В гостях (обжитые интерьеры)
В гостях: Дом художника в деревне Грязь
В этом доме современная архитектура и лаконичный дизайн соединились с очарованием ретро-вещей и живописи хозяина
Объявление о продаже участка в подмосковной деревне Грязь художник Дмитрий Холкин увидел случайно и вскоре, очарованный местным колоритом, решительно оставил мегаполис. В современном доме, построенном при активном участии хозяина, Дмитрий не только живет со своей семьей, но и пишет картины: «Свой новый дом я называю памятником тщеславию, он же — мой центр вселенной, — рассказывает владелец. — Здесь сосредоточено все, что мне дорого: семья и работа».
Поселиться вдали от Москвы художник Дмитрий Холкин решил давно, но ждал подходящего момента и выбирал свое место. «Мне ближе жизнь на природе, а необходимости каждый день ездить в Москву сейчас нет, — рассказывает владелец. — Сюда, в Грязь, часто приезжают мои друзья и ученики, с которыми мы пишем этюды». Впрочем, до города отсюда можно добраться на машине за полчаса; а на участке слышен тонкий звон ручья — этот баланс, как и настроение места, стал определяющим фактором при выборе.
В распоряжении Дмитрия оказались старый хозяйский дом, несколько подсобных построек и участок со сложным рельефом: перепад высоты составляет около семи метров. Искать оптимальные ландшафтные и архитектурные решения владелец решил сам, тем более что много лет сотрудничал с архитектором Павлом Владышевским.
«По прошествии времени стало понятно, что я сделал несколько ошибок, — рассказывает владелец.— Заказчикам мы строили дома на плоскости — это было значительно проще. Впрочем, оправдываю себя тем, что я — художник».
«По прошествии времени стало понятно, что я сделал несколько ошибок, — рассказывает владелец.— Заказчикам мы строили дома на плоскости — это было значительно проще. Впрочем, оправдываю себя тем, что я — художник».
Чтобы вписать новый дом в существующий ландшафт, Дмитрий серьезно преобразовал участок. Впрочем, некоторые из прежних построек сохранились. «Перед вами — самая дорогая поленница в мире, — объясняет владелец, — в первый же год после покупки короед уничтожил старые деревья на участке, и их пришлось срубить».
Старая деревянная лодка досталась художнику от друга-коллекционера из Вышнего Волочка. «Можно сказать, я поставил корабль на прикол в этой тихой гавани, — метафорически отмечает хозяин, — правда, пока здесь не хватает якоря — но только потому, что никак не удается его довезти». Чтобы поддержать образ, у лодки специально положили средиземноморские кораллы и камни с Черного и Азовского морей.
Дом ориентирован таким образом, чтобы максимально использовать солнечный свет — особенно в мастерской с большими окнами, где Дмитрий Холкин пишет свои работы. От главного входа начинается коридор-прихожая, разделяющий дом на две условные части: жилую и рабочую. Впрочем, в обоих пространствах история и современность связаны через предметы со смыслом, которые владельцы выбирают с присущим им художественным вкусом и уважением к прошлому.
Из просторного холла, выложенного шахматной плиткой, можно попасть в любую из комнат дома, а у каждого аксессуара в интерьере есть биография. «Камера на стене в холле — мой первый фотоаппарат “Зоркий С”, — рассказывает Дмитрий. — Слева от входа в гостиную — портрет Надежды в возрасте девяти лет, написанный ее мамой, театральным художником Еленой Кочелаевой». Надежда решила продолжить династию и тоже стала театральным художником — правда, сейчас большую часть времени уделяет заботе о маленькой Марфе.
Дом возводили постепенно: первым появился основной блок гостиной, которую Дмитрий планировал использовать как пространство для работы. Его построили по образу мастерской на «Академической даче имени И. Е. Репина» под Вышним Волочком — с сохранением пропорций.
«Такие пространства удобны для создания больших работ», — отмечает владелец. Впрочем, необходимость вынести студию в отдельное помещение возникла сразу после того, как проект был реализован. В том числе потому, что у владельца появилась семья.
«Такие пространства удобны для создания больших работ», — отмечает владелец. Впрочем, необходимость вынести студию в отдельное помещение возникла сразу после того, как проект был реализован. В том числе потому, что у владельца появилась семья.
Фото из архива владельцев
Гостиная и теперь играет в интерьере не совсем традиционную роль: зимой здесь обитает еще и любимый Harley-Davidson хозяев — неизменный товарищ дальних путешествий и любимый арт-объект для дружеских фотосессий.
«На заре отношений мы путешествовали на нем по Золотому кольцу», — рассказывает Надежда, а Дмитрий и сегодня зачастую предпочитает Harley автомобилю.
Гостиная и теперь играет в интерьере не совсем традиционную роль: зимой здесь обитает еще и любимый Harley-Davidson хозяев — неизменный товарищ дальних путешествий и любимый арт-объект для дружеских фотосессий.
«На заре отношений мы путешествовали на нем по Золотому кольцу», — рассказывает Надежда, а Дмитрий и сегодня зачастую предпочитает Harley автомобилю.
Одна из ключевых особенностей гостиной — остекление: окна в пол практически заменяют одну из стен, а дополнительный свет проникает в помещение через окна в кровле.
Теплые полы, стены из пескобетона и три слоя пеноплекса превращают дом в «термос»: он нагревается и не остывает, обеспечивая комфорт в любое время года. «Зимой мы ходим в майках, хотя за окном заснеженные сосны, — рассказывает Надежда. — В холодное время года здесь даже красивее, чем летом. К тому же в городе сложно понять, какое время дня за окном, здесь же нам помогают четко ориентироваться петухи и солнце».
Высокой технологичности дома не противоречат винтажные находки: большую часть мебели в интерьере владельцы либо получили в наследство, либо собрали через знакомых специалистов. «Меня устраивает простая отделка: я планировал, что в современном интерьере появятся антикварные детали — ломберные столики, буфеты», — отмечает Дмитрий.
Комоду, который красуется справа от входа в гостиную, как минимум, полтора столетия: в него запросто можно спрятать трех человек. «Такие предметы создавались для больших пространств, — говорит хозяин, — если поставить такой комод в хрущевке, он займет всю кухню».
Комоду, который красуется справа от входа в гостиную, как минимум, полтора столетия: в него запросто можно спрятать трех человек. «Такие предметы создавались для больших пространств, — говорит хозяин, — если поставить такой комод в хрущевке, он займет всю кухню».
Акценты и детали в интерьере выступают в роли документов времени, как и монументальная мебель: так, старый микроскоп, расположенный при входе в гостиную, достался Дмитрию от отца — известного микрохирурга.
Зеленое кресло в зоне столовой — часть финского гарнитура, который в 80-х годах прошлого века купили родители художника; диван из этой же коллекции теперь стоит в мастерской. По словам владельцев, знатоки мебели, приезжая в гости, сразу обращают на зеленый гарнитур внимание: это легко узнаваемые предметы эпохи.
Зеленое кресло в зоне столовой — часть финского гарнитура, который в 80-х годах прошлого века купили родители художника; диван из этой же коллекции теперь стоит в мастерской. По словам владельцев, знатоки мебели, приезжая в гости, сразу обращают на зеленый гарнитур внимание: это легко узнаваемые предметы эпохи.
Пеноблоки, окрашенные в белый цвет, помогли превратить гостиную в галерею работ хозяина — картины занимают почти всю поверхность стен. Рядом с лестницей предусмотрен участок под камин: его выдает фактурная отделка из камня. «Мы провели все расчеты и планируем пробить отверстие под дымоход, — рассказывает Дмитрий. — Вообще-то я хотел целиком выложить пол камнем, но пыл охладили строители: дело в том, что плитки имеют рельеф, так что мебель в гостиной встала бы неровно».
Благодаря семиметровому потолку на втором этаже удалось организовать полноценную — хотя и открытую — спальню. Круглое окно в изголовье кровати и мансардные окна в крыше позволяют сохранить ощущение света и воздуха, а антикварная мебель и картины выступают звеньями, объединяющими интерьер двух уровней дома.
Фактурный этнический халат, украшающий перила второго этажа — подарок Дмитрию Холкину от Академии художеств Узбекистана, где творческое объединение «Холст» представляло свои работы в рамках масштабной выставки. «Эти воспоминания еще свежи: нам устроили потрясающий прием», — рассказывает художник.
Чтобы попасть в мастерскую, достаточно пересечь холл и спуститься по лестнице: это пространство организовано чуть ниже гостиной в силу рельефа участка. «Ступени — моя гордость, — рассказывает Дмитрий Холкин, — я заставил строителей делать опалубку, как следует отшлифовать их». В результате лестница выглядит как цельная конструкция без видимых стыков, а пол в мастерской создает красивый и выразительный эффект за счет краски, которую залили поверх бетона.
Идею размещения картин на рейках владелец подсмотрел у старых художников. Стены при этом оформлены обычной крашеной вагонкой, а внутренние окна, которые смотрят в холл, переехали в мастерскую из теплицы, стоявшей раньше на участке. «Мы разобрали теплицу за ненадобностью, но глядя на окна, я понял, что эту красоту нужно как-то использовать в интерьере», — вспоминает Дмитрий.
Каждый предмет в мастерской — как готовый натюрморт, а среди разнообразия деталей не встретить случайных покупок: «Все предметы, собранные под крышей этого дома, функциональны в творческом плане, — отмечает хозяин, — многие из них — не просто предметы, но традиции. Например, красно-белое полотно когда-то выткала на станке моя бабушка».
Буфет слева от панорамного окна — тоже семейная реликвия: предмет относится ко второй половине XIX века. С тех времен сохранилось даже очень тонкое двухмиллиметровое стекло. Икона на стене справа датирована 1855-1860 годами: ее оклад выполнен из настоящего сусального золота. «Это артельная северная работа из Тверской или Вологодской области, — рассказывает владелец, — такие иконы создавали для купеческих домов».
Внушительную коллекцию самоваров удалось собрать через родителей, дедушек и бабушек. Кстати, самовары в доме Дмитрия Холкина часто используют по прямому назначению. Хотя процесс заваривания занимает немало времени, хозяин никогда не против растопить самовар, а команда Houzz готова подтвердить: иван-чай, приготовленный таким способом, ароматнее, чем самая свежая заварка из чайника.
Другая значимая составляющая натюрмортного фонда — духовые инструменты: «Все знакомые в курсе, что мне нравятся такие находки, поэтому я часто получаю их в подарок», — говорит Дмитрий.
При достаточно большом метраже в доме всего две закрытые спальни; одну из них Дмитрий называет «комнатой блондинок» — она предназначена для Надежды и маленькой Марфы и оформлена в светлых тонах.
Санузлов в доме тоже два, оба — солидной площади. Главную ванную отличает простота и графичность отделки: темные стены и пол создают контраст белому санфаянсу.
Впереди, по словам владельцев, много работы: некоторые детали планировки и ландшафта придется изменить, чтобы сделать пространство безопасным для маленькой Марфы. Впрочем, на загородном участке всегда так. «Последнее вбиваешь — первое вылетает, — признается Дмитрий Холкин. — Я завел себе игрушку на всю жизнь».
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съемки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!
Впереди, по словам владельцев, много работы: некоторые детали планировки и ландшафта придется изменить, чтобы сделать пространство безопасным для маленькой Марфы. Впрочем, на загородном участке всегда так. «Последнее вбиваешь — первое вылетает, — признается Дмитрий Холкин. — Я завел себе игрушку на всю жизнь».
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съемки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!
Место: Московская область, деревня Грязь
Размер: 25 соток
Кто здесь живет: Художник Дмитрий Холкин с супругой Надеждой и дочерью Марфой
Авторы проекта: Павел Владышевский, Ксения Бодрова, «Архитектурная студия 18». В работе над интерьером и экстерьером активно участвовал владелец дома
Фото: Ольга Шангина © 2017 Houzz, Артем Иванов