Советы по декору
Микротренды: Разномастные стулья
Как подружить их в интерьере и не превратить дом в лавку старьевщика
Уже много лет vintage look остается одним из самых популярных трендов как в моде, так и в дизайне интерьера. С реальным винтажем он связан ровно в той мере, в какой вы сами того хотите; винтажный флер ему придает легкая небрежность и расслабленность, намекающая на то, что вещи соединились в интерьере как бы сами собой. Кажется, что их не приобрели, а обрели, и с обретением каждой связана своя история, а роднит их исключительно ваш безупречный вкус.
В правильном винтажном интерьере соединяются вещи новые и старые, принадлежащие разным стилям и эстетическим полям. Дизайнеры очень любят говорить о феномене effortless chic, то есть непринужденного шика, как бы созданного походя, без особого труда. Но открою вам страшную тайну: на самом деле ключевое слово здесь «как бы». Стилисты и дизайнеры интерьеров изучили этот феномен под лупой и написали тома по методологии его создания. «Поверив алгеброй гармонию», они составили список правил и безотказных декораторских приемов, благодаря которым на выходе получится идеальный «спонтанный» интерьер, глядя на который ни за что не скажешь, что над ним трудилась команда декораторов, перетаскивая в поте лица шкафы и перекрашивая стены.
В правильном винтажном интерьере соединяются вещи новые и старые, принадлежащие разным стилям и эстетическим полям. Дизайнеры очень любят говорить о феномене effortless chic, то есть непринужденного шика, как бы созданного походя, без особого труда. Но открою вам страшную тайну: на самом деле ключевое слово здесь «как бы». Стилисты и дизайнеры интерьеров изучили этот феномен под лупой и написали тома по методологии его создания. «Поверив алгеброй гармонию», они составили список правил и безотказных декораторских приемов, благодаря которым на выходе получится идеальный «спонтанный» интерьер, глядя на который ни за что не скажешь, что над ним трудилась команда декораторов, перетаскивая в поте лица шкафы и перекрашивая стены.
1. Включите цвет!
Первый и самый простой принцип — выбрать стулья одной модели или формы, при этом разные по цвету. К примеру, берете любой приглянувшийся вам стул — не важно, будет он культовым дизайнерским или самым простым из сетевого магазина, — и покупаете нужное число экземпляров в разных цветах (в том числе можно брать и прозрачный). Такой прием отлично работает, если у интерьера нейтральная канва: стены спокойных тонов, светлый пол, однотонные шторы. На их фоне ватага разноцветных стульев смотрится даже не слишком рискованно.
Стулья: About A Chair 22 (AAC22), диз. Хее Веллинг (Hee Welling)
Первый и самый простой принцип — выбрать стулья одной модели или формы, при этом разные по цвету. К примеру, берете любой приглянувшийся вам стул — не важно, будет он культовым дизайнерским или самым простым из сетевого магазина, — и покупаете нужное число экземпляров в разных цветах (в том числе можно брать и прозрачный). Такой прием отлично работает, если у интерьера нейтральная канва: стены спокойных тонов, светлый пол, однотонные шторы. На их фоне ватага разноцветных стульев смотрится даже не слишком рискованно.
Стулья: About A Chair 22 (AAC22), диз. Хее Веллинг (Hee Welling)
Но все мы знаем, что правила придумывают для того, чтобы их нарушать: если на обоях в гостиной разворачиваются сцены жизни амазонских джунглей, а на шторах распускаются диковинные цветы, возьмите за основу несколько самых ярких оттенков из тех, что встречаются на пресловутых шторах или обоях, и подберите стулья им в тон. Таким образом, сочные тона выступят в роли нейтральных: войдя в резонанс с акцентными цветами, стулья не будут привлекать чрезмерное внимание и переигрывать главных действующих лиц.
Стулья: Masters Chair, диз. Филипп Старк и Евгений Квитлет (Philippe Starck and Eugeni Quitllet) для Kartell
Стулья: Masters Chair, диз. Филипп Старк и Евгений Квитлет (Philippe Starck and Eugeni Quitllet) для Kartell
Лично мне нравится вариант с цветными стульями «наоборот»: это когда в комплекте с однотонными стульями покупают несколько банок с мебельной эмалью. Помимо того, что такой проект не потребует особых затрат, в нем сможет поучаствовать вся семья — пусть каждый выберет цвет по душе и выкрасит в него свой личный стул. На фото стулья выкрашены целиком, но как вариант нижнюю треть ножек можно не окрашивать, оставив их натуральными, — в результате будет казаться, что стулья обмакнули в краску «цвета дерева». И весело, и концептуально.
2. Монохром
Второй принцип микширования разных стульев фактически зеркалит первый: берем за основу цвет, а модели выбираем любые. Хотя есть стулья, которые, при всей своей непохожести, будто бы созданы для того, чтобы встретиться вокруг одного обеденного стола. Знаковым стульям самых именитых дизайнеров XX-XXI века, безусловно, приятно общество друг друга, а в черном глянцевом финише они и вовсе кажутся двоюродными родственниками из одной большой семьи.
Стулья слева направо: New Panton Chair, диз. Вернер Пантон (Verner Panton) для Vitra; Chair_One, дизайн Константин Грчик (Constantic Grcic) для Magis; Masters Chair, диз. Филипп Старк и Евгений Квитлет (Philippe Starck and Eugeni Quitllet) для Kartell; Victoria Ghost Chair, диз. Филипп Старк (Philippe Starck) для Kartell; Bertoia Side Chair, диз. Гарри Бертойя (Harry Bertoia) для Knoll; Molded Plastic Dowel-Leg Side Chair (DSW), диз. Чарльз и Рэй Имз (Charles and Ray Eames) для Herman Miller
Второй принцип микширования разных стульев фактически зеркалит первый: берем за основу цвет, а модели выбираем любые. Хотя есть стулья, которые, при всей своей непохожести, будто бы созданы для того, чтобы встретиться вокруг одного обеденного стола. Знаковым стульям самых именитых дизайнеров XX-XXI века, безусловно, приятно общество друг друга, а в черном глянцевом финише они и вовсе кажутся двоюродными родственниками из одной большой семьи.
Стулья слева направо: New Panton Chair, диз. Вернер Пантон (Verner Panton) для Vitra; Chair_One, дизайн Константин Грчик (Constantic Grcic) для Magis; Masters Chair, диз. Филипп Старк и Евгений Квитлет (Philippe Starck and Eugeni Quitllet) для Kartell; Victoria Ghost Chair, диз. Филипп Старк (Philippe Starck) для Kartell; Bertoia Side Chair, диз. Гарри Бертойя (Harry Bertoia) для Knoll; Molded Plastic Dowel-Leg Side Chair (DSW), диз. Чарльз и Рэй Имз (Charles and Ray Eames) для Herman Miller
Группу стульев в столовой на этой картинке объединяет не только ярко-бирюзовый окрас, но и благородное происхождение. Все они изготовлены по дизайну знаменитого американского мебельщика середины прошлого века Пола МакКобба (Paul McCobb). МакКобб работал для небольших американских фабрик, и оригиналы его мебели стоят сейчас, пожалуй, даже больше, чем оригиналы его современников Имзов, да и ценятся знатоками ничуть не меньше. Обратите внимание: шесть стульев сопоставимого размера расставили вдоль длинных сторон стола, а кресла покрупнее — в торцах. Это классический прием, позволяющий зрительно уравновесить длинный стол, — возьмите его на заметку.
Стулья и кресла: Windsor, диз. Пол МакКобб (Paul McCobb) для Planner Group
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
10 самых известных стульев в истории и чем они знамениты
Стулья и кресла: Windsor, диз. Пол МакКобб (Paul McCobb) для Planner Group
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
10 самых известных стульев в истории и чем они знамениты
На первый взгляд эти четыре березовых стула кажутся наследством, доставшимся от шведской бабушки. Но это не совсем так: традиционные модели с решетчатой спинкой лишь напоминают своих антикварных предков. Когда дизайнер Лина Нордквист (Lina Norsqvist) предложила собственную трактовку традиционных шведских стульев, любимых ею за лаконичностью и минимальный расход древесины, ее проект так понравился музею современного искусства MOMA, что он предложил запустить гарнитур в серию. И этот сет, пожалуй, единственное исключение из правила о том, что в интерьере следует избегать сетов.
Стулья: Family Chairs, диз. Лина Нордквист (Lina Nordqvist) для Design House Stockholm
Стулья: Family Chairs, диз. Лина Нордквист (Lina Nordqvist) для Design House Stockholm
3. Стилевое единство
Еще одним (третьим) объединяющим признаком при подборе стульев может служить их стиль. Этот критерий гораздо более свободный и подчас трудно поддающийся определению, но тем интереснее задача. Стиль или образ, которым руководствовались дизайнеры данного интерьера, можно определить как «находки с блошиного рынка плюс пара новых стульев, чтобы не подумали, будто у нас совсем нет денег». Довольно грубые, но веселые стулья с металлическими ножками до боли напоминают списанную школьную мебель (на самом деле синий стул — культовый Result Chair датских дизайнеров Вима Ритвельда и Фризо Крамера, Wim Rietveld and Friso Kramer). Они будто соревнуются с художественно залитым краской столом, кто из них брутальнее. Зато два стула Имзов (заметьте, тоже с разными основаниями и разными вариантами сидений) тут же расставляют все на свои места. Такое решение можно считать образцовым vintage look, в котором всего в меру – старого, нового, яркого, спокойного и веселого.
Еще одним (третьим) объединяющим признаком при подборе стульев может служить их стиль. Этот критерий гораздо более свободный и подчас трудно поддающийся определению, но тем интереснее задача. Стиль или образ, которым руководствовались дизайнеры данного интерьера, можно определить как «находки с блошиного рынка плюс пара новых стульев, чтобы не подумали, будто у нас совсем нет денег». Довольно грубые, но веселые стулья с металлическими ножками до боли напоминают списанную школьную мебель (на самом деле синий стул — культовый Result Chair датских дизайнеров Вима Ритвельда и Фризо Крамера, Wim Rietveld and Friso Kramer). Они будто соревнуются с художественно залитым краской столом, кто из них брутальнее. Зато два стула Имзов (заметьте, тоже с разными основаниями и разными вариантами сидений) тут же расставляют все на свои места. Такое решение можно считать образцовым vintage look, в котором всего в меру – старого, нового, яркого, спокойного и веселого.
Обеденная зона в этом интерьере тоже решена по принципу единства стиля. Стулья из гнутой древесины с плетеными сиденьями и овальными спинками (их у нас принято называть венскими), ведут свою родословную от стульев Михаэля Тонета (Michael Thonet), запатентовавшего изготовление мебели из гнутой древесины в середине XIX века в Австрии. Эти стулья когда-то явно принадлежали к двум разными гарнитурам; к ним добавили пару грубых деревенских стульев с забавными сетчатыми сидениями — et voila! — вокруг простого обеденного стола они смотрятся, как родные.
Такие стулья были популярны и в России, поэтому их до сих пор можно найти на провинциальных барахолках, да и на иных подмосковных дачах. У них, как видите, большой интерьерный потенциал, так что не спешите от них избавляться.
Такие стулья были популярны и в России, поэтому их до сих пор можно найти на провинциальных барахолках, да и на иных подмосковных дачах. У них, как видите, большой интерьерный потенциал, так что не спешите от них избавляться.
Эту компанию разномастных стульев можно условно определить как «mid-century + modern mix». Mid-century modern — устоявшееся название стиля, главенствовавшего в мебельном, графическом, объектном дизайне и архитектуре Америки середины XX века. По-русски этот стиль чаще всего называют модернизм середины века (просьба не путать с модерном — русской версией югендштиля и ар нуво). Так вот, утилитарные и конструктивистские стулья родом из 50-х отлично сочетаются с современными, что наглядно демонстрирует данный пример.
Стулья: Wishbone, диз. Ханс Вегнер (Hans Wegner) для Carl Hansen; Molded Plywood Dining Chair (DCM), дизайн Чарльз и Рэй Имз, (Charles and Ray Eames) для Herman Miller; Bertoia Side Chair, диз. Гарри Бертойя (Harry Bertoia) для Knoll; Tom Vac Chair, диз. Рон Арад (Ron Arad) для Vitra
Стулья: Wishbone, диз. Ханс Вегнер (Hans Wegner) для Carl Hansen; Molded Plywood Dining Chair (DCM), дизайн Чарльз и Рэй Имз, (Charles and Ray Eames) для Herman Miller; Bertoia Side Chair, диз. Гарри Бертойя (Harry Bertoia) для Knoll; Tom Vac Chair, диз. Рон Арад (Ron Arad) для Vitra
4. Принцип парности
Набирая команду стульев, нет цели полностью избежать повторений. Чаще всего — в силу свойственной человеку любви к симметрии и особенностям дизайна обеденных столов — в столовую приходится покупать четное количество стульев, так что брать приглянувшиеся экземпляры парами вполне логично. Вот вам и четвертое правило! Пары, в свою очередь, могут сочетаться друг с другом, как душе угодно, или не сочетаться вовсе. Два черных и два белых стула вокруг небольшого обеденного стола — очевидное, хоть и немного шахматное решение. Положение спасают непохожие материалы: два стула из гнутой многослойной фанеры со скандинавским акцентом создают интересный контраст с черными креслами, обитыми тканью. Кстати, еще одна пара стульев — на случай большого количества гостей — вполне может оказаться ракладной!
Набирая команду стульев, нет цели полностью избежать повторений. Чаще всего — в силу свойственной человеку любви к симметрии и особенностям дизайна обеденных столов — в столовую приходится покупать четное количество стульев, так что брать приглянувшиеся экземпляры парами вполне логично. Вот вам и четвертое правило! Пары, в свою очередь, могут сочетаться друг с другом, как душе угодно, или не сочетаться вовсе. Два черных и два белых стула вокруг небольшого обеденного стола — очевидное, хоть и немного шахматное решение. Положение спасают непохожие материалы: два стула из гнутой многослойной фанеры со скандинавским акцентом создают интересный контраст с черными креслами, обитыми тканью. Кстати, еще одна пара стульев — на случай большого количества гостей — вполне может оказаться ракладной!
Интересный эффект получается, когда в интерьере сталкиваются идеологически полярные предметы мебели. Модные декораторы вообще любят добавлять в свои проекты объекты из другой стилистической системы координат: современную графику и футуристические кресла помещать в традиционную обстановку или, напротив, жеманные комоды в стиле рококо — в лофты с наливными бетонными полами. В пределах собственной кухни этого эффекта легко добиться, прикинув, какая мебель на ее фоне будет смотреться наиболее потусторонне — и купить именно это. В данном случае металлические и пластиковые футуристические стулья оказались идеальными антиподами для респектабельных и серьезных стульев с бархатной обивкой.
Стулья: Platner Lounge Chair, диз. Уоррен Платнер (Warren Platner) для Knoll; Tulip Chair, диз. Ээро Сааринен (Eero Saarinen) для Knoll
Стулья: Platner Lounge Chair, диз. Уоррен Платнер (Warren Platner) для Knoll; Tulip Chair, диз. Ээро Сааринен (Eero Saarinen) для Knoll
5. Ты один такой
Порой достаточно одного единственного предмета, чтобы сбить ненужный пафос и внести в интерьер живую игривую нотку. Для этого лучше выбирать что-то в буквальном смысле единственное и неповторимое — как этот авторский арт-стул, использованный Филиппом Старком в довольно спокойном интерьере апартаментов yoopune в Мумбае. Вот уж настоящий conversation piece! Такая вещь гарантированно обратит на себя внимание, вызовет вопросы и спровоцирует реакцию — неважно, положительную или отрицательную.
Порой достаточно одного единственного предмета, чтобы сбить ненужный пафос и внести в интерьер живую игривую нотку. Для этого лучше выбирать что-то в буквальном смысле единственное и неповторимое — как этот авторский арт-стул, использованный Филиппом Старком в довольно спокойном интерьере апартаментов yoopune в Мумбае. Вот уж настоящий conversation piece! Такая вещь гарантированно обратит на себя внимание, вызовет вопросы и спровоцирует реакцию — неважно, положительную или отрицательную.
Впрочем, покупать взамен традиционного функционального стула арт-объект, сопоставимый по цене с вашей квартирой, решительно нет надобности. В интерьере городской квартиры авангардными покажутся и деревенский сундук, и садовая скамейка. Последняя, кстати, отлично решает проблему нехватки посадочных мест в столовой: там, где на стульях усядутся трое, на скамье комфортно разместятся все пятеро.
На роль акцентного отлично подойдет стул с ярко выраженными этническими чертами. В данном случае дизайнер выбрал марокканский клисмос, инкрустированный верблюжьей костью. Эти традиционные для Марокко и Сирии стулья много веков назад были созданы под влиянияем формы традиционного греческого стула с изогнутыми серповидными ножками. В интерьере столовой такой стул смотрится ни дать ни взять троном — ну, а гость, которому он достанется, и подавно почувствует себя коронованной особой!
Чтобы разные стулья «подружились», а эффект от их дружбы был больше простой суммы ее составляющих, нужно понять, по какому принципу вы будете их собирать. А принципов этих не так много — буквально пять.
Стулья: Molded Plastic Dowel-Leg Side Chair (DSW), диз. Чарльз и Рэй Имзы (Charles and Ray Eames) для Herman Miller