В гостях: Квартира в духе советского авангарда
Квартира, превратившая хозяев сначала в поклонников авангарда, а затем и в настоящих специалистов по этой эпохе
Марина Юшкевич
10 февраля, 2019
Постоянный автор HouzzRu, искусствовед, архитектурный журналист, главный редактор сайта про "архитектуру повторного использования" www.redeveloper.ru, автор AD magazine, ELLE Decoration, SEASONS project и др.
Постоянный автор HouzzRu, искусствовед, архитектурный журналист, главный редактор... Еще
История этой необычной квартиры — история увлечения, меняющего все вокруг. Все началось с того, что Александр Дуднев и Константин Гудков искали квартиру в историческом доме в пределах Третьего транспортного кольца и случайно остановились на доме 1930 годов. «Сперва мы смотрели “cталинки”, нам хотелось высоких потолков, больших окон и истории. Но, изучая объявления, довольно быстро выяснили, что дома периода авангарда 1920–1930 годов идут с неоправданным дисконтом. И остановились на этом варианте», — рассказывает Александр Дуднев. Квартира подкупила простором, обилием окон, света и расположением недалеко от Садового кольца.
О проекте
Место: Москва, дом Обрабстроя в Басманном тупике
Размер: 75 кв.м
Кто здесь живёт: Александр Дуднев и Константин Гудков, создатели проекта «1931», посвященного архитектуре авангарда
Авторы проекта: Мария Пилипенко, Николай Лызлов, хозяева квартиры
Фото: Ульяна Гришина, Алексей Народицкий
О проекте
Место: Москва, дом Обрабстроя в Басманном тупике
Размер: 75 кв.м
Кто здесь живёт: Александр Дуднев и Константин Гудков, создатели проекта «1931», посвященного архитектуре авангарда
Авторы проекта: Мария Пилипенко, Николай Лызлов, хозяева квартиры
Фото: Ульяна Гришина, Алексей Народицкий
На фото: Константин Гудков, Александр Дуднев и Мария Пилипенко
Став владельцами квартиры в историческом месте, новые хозяева решили привнести в интерьер немного от эпохи создания дома. Они начали изучать жилые интерьеры того времени и, погрузившись в тему, так увлеклись, что стали одними из лучших её знатоков. Результатом увлечения сначала стало сообщество в Instagram @1931.center, где Александр и Константин в современном формате рассказывают об архитектуре 1920-х и 1930 годов. Затем они стали водить экскурсии по авангардной Москве, открыли мини-гостиницу в стилистике той эпохи, где каждый может остановиться и проникнуться духом времени, а сейчас собираются наладить производство и продажу реплик мебели тех лет.
Став владельцами квартиры в историческом месте, новые хозяева решили привнести в интерьер немного от эпохи создания дома. Они начали изучать жилые интерьеры того времени и, погрузившись в тему, так увлеклись, что стали одними из лучших её знатоков. Результатом увлечения сначала стало сообщество в Instagram @1931.center, где Александр и Константин в современном формате рассказывают об архитектуре 1920-х и 1930 годов. Затем они стали водить экскурсии по авангардной Москве, открыли мини-гостиницу в стилистике той эпохи, где каждый может остановиться и проникнуться духом времени, а сейчас собираются наладить производство и продажу реплик мебели тех лет.
Кроме того, вместе с руководителем Центра Авангарда на Шаболовской Александрой Селивановой они написали и издали книжку про дом Обрабстроя для серии «Неизвестный авангард», перезнакомились со всеми соседями и активно популяризируют мысль: авангард — это по-прежнему очень современно.
Главным аргументом и доказательством стала их собственная квартира, в которую взяли все лучшее от того времени. Планировку для нее создал архитектор Николай Лызлов, а с интерьерами помогала дизайнер Мария Пилипенко. Впрочем, участие хозяев в создании интерьеров было не менее активным, чем вмешательство специалистов, потому что с такой заинтересованностью не вмешиваться в процесс практически невозможно.
ПО ТЕМЕ…
После 1917: Дома-коммуны, авангардные интерьеры и революция быта
Главным аргументом и доказательством стала их собственная квартира, в которую взяли все лучшее от того времени. Планировку для нее создал архитектор Николай Лызлов, а с интерьерами помогала дизайнер Мария Пилипенко. Впрочем, участие хозяев в создании интерьеров было не менее активным, чем вмешательство специалистов, потому что с такой заинтересованностью не вмешиваться в процесс практически невозможно.
ПО ТЕМЕ…
После 1917: Дома-коммуны, авангардные интерьеры и революция быта
Особенность планировки во многом заложена историей самой квартиры и дома. Дом Обрабстроя относится к так называемому переходному типу и состоял из квартир и ячеек. На трех последних этажах, а квартира Александра и Константина находится как раз на одном из них, была коридорная система. Вместо отдельных квартир, здесь были комнаты с кухней и удобствами в общем коридоре. Комнаты смотрели на запад (где идет железная дорога), с другой стороны была кухня, ряды умывальников и санузел. Все разделялось большим коридором, прямо от дверей. Впоследствии эти верхние этажи переделали в коммуналки. Именно в таком виде квартира досталась новым владельцам: до них здесь жили четыре семьи.
Следуя изначальной логике квартиры, современная планировка тоже строится вокруг центральной оси, которая начинается входной дверью и замыкается окном в спальне. По левую сторону расположены большая гостиная и библиотека за застекленными дверьми, по правую — санузел и кухня на исторических местах и небольшая спальня.
Чтобы сохранить перспективу и оставить максимум света (залитость квартиры светом — её главный козырь), перегородку между спальней и коридором сделали прозрачной.
«Спальню решили сделать в правой стороне квартиры, так как с другой стороны — железная дорога и достаточно шумно. Здесь шум тоже слышно, но это уже дело привычки. Сейчас не обращаем на него внимания», — рассказывает Александр.
Спальне досталось небольшое пространство в глубине квартиры, раздвинуть которое мешали встроенные в стены воздуховоды, они здесь в каждой комнате. «Это связано с важной для того времени идеей гигиены и чистоты воздуха. И окон так много как раз по этой причине».
Спальне досталось небольшое пространство в глубине квартиры, раздвинуть которое мешали встроенные в стены воздуховоды, они здесь в каждой комнате. «Это связано с важной для того времени идеей гигиены и чистоты воздуха. И окон так много как раз по этой причине».
Пространство спальни оказалось слишком компактным, чтобы свободно вписать в него кровать. Поэтому её заменили подиумом, что тоже отлично легло в концепцию интерьера эпохи авангарда. «Идея встроенной мебели вполне в духе того времени, и мы решили ею воспользоваться», — рассказывает владелец квартиры.
Под деревянным подиумом с лесенкой поместилась практичная система хранения. Кроме нее, в квартире есть еще гардеробная комната, спрятанная между спальней и библиотекой. Её практически невозможно прочитать в планировке квартиры, создается впечатление, что за стеной спальни сразу начинается библиотека, тем не менее между ними расположилась узкая, длинная, но вполне вместительная гардеробная комната.
Под деревянным подиумом с лесенкой поместилась практичная система хранения. Кроме нее, в квартире есть еще гардеробная комната, спрятанная между спальней и библиотекой. Её практически невозможно прочитать в планировке квартиры, создается впечатление, что за стеной спальни сразу начинается библиотека, тем не менее между ними расположилась узкая, длинная, но вполне вместительная гардеробная комната.
Фото: Алексей Народицкий
«В квартире много окон и почти нет стен. С одной стороны, это красиво, с другой — практически негде поставить шкафы. Мы очень благодарны Николаю Лызлову и Маше Пилипенко за эту остроумную идею с гардеробной», — рассказывает Александр.
«В квартире много окон и почти нет стен. С одной стороны, это красиво, с другой — практически негде поставить шкафы. Мы очень благодарны Николаю Лызлову и Маше Пилипенко за эту остроумную идею с гардеробной», — рассказывает Александр.
Коридор и продолжающую его спальню решили покрасить в стилистике советских лет: внизу цветная краска, вверху побелка. «Николай Лызлов говорил, что это слишком театральный прием, но нам хотелось подчеркнуть коридор, как память о старой планировке квартиры. И нам нравится, как в итоге получилось».
В квартире с открытой планировкой осталось не так много глухих, незастекленных дверей, но все аутентичные восстановлены. «Подлинность — ключевое, с чем мы работали. То, что можно было восстановить здесь — восстановлено. Невысокая дверь в ванную комнату — тоже историческая: её снимали и перекрашивали», — рассказывает Александр.
Иногда владельцы шли по пути реставрации-консервации. Особенно это заметно на входной двери с живыми трещинками на слоях краски. Здесь даже звонок из прошлого — приятно дребезжащая механическая «вертушка».
В небольшой нише — советская вешалка 1930 годов, купленная через Дмитрия Телкова, который увлекается поиском и восстановлением винтажной мебели. «Купить советскую мебель тех лет оказалось невероятно сложно: промышленность почти ничего у нас не выпускала». Вешалка внешне похожа на полки в поездах. «Это, кстати, тоже характерно для того времени. Даже Эль Лисицкий говорил: наши квартиры должны быть функциональны как купе поезда», — отмечает Александр Дуднев.
В небольшой нише — советская вешалка 1930 годов, купленная через Дмитрия Телкова, который увлекается поиском и восстановлением винтажной мебели. «Купить советскую мебель тех лет оказалось невероятно сложно: промышленность почти ничего у нас не выпускала». Вешалка внешне похожа на полки в поездах. «Это, кстати, тоже характерно для того времени. Даже Эль Лисицкий говорил: наши квартиры должны быть функциональны как купе поезда», — отмечает Александр Дуднев.
«С началом ремонта мы все ужесточали требования по сохранению подлинности. И к себе, и к архитекторам. Сперва все хотели сделать по-новому, сохранив, может быть, где-то карниз. Потом стали сохранять двери и окна, стараясь оставить в квартире все, что можно хоть как-то сохранить».
Фото: Алексей Народицкий
Особая гордость хозяев — восстановленные окна. «Сначала мы хотели их заменить деревянными стеклопакетами, потому что рамы были в ужасном состоянии, все рассыпались. Но чудесным образом узнали, что все это реставрируется». Реставрацией занимался Александр Серебряков, дизайнер и реставратор мебели. «Получилось шикарно, — улыбается Александр. — На зиму их, правда, приходится заклеивать, но это не смущает».
Особая гордость хозяев — восстановленные окна. «Сначала мы хотели их заменить деревянными стеклопакетами, потому что рамы были в ужасном состоянии, все рассыпались. Но чудесным образом узнали, что все это реставрируется». Реставрацией занимался Александр Серебряков, дизайнер и реставратор мебели. «Получилось шикарно, — улыбается Александр. — На зиму их, правда, приходится заклеивать, но это не смущает».
Фото: Алексей Народицкий
Большая половина квартиры отдана под гостиную и соединенную с ней библиотеку. Между ними — стеклянные раздвижные перегородки, сделанные в мастерской Александра Серебрякова.
Большая половина квартиры отдана под гостиную и соединенную с ней библиотеку. Между ними — стеклянные раздвижные перегородки, сделанные в мастерской Александра Серебрякова.
Расстекловку перегородок подсказали окна на лестничных клетках дома Обрабстроя: здесь точь-в-точь повторен их рисунок и пропорции.
Большой сложностью оказалось восстановить и повторить карнизы и скругленные переходы от стен к потолку, какие были в историческом коридоре. Строители долго отказывались делать их из штукатурки, советуя поехать и купить готовые на рынке. В итоге все же удалось уговорить строителей сделать карнизы по старой технологии, повторив лекала по сохранившимся фрагментам. На старый лад сделана и проводка, по большей части внешняя.
Стулья Archpole
Кухня находится на своем историческом месте. Комплект шкафов сделан по образу знаменитой франкфуртской кухни Маргарете Шютте-Лихоцки, которая первой начала внедрять рационализм в домашнем хозяйстве. Кухонную мебель сделали на заказ в Москве.
Кухня находится на своем историческом месте. Комплект шкафов сделан по образу знаменитой франкфуртской кухни Маргарете Шютте-Лихоцки, которая первой начала внедрять рационализм в домашнем хозяйстве. Кухонную мебель сделали на заказ в Москве.
Лампа на кухне — родом из гостиницы «Центральная» в Иванове, построенной в 1930 годах. «Не так давно гостиницу реконструировали, и старое наполнение отправилось на свалку. Дмитрий Телков спас лампу и пристроил нам», — рассказывает Александр.
За исключением коридора, квартира в основном белоснежная, с необычными серо-голубыми полами, предложенными Марией Пилипенко. «У нас была деликатная задача: сделать интерьер в духе эпохи авангарда, но при этом все-таки интерьер современный. Важно было не переиграть в историю. На мой взгляд, голубые полы добавили нужный современный акцент. Кроме того, в этой светлой квартире хотелось добавить холодных оттенков. Изначально мы планировали сделать интерьер поярче, но по мере его создания отказывались от ярких оттенков, чтобы не отвлекать от выбранной эстетики», — говорит Мария.
В итоге из ярких акцентов в квартире осталась только живопись. Но живопись необычная: «Это работы художника Александра Зайцева. Сначала нам просто понравилось как нарисовано, некая абстракция, а потом мы узнали, что на самом деле эти рисунки — ошибки, выдаваемые графическими программами при зависании. Автор — тоже архитектор: у него что-то зависало, смешивалось, смещалось, и он это зафиксировал. Работы очень подошли квартире по цвету и стилистически», — рассказывает Александр.
Фото: Алексей Народицкий
Самым сложным и интересным оказалось подобрать для квартиры обстановку. В идеале искали советскую мебель 1920–1930 годов, но это оказалось сложной задачей. Что-то владельцы привезли из Германии — из магазина при Баухаусе, куда ездили погружаться в эстетику тех лет. Что-то находили на онлайн-барахолках типа «Авито». Например, стол в гостиной, родом из знаменитого конструктивистского поселка Дангауэровка на Шоссе Энтузиастов. Стулья купили в антикварном магазине в Кинешме.
Самым сложным и интересным оказалось подобрать для квартиры обстановку. В идеале искали советскую мебель 1920–1930 годов, но это оказалось сложной задачей. Что-то владельцы привезли из Германии — из магазина при Баухаусе, куда ездили погружаться в эстетику тех лет. Что-то находили на онлайн-барахолках типа «Авито». Например, стол в гостиной, родом из знаменитого конструктивистского поселка Дангауэровка на Шоссе Энтузиастов. Стулья купили в антикварном магазине в Кинешме.
Но самая замечательная история — у лампы над столом. «Когда мы только купили квартиру, стало интересно, как выглядят другие квартиры в этом доме, где что осталось исторического. Мы ходили по соседям — в основном осматривая квартиры, которые предлагались на продажу. И выяснилось, что в одной из квартир без ремонта висит точно такая же люстра, как у нас на кухне: того же времени, с таким же центральным элементом, но пятирожковая. Хозяева собирались отвезти её на дачу, долго не соглашались её продать, но мы их уговорили. Теперь у нас две лампы — немного разных, но с единым центральным элементом. Это, кстати, типично для того времени: делать модули и их тиражировать», — рассказывает Александр.
Люстра — покупка из Баухауса
Библиотека с двумя рабочими местами оформлена шкафами, сделанными на заказ по мотивам шкафов Б. Иофана в Доме на набережной: «Мы ходили туда в музей на экскурсию, и шкафы нам так понравились, что решили их повторить в квартире».
Библиотека с двумя рабочими местами оформлена шкафами, сделанными на заказ по мотивам шкафов Б. Иофана в Доме на набережной: «Мы ходили туда в музей на экскурсию, и шкафы нам так понравились, что решили их повторить в квартире».
Прямо под окнами проходит железная дорога, но её не видно, если не смотреть вниз. Зато видно одну из московских высоток рядом с Красными воротами, которая отлично перекликается с советским интерьером, хоть и более поздняя по стилистике.
Ванная комната в целом повторяет исторический санузел, но в новом оформлении: здесь настоящая чугунная ванна, унитаз с верхним бачком и классическая белая плитка. На полу — метлахская плитка, новая, но похожая на ту, что была здесь изначально.
Стиральная и сушильная машины встроены в специальную нишу. Встраивать мебель и технику вполне в идеологии тех лет: тогда ратовали за практичность и удобство, а они по-прежнему не выходят из моды.
ОБ АВТОРАХ ПРОЕКТА…
Перейдите на личную страницу Марии Пилипенко, чтобы изучить другие работы из портфолио дизайнера или заказать собственный проект
___________________________
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съёмки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации
Перейдите на личную страницу Марии Пилипенко, чтобы изучить другие работы из портфолио дизайнера или заказать собственный проект
___________________________
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съёмки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации
Похожие статьи
Houzz-туры (новые проекты)
Houzz тур: Квартира дизайнера в «московском» стиле
Автор: Евгения Назарова
Чтобы сделать интерьер чуть более космополитичным, дизайнер добавила итальянские и скандинавские детали
Читать
США
Houzz США: Хижина в лесу Южной Каролины
Автор: Becky Harris
Вдохновением для этого проекта послужили детские «домике на дереве»
Читать
В гостях (обжитые интерьеры)
В гостях: квартира в Мурино, где дизайнер жил во время ремонта
Автор: Варвара Еремеева
Да, бывает и такое
Читать
Апартаменты (формально нежилая недвижимость)
Houzz тур: инвестиционная квартира архитектора «для себя»
Автор: Варвара Еремеева
Пассивный доход через сдачу дизайнерской недвижимости — это реально. В конце статьи подробные расчеты
Читать
В гостях (обжитые интерьеры)
В гостях: квартира дизайнера с причудливым ТВ
Автор: Елена Амбросимова
Уместить в евродвушке вещи из прежней трехкомнатной — та еще задача
Читать
Houzz-туры (новые проекты)
Houzz тур: Квартира в Петербурге, в которой много зелени
Автор: Евгения Назарова
Растения появились даже в орнаменте обоев
Читать
В гостях (обжитые интерьеры)
В гостях: Квартира в Петербурге – со слоном и антиквариатом
Автор: Евгения Назарова
Владельцы купили не просто квартиру, а стиль жизни: сохранили паркет, окна и двери и добавили антикварную мебель
Читать
В гостях (обжитые интерьеры)
В гостях: Квартира дизайнера Анастасии Комаровой
Автор: Наталия Тверитинова
Воздух, солнце и всё-всё как любит дизайнер — в квартире по имени SHU
Читать
В гостях (обжитые интерьеры)
В гостях: Круглый дом с видом на лес
Автор: Евгения Назарова
Дизайнер Ирина Киреева планировала купить участок, а не дом. Но, увидев необычную постройку, решила отреставрировать её
Читать
Houzz-туры (новые проекты)
В гостях: Ремонт «на пару лет» в доме под реновацию
Автор: Евгения Назарова
Новый интерьер двушки площадью 37 кв. м в доме 1962 года — бюджетный, но стильный
Читать
странно, год назад писал, что жить в таком интерьере не хочется, хотя и выглядит он "киношно". А сейчас вот смотрю и понимаю, что конкретно такой-такой дизайн сделан под заказчиков. Но стоит изменить некоторые акценты (например, не синие полы, а более классического паркетного манера) вот всё станет повеселее имхо. Короче, на будущее вполне можно взять за основу.
Старый материал, но может кто то ответит, не засну сегодня… там на кухне столешница вдоль окна. А подоконник ниже столешницы, как открывается окно? ведь тумбы со встроенной раковиной не подвинешь.
Полагаю, там широкие подоконники, поэтому окна можно приоткрыть достаточно для того, чтобы помыть.