Книги для вдохновения
Три главных мэтра 1970-х годов и где почитать об их творчестве
Дэвид Хикс, Пьер Полен, Франсуа Катру
На вебинаре, который я читала по стилю 1970-х, слушатели активно интересовались книгами про мэтров дизайна. Дело в том, что «правильная» литература на русский язык не переводилась, и сразу вспомнить названия монографий в процессе лекции я не могла. Потому, как и обещала, публикую эту информацию в статье.
От редакции: Полная запись вебинара по стилю 1970-х рассылаться не будет. Но в конце статьи вы найдете полезные ссылки и фрагмент видео с лекции Ольги Косыревой
От редакции: Полная запись вебинара по стилю 1970-х рассылаться не будет. Но в конце статьи вы найдете полезные ссылки и фрагмент видео с лекции Ольги Косыревой
Дэвид Хикс заставил мир забыть о цветах как о декоре, притом что английские интерьеры и английский традиционный декор — это шинц, это розы, пионы, левкои и т.д. Про него даже в некрологе написали, что он «убийца флористического орнамента». В его интерьерах при всем буйстве фантазии, их нарядности и высокой декоративности — не было цветов. Все цветы он заменил геометрическими паттернами.
Дэвид Хикс внес в дорогой интерьер оп-артовые орнаменты, диагональные рисунки, построенные на ромбах, зигзагах, призмах. И такой орнамент теперь стал приметой не только его фирменного стиля, но и интерьеров 70-х годов в целом.
Дэвид Хикс внес в дорогой интерьер оп-артовые орнаменты, диагональные рисунки, построенные на ромбах, зигзагах, призмах. И такой орнамент теперь стал приметой не только его фирменного стиля, но и интерьеров 70-х годов в целом.
Фото с сайта: ashleyhicks.com
Чем известен
Хикс всегда соединял авангардные вещи своего времени (например, сделанные из пластика и вещи обтекаемых форм, которые мы сейчас могли бы назвать футуристичными или космическими) с традиционной мебелью в традиционных английских стилях, настоящим антиквариатом XVIII–XIX веков.
Хикс говорил: «Мой самый большой вклад в интерьерный дизайн заключается в том, что я показал людям, как использовать смелые цветовые сочетания, орнаментальные ковры, как правильно освещать комнату и как соединять старые и современные вещи». Этим он и остался в памяти потомков.
Чем известен
Хикс всегда соединял авангардные вещи своего времени (например, сделанные из пластика и вещи обтекаемых форм, которые мы сейчас могли бы назвать футуристичными или космическими) с традиционной мебелью в традиционных английских стилях, настоящим антиквариатом XVIII–XIX веков.
Хикс говорил: «Мой самый большой вклад в интерьерный дизайн заключается в том, что я показал людям, как использовать смелые цветовые сочетания, орнаментальные ковры, как правильно освещать комнату и как соединять старые и современные вещи». Этим он и остался в памяти потомков.
Можно ли сейчас купить ткани и обои, которые придумывал и использовал дизайнер Дэвид Хикс? Да, его знают как автора одного из самых узнаваемых обойных орнаментов — гексагонов от британского производителя Cole&Son (на фото).
Также большая коллекция обоев, тканей и керамической плитки его дизайна выпускается его сыном — Эшли Хиксом. На сайте ashleyhicks.com можно посмотреть больше архивных съемок интерьеров.
Также большая коллекция обоев, тканей и керамической плитки его дизайна выпускается его сыном — Эшли Хиксом. На сайте ashleyhicks.com можно посмотреть больше архивных съемок интерьеров.
Приемы и орнаменты Дэвида Хикса актуальны как никогда, и современные дизайнеры интерьера и декораторы на Западе вовсю их используют.
Что почитать о Дэвиде Хиксе
Конечно, я бы посоветовала две его собственные книги, но они невероятно дороги (потому что это первоисточники):
Что почитать о Дэвиде Хиксе
Конечно, я бы посоветовала две его собственные книги, но они невероятно дороги (потому что это первоисточники):
- David Hicks on living with taste, Leslie Frewin, 1968.
- Living with Design by David Hicks (Littlehampton Book Services Ltd., 1979).
- David Hicks: A Life of Design, by Ashley Hicks (Author), Rizzoli, 2009.
- David Hicks Scrapbooks, by Ashley Hicks (Author), Vendome Press, 2017.
Для президентского проекта, который разрабатывался три года, с 1969-го по 1972-й, Полен придумал полностью всю обстановку, панели, подсветку и целую коллекцию мебели: диваны и кресла были выполнены из формованного пенополиуретана и обтянуты чехлами из эластичной ткани. Благодаря новаторскому решению мебель получила неведомую для того времени свободу форм. Обстановка от дизайнера Пьера Полена была настолько революционной, что Валери Жискар Д’Эстен, сменивший Жоржа Помпиду на посту президента, сразу после выборов удалил ее из апартаментов.
Чем известен потомкам
Прежде всего — коллекциями диванов и кресел для компании Artifort (на фото), которые до сих пор активно переиздаются. Полен активно осваивал новые материалы: полиэстер, латекс, ресопал (первый слоистый ламинат высокого давления). В его работах для голландской компании Artifort, которые он создавал с 1958 по 1975 год, проявился его характерный стиль — плавный, тягучий.
Сидения Mashroom, Butterfly, Tongue, Ribbon были сделаны из резиновой пены на металлическом каркасе и обтянуты эластичным джерси. Они идеально соответствовали желаниям молодежи: лежать, а не сидеть, расслабляться, а не напрягаться. Неудивительно, что изделия быстро стали культовыми.
Прежде всего — коллекциями диванов и кресел для компании Artifort (на фото), которые до сих пор активно переиздаются. Полен активно осваивал новые материалы: полиэстер, латекс, ресопал (первый слоистый ламинат высокого давления). В его работах для голландской компании Artifort, которые он создавал с 1958 по 1975 год, проявился его характерный стиль — плавный, тягучий.
Сидения Mashroom, Butterfly, Tongue, Ribbon были сделаны из резиновой пены на металлическом каркасе и обтянуты эластичным джерси. Они идеально соответствовали желаниям молодежи: лежать, а не сидеть, расслабляться, а не напрягаться. Неудивительно, что изделия быстро стали культовыми.
Также вещи Пьера Полена выпускает компания Ligne Roset: это кресла, диваны, небольшие сидения, стеллажи, стулья, табуреты, письменные столы. Модельер Николя Гескьер говорит: «Если ты видишь эти вещи, ты больше не можешь забыть о них».
На фото: стеллаж Élysée, 1971, Demisch Danant Gallery. Точно такой стоит в библиотеке Елисейского дворца
Сейчас от работ Полена тех лет в восторге коллекционеры, среди которых очень много людей из мира моды. За право считаться его «первооткрывателями» соперничали Николя Гескьер из Louis Vuitton и Аззедин Алайя. Ранние творения дизайнера собирает Кристиан Лакруа. Алайя обставил оригинальными предметами Полена свой бутик на rue de Marignan в Париже и парижские апартаменты, которые используются как отель под его собственным брендом. По инициативе Louis Vuitton были изготовлены знаковые вещи Полена 1970–1980 годов, и в Майами в декабре 2014-го прошла его персональная выставка Playing with shapes — «Играя с формами» (смотрите видео ниже).
Сейчас от работ Полена тех лет в восторге коллекционеры, среди которых очень много людей из мира моды. За право считаться его «первооткрывателями» соперничали Николя Гескьер из Louis Vuitton и Аззедин Алайя. Ранние творения дизайнера собирает Кристиан Лакруа. Алайя обставил оригинальными предметами Полена свой бутик на rue de Marignan в Париже и парижские апартаменты, которые используются как отель под его собственным брендом. По инициативе Louis Vuitton были изготовлены знаковые вещи Полена 1970–1980 годов, и в Майами в декабре 2014-го прошла его персональная выставка Playing with shapes — «Играя с формами» (смотрите видео ниже).
Что почитать про Пьера Полена
Книжка про Полена, которую я лично читала и могу советовать — к сожалению, уже винтажная и потому дорогая:
Книжка про Полена, которую я лично читала и могу советовать — к сожалению, уже винтажная и потому дорогая:
- Pierre Paulin: Designer, by Barry Bergdoll, Andrea Branzi, Nadine Descendre, Catherine Geel, Claire Leymonerie &Constance Rubini Anne Bony, Archibooks, 2008
- Pierre Paulin: Life and Work, by Nadine Descendre and Jean-Jacques Aillagon, Scriptum, 2016
3. Франсуа Катру — живая легенда
Ему уже за 80, и в течение почти 50 лет он создает интерьеры.
Внук генерала — соратника Де Голля и посла Франции в СССР в 1945–1948 годах, которому однозначно светила политическая или военная карьера. Но он выбрал работу корреспондентом французского модного журнала Elle в Нью-Йорке и вошел в круг тамошней богемы.
В Нью-Йорке он подружился со знаменитым декоратором того времени Билли Болдуином, знаковой фигурой мира дизайна ХХ века, и архитектором, притцкеровским лауреатом Филиппом Джонсоном, учеником Мис ван дер Роэ и автором знаменитого стеклянного дома.
Вернувшись в Париж, женился на модели Бетти Сэнт, полубразильянке-полуамериканке, манекенщице Chanel, музе Ива Сен-Лорана.
Ему уже за 80, и в течение почти 50 лет он создает интерьеры.
Внук генерала — соратника Де Голля и посла Франции в СССР в 1945–1948 годах, которому однозначно светила политическая или военная карьера. Но он выбрал работу корреспондентом французского модного журнала Elle в Нью-Йорке и вошел в круг тамошней богемы.
В Нью-Йорке он подружился со знаменитым декоратором того времени Билли Болдуином, знаковой фигурой мира дизайна ХХ века, и архитектором, притцкеровским лауреатом Филиппом Джонсоном, учеником Мис ван дер Роэ и автором знаменитого стеклянного дома.
Вернувшись в Париж, женился на модели Бетти Сэнт, полубразильянке-полуамериканке, манекенщице Chanel, музе Ива Сен-Лорана.
Бетти и дизайнер Франсуа Катру в их парижской квартире в 1970 году. Интерьер снят знаменитым фотографом Horst P. Horst для Vogue,1970
Вскоре после женитьбы Катру смело задекорировал свое новое жилье. После чего получил свой первый заказ от итальянского модельера Милы Шон, попросившей оформить ее апартаменты в Милане. С этого двойного успеха в конце 60-х и началась профессиональная карьера дизайнера.
Вскоре после женитьбы Катру смело задекорировал свое новое жилье. После чего получил свой первый заказ от итальянского модельера Милы Шон, попросившей оформить ее апартаменты в Милане. С этого двойного успеха в конце 60-х и началась профессиональная карьера дизайнера.
Тогда во взрослую жизнь вступило поколение бэби-бумеров, повзрослевших детей, родившихся в благополучные и спокойные годы после окончания Второй мировой войны. Они были новыми людьми, не знавшими тягот войны и экономических сложностей. Пока они росли, у их родителей не было безработицы, а мир находился в стадии постоянного экономического роста. Они были свободными, они были раскрепощенными, они не привыкли нуждаться и экономить. В мире интерьеров больше никто не говорил о функциональности — все думали о гедонизме. Как было сказано в одной из статей о том времени: «Каждый жаждал приобрести что-то как можно менее функциональное и как можно более эффектное».
Квартира Бетти и Франсуа Катру (на фото), в 1970-м опубликованная во французском Vogue, разрывала все шаблоны. В ней соседствовали волнистые диваны и прямоугольные столики, листовая нержавейка и пластиковые кресла, африканские идолы и авангардные скульптуры, пальмы и картины классика оп-арта Вазарелли.
Чем известен потомкам
Катру, несомненно, новатор, и его подход к интерьерам очень современен. Он умеет гениально смешивать: взять стены и потолки с лепниной, добавить в них немного ар деко, повесить люстру из рогов или сделать розовый неоновый свет, которые в его проектах не выглядят китчем, разбавить все это зеркалами — и получить на выходе нечто, возможное только у него, только в его голове и глазах.
Что почитать про Франсуа Катру
Francois Catroux, by David Netto, Diane von Furstenberg (foreword), Rizzoli International, 2016
Катру, несомненно, новатор, и его подход к интерьерам очень современен. Он умеет гениально смешивать: взять стены и потолки с лепниной, добавить в них немного ар деко, повесить люстру из рогов или сделать розовый неоновый свет, которые в его проектах не выглядят китчем, разбавить все это зеркалами — и получить на выходе нечто, возможное только у него, только в его голове и глазах.
Что почитать про Франсуа Катру
Francois Catroux, by David Netto, Diane von Furstenberg (foreword), Rizzoli International, 2016
На фото: здесь и выше — интерьеры авторства Франсуа Катру, опубликованные в журнале Homes&Gardens
_________________________
ПО ТЕМЕ…
Публикации о дизайне интерьера 1970-х годов в блоге «Дизайн-Лектория»:
_________________________
ПО ТЕМЕ…
Публикации о дизайне интерьера 1970-х годов в блоге «Дизайн-Лектория»:
Один из главных, один из самых известных дизайнеров эпохи 1970-х. Человек, который, без преувеличения, революционировал британский интерьерный стиль. Через свою жену — леди Памелу Мунтбаттен, прапраправнучку королевы Виктории — он был вхож в самые высокие, аристократические круги британского общества. И использовал свое положение на полную катушку: наполнял дома своих аристократических клиентов энергичными красками, орнаментами, блеском, контрастирующими суперсовременными и антикварными предметами.