, что концепция «Лучезарного города» жизнеспособна и что у нее есть реальный адресат или, как мы бы сейчас сказали, целевая аудитория, причем активная, энергичная, готовая менять городскую среду под себя и свои нужды.
Планировочное решение
Бюджет проекта был строго ограничен размерами субсидии, выделенной кооперативу французским правительством в рамках программы доступного жилья. Поэтому в нантском проекте Ле Корбюзье пришлось пожертвовать многими «фишками» марсельской «жилой единицы»: кондиционированием, «улицей» магазинов и общественных помещений, спортивным залом на крыше и двусветными гостиными высотой 4,52 м. Зато верхняя спальня стала изолированной и большей по площади. Инфраструктура для обслуживания жителей дома была вынесена в отдельный корпус через дорогу — этого требовали правила финансирования проекта. Государственная субсидия могла быть использована только на жилые площади. Исключение сделали только для прачечной на четвертом этаже, почтового отделения и табачной лавки на первом.
Бюджет проекта был строго ограничен размерами субсидии, выделенной кооперативу французским правительством в рамках программы доступного жилья. Поэтому в нантском проекте Ле Корбюзье пришлось пожертвовать многими «фишками» марсельской «жилой единицы»: кондиционированием, «улицей» магазинов и общественных помещений, спортивным залом на крыше и двусветными гостиными высотой 4,52 м. Зато верхняя спальня стала изолированной и большей по площади. Инфраструктура для обслуживания жителей дома была вынесена в отдельный корпус через дорогу — этого требовали правила финансирования проекта. Государственная субсидия могла быть использована только на жилые площади. Исключение сделали только для прачечной на четвертом этаже, почтового отделения и табачной лавки на первом.
Внешне дом в Нанте в каком-то смысле пошел дальше своего марсельского предшественника. Он высится посреди парка, при этом со стороны северного фасада ноги-пилоны поднимаются прямо из воды. Чтобы попасть в дом, жители должны пройти по узкому пешеходному мостику-трапу, перекинутому через пруд. Благодаря этому дом еще больше напоминает скользящий по водной глади корабль. К тому же нантский проект — это настоящий вертикальный пригород: 1400 жителей делят общий дом, купающийся в зелени, и живут в полном единении с природой.
Квартиры из бетонных ячеек
Из холла наверх ведут три лифта, на 16 человек каждый. В 18-этажном доме 294 квартиры (немногим меньше, чем в марсельском), но при этом его строительство обошлось лишь в четверть стоимости первого «Лучезарного города». Дело в том, что в отличие от марсельской «единицы», у дома в Нанте отсутствует клетка-каркас. В данном случае каждая квартира — это независимый объем, сформированный из бетонных плит заводского изготовления. При строительстве дом в буквальном смысле монтировался в высоту из бетонных ячеек, за что сам Корбюзье прозвал его chateau of cards — «карточный замок». В качестве отделочного материала наружных стен использован бетон с галечным заполнителем.
Из холла наверх ведут три лифта, на 16 человек каждый. В 18-этажном доме 294 квартиры (немногим меньше, чем в марсельском), но при этом его строительство обошлось лишь в четверть стоимости первого «Лучезарного города». Дело в том, что в отличие от марсельской «единицы», у дома в Нанте отсутствует клетка-каркас. В данном случае каждая квартира — это независимый объем, сформированный из бетонных плит заводского изготовления. При строительстве дом в буквальном смысле монтировался в высоту из бетонных ячеек, за что сам Корбюзье прозвал его chateau of cards — «карточный замок». В качестве отделочного материала наружных стен использован бетон с галечным заполнителем.
Квартиры в нантской «жилой единице» в основном средней площади (на семью с 2—3 детьми), студий и многокомнатных квартир — меньшинство. Крыша нантской «единицы» целиком отдана детям: на ней по-прежнему работает детский сад, занимающий небольшой «особнячок» с хаотично разбросанными по фасадам цветными окнами. Рядом, как и в марсельской «единице», — неглубокий открытый бассейн и прогулочные дорожки, петляющие между фантазийными бетонными объектами. Декор дома, как и в Марселе, построен на сочетании серых бетонных поверхностей с плоскостями ярких цветов: желтого, красного, зеленого и синего.
Надо сказать, цвет на фасадах и в интерьерах во многом спасает положение. Нант расположен гораздо севернее Марселя, и здешний «Лучезарный город» отнюдь не всегда купается в лучах солнца. Двери квартир, выходящие в длинный сквозной коридор, — тоже цветные, а в необычном остеклении фасадов рамы с прозрачными стеклами чередуются с глухими створками ярких цветов. Торцевые части лоджий, выкрашенные в один из «первичных» цветов отбрасывают блики на бетонные козырьки (brise soleil). Благодаря всему этому серая брутальная громада выглядит вполне оптимистично.
Как остановиться
«Жилая единица» в Нанте строилась как социальное жилье, и пусть квартиры со времени постройки дома уже несколько раз сменили владельцев, дом Ле Корбюзье по-прежнему нельзя считать элитным. Квартиры-студии в нем продаются в диапазоне от 110 000 до 130 000 евро, что по меркам Франции более чем доступно. Соответственно, основная часть сдаваемых квартир относится к среднему уровню — как по комфорту, так и по цене. Среди предлагаемых к сдаче квартир мне не удалось найти каких-то «дизайнерских» вариантов, но если рассматривать нантскую «жилую единицу» как пример незаурядной архитектуры, прошедшей проверку временем и социумом, то опыт проживания в ней может быть довольно интересным.
«Жилая единица» в Нанте строилась как социальное жилье, и пусть квартиры со времени постройки дома уже несколько раз сменили владельцев, дом Ле Корбюзье по-прежнему нельзя считать элитным. Квартиры-студии в нем продаются в диапазоне от 110 000 до 130 000 евро, что по меркам Франции более чем доступно. Соответственно, основная часть сдаваемых квартир относится к среднему уровню — как по комфорту, так и по цене. Среди предлагаемых к сдаче квартир мне не удалось найти каких-то «дизайнерских» вариантов, но если рассматривать нантскую «жилую единицу» как пример незаурядной архитектуры, прошедшей проверку временем и социумом, то опыт проживания в ней может быть довольно интересным.
- Ретро-вариант: трехкомнатная квартира, в которой сохранилась оригинальная отделка, включая «шубу» на потолке и деревянные панели в коридоре. Ванная-«каюта» и раздвижная перегородка в детской тоже на месте. На лампу Marseille по дизайну Ле Корбюзье и бра Gras 205 авторства Шарлотт Перриан сначала можно и не обратить внимания, настолько органичными они кажутся в этом интерьере в духе 1950-х.
- Современное прочтение классики: двухуровневая квартира, порвавшая со своим славным прошлым, являет собой пример того, как можно полностью абстрагироваться от исторического наследия дома во имя комфорта и современных представлений об интерьере.
Что посмотреть
В субботу утром можно попасть на экскурсию по дому с посещением музейной квартиры №601. Это квартира, в которой никто никогда не жил, своего рода капсула времени, где всегда будет 1955 год. С помощью изящных, но говорящих штрихов кураторы постарались воссоздать в квартире атмосферу тех лет: открытая (или как ее называли французы, американская) кухня, модная в те годы посуда и мебель, трогательный отрывной календарь 1955 года, в детской — раздвижная перегородка, которую можно использовать как грифельную доску, а в ванной-«каюте» —цветастый шелковый халатик идеальной французской женщины.
Все удовольствие обойдется вам в пять евро, но записаться нужно заранее по телефону мэрии Резе: 02-40-84-43-84.
Продолжение следует…
В субботу утром можно попасть на экскурсию по дому с посещением музейной квартиры №601. Это квартира, в которой никто никогда не жил, своего рода капсула времени, где всегда будет 1955 год. С помощью изящных, но говорящих штрихов кураторы постарались воссоздать в квартире атмосферу тех лет: открытая (или как ее называли французы, американская) кухня, модная в те годы посуда и мебель, трогательный отрывной календарь 1955 года, в детской — раздвижная перегородка, которую можно использовать как грифельную доску, а в ванной-«каюте» —цветастый шелковый халатик идеальной французской женщины.
Все удовольствие обойдется вам в пять евро, но записаться нужно заранее по телефону мэрии Резе: 02-40-84-43-84.
Продолжение следует…