Архитектура: Арата Исодзаки — лауреат Притцкеровской премии 2019
60 лет практики, более сотни реализованных объектов... и главная для любого архитектора награда
Арата Исодзаки получил самую престижную в мире архитектуры награду — Притцкеровскую премию 2019 года. 87-летний японский архитектор создает впечатляющие здания по всему миру, он использует местные методы строительства, тактично вписывает постройки в участок и контекст места, уделяя особое внимание деталям.
Музей современного искусства (1981–1986), Лос-Анджелес, США. Фото Ясухиро Исимото
Для Исодзаки всегда было важным развитие международных отношений, которые способствовали диалогу Японии с остальным миром. «Создавая собственную практику в 1960-х годах, Исодзаки стал первым японским архитектором, установившим глубокие и длительные отношения между Востоком и Западом», — отметило жюри Притцкера. Первый международный проект Исодзаки — Музей современного искусства в Лос-Анджелесе — вывел японского архитектора на мировую арену.
Для Исодзаки всегда было важным развитие международных отношений, которые способствовали диалогу Японии с остальным миром. «Создавая собственную практику в 1960-х годах, Исодзаки стал первым японским архитектором, установившим глубокие и длительные отношения между Востоком и Западом», — отметило жюри Притцкера. Первый международный проект Исодзаки — Музей современного искусства в Лос-Анджелесе — вывел японского архитектора на мировую арену.
Музей современного искусства. Фото Ясухиро Исимото
Арата Исодзаки родился в городке Оита на острове Кюсю в 1931 году. Его юность прошла в то время, когда Япония была в руинах после войны. «Когда я был достаточно взрослым, чтобы начать понимать мир, мой родной город сгорел. На другой стороне залива на Хиросиму сбросили атомную бомбу, поэтому я вырос практически на пустыре. Место, где я жил, было в руинах, не было ни архитектуры, ни зданий, ни самого города. Меня окружали только казармы и укрытия. Мой первый опыт в архитектуре был её отсутствием, и я задумался, как люди могут восстановить свои дома и города».
Исодзаки рано добился успеха на родине во время восстановления Японии после войны, он много путешествовал. «Я хотел увидеть мир собственными глазами, поэтому путешествовал по всему миру по крайней мере 10 раз, прежде чем мне исполнилось 30 лет. Мне хотелось почувствовать жизнь людей в разных местах, побывать в Японии, в исламском мире, в горных деревнях Китая, в Юго-Восточной Азии и в крупных городах США. Я пытался найти возможности, чтобы путешествовать и продолжал задаваться вопросом: “что такое архитектура?”».
Арата Исодзаки родился в городке Оита на острове Кюсю в 1931 году. Его юность прошла в то время, когда Япония была в руинах после войны. «Когда я был достаточно взрослым, чтобы начать понимать мир, мой родной город сгорел. На другой стороне залива на Хиросиму сбросили атомную бомбу, поэтому я вырос практически на пустыре. Место, где я жил, было в руинах, не было ни архитектуры, ни зданий, ни самого города. Меня окружали только казармы и укрытия. Мой первый опыт в архитектуре был её отсутствием, и я задумался, как люди могут восстановить свои дома и города».
Исодзаки рано добился успеха на родине во время восстановления Японии после войны, он много путешествовал. «Я хотел увидеть мир собственными глазами, поэтому путешествовал по всему миру по крайней мере 10 раз, прежде чем мне исполнилось 30 лет. Мне хотелось почувствовать жизнь людей в разных местах, побывать в Японии, в исламском мире, в горных деревнях Китая, в Юго-Восточной Азии и в крупных городах США. Я пытался найти возможности, чтобы путешествовать и продолжал задаваться вопросом: “что такое архитектура?”».
Библиотека префектуры Оита (1962–1966), Япония. Фото Ясухиро Исимото
В 1954 году Исодзаки окончил архитектурное отделение инженерного факультета Токийского университета и начал свою карьеру в мастерской лауреата Притцкеровской премии 1987 года Кензо Танге. В 1963 году молодой архитектор основал собственное бюро Arata Isozaki & Associates, в то время Япония еще не оправилась от политических и экономических последствий войны. И одним из первых собственных проектов стало восстановление библиотеки в своем родном городе (1962–1966).
Арата Исодзаки создавал проекты и в других частях Японии, например, Музей современного искусства префектуры Гунма (1971–1974) , павильон Festival Plaza для Экспо ’70 в Осаке (1966–1970). «Я не мог остановиться на одном стиле. Как ни парадоксально, это стало моим собственным стилем», — отметил Арата Исодзаки в ответной речи Притцкеровскому жюри.
В 1954 году Исодзаки окончил архитектурное отделение инженерного факультета Токийского университета и начал свою карьеру в мастерской лауреата Притцкеровской премии 1987 года Кензо Танге. В 1963 году молодой архитектор основал собственное бюро Arata Isozaki & Associates, в то время Япония еще не оправилась от политических и экономических последствий войны. И одним из первых собственных проектов стало восстановление библиотеки в своем родном городе (1962–1966).
Арата Исодзаки создавал проекты и в других частях Японии, например, Музей современного искусства префектуры Гунма (1971–1974) , павильон Festival Plaza для Экспо ’70 в Осаке (1966–1970). «Я не мог остановиться на одном стиле. Как ни парадоксально, это стало моим собственным стилем», — отметил Арата Исодзаки в ответной речи Притцкеровскому жюри.
Библиотека префектуры Оита, Япония. Фото Ясухиро Исимото
«Исодзаки — первопроходец в понимании того, что потребность в архитектуре определяется как глобальным, так и локальным контекстом; и эти две силы — часть одной задачи, — отмечает Стивен Брейер, председатель жюри премии. — В течение многих лет он пытался сделать так, чтобы регионы с давними архитектурными традициями распространяли эти традиции, одновременно учась у остального мира».
«Исодзаки — первопроходец в понимании того, что потребность в архитектуре определяется как глобальным, так и локальным контекстом; и эти две силы — часть одной задачи, — отмечает Стивен Брейер, председатель жюри премии. — В течение многих лет он пытался сделать так, чтобы регионы с давними архитектурными традициями распространяли эти традиции, одновременно учась у остального мира».
Арата Исодзаки и американский художник Джаспер Джонс. Фото Шигео Андзаи
«Моя концепция архитектуры в том, что она невидима. Она нематериальна. Но я верю, что это можно почувствовать», — отметил Исодзаки в интервью The New York Times. Церемония вручения Притцкеровской премии пройдет в мае 2019 года в Париже, где Арата Исодзаки проведет публичную лекцию.
Больше работ Араты Исодзаки на фото ниже:
«Моя концепция архитектуры в том, что она невидима. Она нематериальна. Но я верю, что это можно почувствовать», — отметил Исодзаки в интервью The New York Times. Церемония вручения Притцкеровской премии пройдет в мае 2019 года в Париже, где Арата Исодзаки проведет публичную лекцию.
Больше работ Араты Исодзаки на фото ниже:
В дополнение к «глубоким познаниям в истории архитектуры и теории» жюри Притцкеровской премии заявило, что Арата Исодзаки — художник, предпочитающий поиск новых идей: «В своем поиске осмысленной архитектуры он создал здания высокого качества, которые по сей день не поддаются категоризации и отражают постоянную эволюцию архитектора».
Японская концепция пространства «ма» (она заключается в возможности абстрагироваться от всего лишнего, чтобы привести в порядок мысли и разобраться с недопониманием) в значительной степени отражается в проектах Исодзаки. «Как и вселенная, архитектура возникает из ничего, становится чем-то, и в конечном итоге снова становится ничем», — сказал Исодзаки в интервью The New York Times, узнав, что он получил награду. «Этот жизненный цикл от рождения до смерти — процесс, который я хочу продемонстрировать».