Советы по декору
Куда движется дизайн: Три глобальных тенденции Maison&Objet
Концептуальные идеи и новейшие технологии — будущее, которое станет «настоящим» уже завтра
С международных дизайнерских выставок многие стараются привезти побольше модных новинок, образцов, полезных контактов. Тогда как внимательное исследование такой, например, исхоженной вдоль и поперек выставки-ярмарки, как Maison&Objet, дает не меньше пищи для ума, чем конкретной пользы.
В частности, мне кажутся незаслуженно обойденными вниманием прессы и самих российских дизайнеров инсталляции главных французских трендсеттеров Франсуа Бернара (Francois Bernard), Элизабет Лериш (Elizabeth Leriche) и Винсента Грегуара (Vincent Gregoire), которые проводятся в рамках каждой выставочной сессии уже много лет. Например, в январе 2015 года общей темой их инсталляций стало «делание» — MAKE, в противоположность мечтам, идеям или фантазиям, с которыми часто имеет дело дизайн. Тема была реализована в трех направлениях: Nature Made, Human Made и Тechno Made. То есть на повестку дня трендсеттеры вынесли созидательность и спонтанность природы, гениальность человеческого разума и человеческих рук и технологические прорывы.
В частности, мне кажутся незаслуженно обойденными вниманием прессы и самих российских дизайнеров инсталляции главных французских трендсеттеров Франсуа Бернара (Francois Bernard), Элизабет Лериш (Elizabeth Leriche) и Винсента Грегуара (Vincent Gregoire), которые проводятся в рамках каждой выставочной сессии уже много лет. Например, в январе 2015 года общей темой их инсталляций стало «делание» — MAKE, в противоположность мечтам, идеям или фантазиям, с которыми часто имеет дело дизайн. Тема была реализована в трех направлениях: Nature Made, Human Made и Тechno Made. То есть на повестку дня трендсеттеры вынесли созидательность и спонтанность природы, гениальность человеческого разума и человеческих рук и технологические прорывы.
Так, дизайнер Эрик Кларенбек (Eric Klarenbeek) превратил органическую пыль в клейстер и при помощи мицелия гриба создал кресло из измельченных органических отходов. Ему удалось направить движение мицелия таким образом, чтобы в результате возник предмет оригинальной формы, продиктованной ничем иным, кроме как самой природой.
В лампах из серии Atmos использованы разные состояния воды: лед, пар, конденсат на стенках стеклянного сосуда — так их автор, Артуро Эрбсман (Arturo Erbsman), философствует на тему человеческого стремления к постоянному обновлению, переменам, ожиданию чудесных метаморфоз.
Phytofiller Project итальянской Studio Dossofiorito (Ливия Росси и Джанлука Джабардо, Livia Rossi, Gianluca Giabardo) — это серия терракотовых цветочных горшков со встроенными дополнительными устройствами, которые разнообразят и обогащают взаимодействие человека и растения в горшке.
Это и зеркало, которое дает всесторонний обзор и позволяет видеть цветок во всей его красе.
И увеличительные стекла, через которые можно увидеть скрытую красоту листьев; и небольшие перголы или решетки, которые создают с цветком новую композицию.
Проект Broken Butterflies голландки Анне Тен Донкелар (Anne Ten Donkelaar) — это превращение остатков крыльев бабочек в необычные предметы декора.
Превращение происходит, например, с помощью акварельной живописи.
Также используются вышивка, аппликация, техника коллажа и добавление деталей из керамики и металла.
2. Human Made
Это направление видит в человеческой руке прежде всего инструмент разума, инструмент мозга. Именно головой и в голове создается роскошь в современном понимании. Отвергая промышленное производство, дизайнеры становятся новыми ремесленниками. Они придумывают и реализуют уникальные ноу-хау, создавая объекты, освобожденные от оков нормы.
Авторы рукотворных изделий берут традиционные техники работы с кожей или керамикой, с деревом или тканью, и, например, умело комбинируют их в одном изделии. «Материал — это алфавит; ремесло, умение делать что-то руками — это грамматика. При их помощи нео-ремесленники “пишут” чувственные раритеты. Радикальная особенность этих творений выходит за пределы функциональности. Искусство изготовления освобождает сам объект от мирского существования, тем самым позволяя ему оставить след во времени», — так поэтично выражена основная идея направления.
Частью инсталляции Human Made была настоящая керамическая мастерская, где Эрик Ландон (Eric Landon) из копенгагенской студии Tortus в режиме онлайн доказывал публике, что сделать простой керамический горшок — это творчество, импровизация и поэзия.
Это направление видит в человеческой руке прежде всего инструмент разума, инструмент мозга. Именно головой и в голове создается роскошь в современном понимании. Отвергая промышленное производство, дизайнеры становятся новыми ремесленниками. Они придумывают и реализуют уникальные ноу-хау, создавая объекты, освобожденные от оков нормы.
Авторы рукотворных изделий берут традиционные техники работы с кожей или керамикой, с деревом или тканью, и, например, умело комбинируют их в одном изделии. «Материал — это алфавит; ремесло, умение делать что-то руками — это грамматика. При их помощи нео-ремесленники “пишут” чувственные раритеты. Радикальная особенность этих творений выходит за пределы функциональности. Искусство изготовления освобождает сам объект от мирского существования, тем самым позволяя ему оставить след во времени», — так поэтично выражена основная идея направления.
Частью инсталляции Human Made была настоящая керамическая мастерская, где Эрик Ландон (Eric Landon) из копенгагенской студии Tortus в режиме онлайн доказывал публике, что сделать простой керамический горшок — это творчество, импровизация и поэзия.
Стол и табурет из серии Stitch («Стежок») японского дизайнера Акико Кувахаты (Akiko Kuwahata), работающего в Дании, изготовлены из фанеры и прошиты нитками. Идея навеяна старыми, но идеально сделанными пяльцами для вышивания, которые Кувахата нашел у себя в Японии.
Голландский дизайнер Лекс Потт (Lex Pott) предлагает использовать в интерьере металлические панели, яркий окрас которых получен посредством взаимодействия разных металлов и солей.
Незавершенность запечатлена и в работе студентки ECAL Серайны Ларейды (Seraina Lareida): ее ковер Metamorphosis, сверху сотканный из тонкой пряжи высокого качества, внизу превращается в необработанную шерсть. Тем самым въяве демонстрируя эволюцию ручного труда и материала во времени.
Другой ковер — Migration дизайна студии Formafantasma и производства компании Nodus — использует старинную португальскую технику вышитых ковров, а изображает вспорхнувших птиц, отсылая нас к работам орнитолога-классификатора XIX века Джона Джеймса Одубона.
Довести до совершенства мраморные вазы-полуфабрикаты Introverso дизайнера Паоло Улиана (Paolo Ulian) может каждый — закончить образ можно, просто воспользовавшись молотком.
3. Направление Тechno Made
Смело называет машины равноправной частью человеческого мира. В глазах его приверженцев дизайнер будущего одет в халат инженера. Технологические инновации, по их мнению, обогащают понятия моды и дизайна, обновляя даже способы выражения человеческих чувств, ощущения красоты и доброты.
«Машины, подключенные к цифровой среде, облегчают нашу жизнь, создают новые алгоритмы современного комфорта и улучшают наши отношения с миром, укрепляют наше благополучие и хорошее самочувствие, а также делают нас более автономными», — утверждают адепты супертехнологичного направления.
Смело называет машины равноправной частью человеческого мира. В глазах его приверженцев дизайнер будущего одет в халат инженера. Технологические инновации, по их мнению, обогащают понятия моды и дизайна, обновляя даже способы выражения человеческих чувств, ощущения красоты и доброты.
«Машины, подключенные к цифровой среде, облегчают нашу жизнь, создают новые алгоритмы современного комфорта и улучшают наши отношения с миром, укрепляют наше благополучие и хорошее самочувствие, а также делают нас более автономными», — утверждают адепты супертехнологичного направления.
Безусловно, самое революционное изобретение начала ХХI века — это 3D-печать, позволяющая создавать индивидуальные серийные предметы.
Drawn furniture — это мебель и вазы, спроектированные Самуэлем Жавеллем (Samuel Javelle) как модели для самостоятельного творчества их будущих владельцев: модель может быть видоизменена и персонифицирована непосредственно перед началом печати.
Drawn furniture — это мебель и вазы, спроектированные Самуэлем Жавеллем (Samuel Javelle) как модели для самостоятельного творчества их будущих владельцев: модель может быть видоизменена и персонифицирована непосредственно перед началом печати.
Напечатать можно даже индивидуально разработанные внутренние перегородки для будущих помещений, которые потом собираются прямо на месте. Система называется Carte blanche, материал — бетон, разработана Франсуа Бруменом и Соней Логье (Francois Brument, Sonia Laugier) из студии In-flexions, изготавливается в сотрудничестве с компанией Voxeliet, Германия.
Напечатанная на 3D-принтере звуковая скульптура Power of love в виде пламени (дизайн Матье Леаннера, Mathieu Lehanneur, в сотрудничестве с Франсуа Бруменом) с двумя парами наушников — символ влюбленной пары, объединяемой жаром своих чувств. И инструмент-игрушка, с помощью которого пара, надевая наушники, начинает свою историю любви.
Противовес наскучившей серой офисной технике — яркий компьютер Kubb со стороной около 12 см, выполненный в разных цветах. Представляет собой системный блок, который совместим с любыми экранами, клавиатурами, мышью и прочей периферией.
Thermomix от Vorwerk — это мультиварка, занимающая площадь листа А4 и способная заменить целую кухню со всеми ее дивайсами. Она умеет взвешивать, блендировать, размешивать, измельчать, молоть, замешивать, взбивать, помешивать, эмульгировать, готовить на пару, варить и нагревать до определенной температуры. И уже производится.
Моноколесо Solowheel — одноколесное самобалансирующееся персональное транспортное средство, работающее на электричестве. Одной зарядки хватает для передвижения на дистанции от 10 до 25 километров. Такие транспортные средства уже ездят и по Москве.
Идея Nature Made объединяет в себе новое поколение объектов, рожденных путем экспериментов, мутаций, естественных биологических процессов. Их создают этакие дизайнеры-ученые в белых халатах. Новые объекты изготавливают либо путем имитации природных процессов, либо используя шаблоны развития живых существ, воссоздающие их магию и спонтанность изменений.
«Ученые, художники и дизайнеры вызывают Дух Природы и забавляются с ним по своим законам, подобно маленьким волшебникам. Полагаясь на волю случая, эти био-чародеи осуществляют эксперименты и мутации и создают настоящие чудеса. Так и рождаются пленительные творения, предвещающие новое поколение объектов», — вот манифест нового типа криэйторов.