Статьи о стилях
Советы по декору
Итак, ваш стиль... дзен
Философский подход к частному интерьеру как основа дизайн-концепции
Понятие «дзен» связано с будийским учением, которое пришло из Индии и широко распространилось в Китае, в Японии и прочих азиатских странах. Эта философско-религиозная школа затронула многие сферы жизни — в том числе, сферу культуры и искусства, повлияв на формирование категории восточной эстетики в целом.
В контексте интерьера часто можно встретить довольно поверхностные описания — и то, лишь декорирования пространства, без попытки обозначить истоки и отправные точки того или иного решения. В ранних источниках школу дзэн называют школой созерцания. Взяв на вооружение этот термин, мы так же —скорее как наблюдатели, чем эксперты, — попытаемся выявить некоторые характеристики данного стиля и его истоки.
В контексте интерьера часто можно встретить довольно поверхностные описания — и то, лишь декорирования пространства, без попытки обозначить истоки и отправные точки того или иного решения. В ранних источниках школу дзэн называют школой созерцания. Взяв на вооружение этот термин, мы так же —скорее как наблюдатели, чем эксперты, — попытаемся выявить некоторые характеристики данного стиля и его истоки.
Используя западный подход в определении того или иного понятия, достаточно сложно описывать категории эстетики дзен, так как они содержат большое количество смыслов. Мы будем использовать характеристики, наиболее подходящие к теме интерьерного дизайна. Примеры реализации того или иного понятия, а главное — ваше восприятие — будут не менее важны, чем описания. Ведь эта восточная философия утверждает, что целостное понимание недостижимо посредством слов, а вот невербальный язык может оказаться наиболее верным подходом.
Категория Ваби
Данное понятие наиболее известно и проработано в интерьерном дизайне. Эта категория предполагает, что нужно стремиться замечать красоту в простых вещах — зачастую непритязательных. Ставка делается на демонстрацию материала, из которого состоит предмет, его способ изготовления т.д.
Данное понятие наиболее известно и проработано в интерьерном дизайне. Эта категория предполагает, что нужно стремиться замечать красоту в простых вещах — зачастую непритязательных. Ставка делается на демонстрацию материала, из которого состоит предмет, его способ изготовления т.д.
Зачастую этот принцип частично выражается в лофт-дизайне, когда конструктивные элементы в виде металлических балок или соединительных конструкций не прячутся за дополнительными материалами, а наоборот преподносятся в выигрышном свете — чтобы была возможность увидеть суть материала и опоры всего здания.
Также этот принцип работает, когда мы выводим на первый план естественную, грубую поверхность камня, дерева, керамики с минимальной отделкой, чтобы использовать свои тактильные ощущения и дать опыт переживания встречи с природным материалом.
Категория Саби
Переживание течения времени, которое мы воспринимаем через предметы, созерцание налета старины. В этом подходе очень важно окружать себя предметами и материалами, которые красиво стареют, чтобы иметь возможность наблюдать за этим, видеть в этом особое очарование.
Данный подход конечно вступает в определенное противоречие с современной тенденцией потребления и стремлением делать ставку на модные, но возможно недолговечные решения, быстро меняя их на другие варианты.
Переживание течения времени, которое мы воспринимаем через предметы, созерцание налета старины. В этом подходе очень важно окружать себя предметами и материалами, которые красиво стареют, чтобы иметь возможность наблюдать за этим, видеть в этом особое очарование.
Данный подход конечно вступает в определенное противоречие с современной тенденцией потребления и стремлением делать ставку на модные, но возможно недолговечные решения, быстро меняя их на другие варианты.
Если же вам нравится видеть, как со временем меняется оттенок камня или появляется ржавчина на металлических основаниях, — этот принцип для вас.
Категория Вэй-увэй
В этом двойственном понятии изначально заложено противоречие, которое и составляет его суть. Оно описывает определенный «нетворческий метод творчества», когда мастер руководствуется принципом не создания чего-то совершенно нового, а выявления того, что заложено в природе. Вэй-увэй происходит из основной позиции дзен-буддизма — проявление «деяния через не-деяние». В основе этой категории — передача роли главного художника от человека природе, попытка проявить ее.
В этом двойственном понятии изначально заложено противоречие, которое и составляет его суть. Оно описывает определенный «нетворческий метод творчества», когда мастер руководствуется принципом не создания чего-то совершенно нового, а выявления того, что заложено в природе. Вэй-увэй происходит из основной позиции дзен-буддизма — проявление «деяния через не-деяние». В основе этой категории — передача роли главного художника от человека природе, попытка проявить ее.
На этой фотографии мы видим данный принцип в технологии производства раковины из стекла. Человек выбирает цвета, форму предмета, но сам характер рисунка на каждом изделии, направление линий, плотность проникновения одного цвета в другой задается уже физическими характеристиками материала и могут быть совершенно различными при одинаковых условиях производства.
Заметьте, что данный дизайн раковины хорошо поддерживается настенной плиткой с индивидуальным природным рисунком натурального камня.
Заметьте, что данный дизайн раковины хорошо поддерживается настенной плиткой с индивидуальным природным рисунком натурального камня.
Категория Югэн
Стремление постичь глубинное содержание предмета или пространства, которое скрыто от поверхностного взгляда. Здесь мы подходим к значимости сокровенного мистического содержания данного подхода, которое противопоставляется открытому, поверхностному проявлению.
В японских домах вы не встретите большое количество открытых полок с выставленными напоказ декоративными предметами, здесь скорее используются раздвижные перегородки, которые скрывают все предметы от постороннего взгляда. Исключением является токонома — ниша, единственный эстетический центр всего дома, где в полутени может быть расположен рисунок либо икебана.
Стремление постичь глубинное содержание предмета или пространства, которое скрыто от поверхностного взгляда. Здесь мы подходим к значимости сокровенного мистического содержания данного подхода, которое противопоставляется открытому, поверхностному проявлению.
В японских домах вы не встретите большое количество открытых полок с выставленными напоказ декоративными предметами, здесь скорее используются раздвижные перегородки, которые скрывают все предметы от постороннего взгляда. Исключением является токонома — ниша, единственный эстетический центр всего дома, где в полутени может быть расположен рисунок либо икебана.
Этот прием предполагает и использование специального сценария освещения. Вечером при естественном сумеречном освещении не рекомендуется использовать заливающий верхний свет, лучше находиться в пространстве лишь с небольшой локальной подсветкой. Это дает возможность наблюдать границы света и тени, которые возникают на стенах, в углублениях ниш, при переходах из одного пространства в другое.
Категория Хиэта
Ориентирует нас прежде всего на анализ формы предмета. В данном контексте лучше не использовать вещи, которые имеют вычурные или специфические яркие, дизайнерские формы. Такие предметы могут «давить» своей собственной индивидуальностью. Если мы наполняем пространство большим количеством подобных решений, это влияет на проявление и ощущение свободы самого хозяина места.
Ориентирует нас прежде всего на анализ формы предмета. В данном контексте лучше не использовать вещи, которые имеют вычурные или специфические яркие, дизайнерские формы. Такие предметы могут «давить» своей собственной индивидуальностью. Если мы наполняем пространство большим количеством подобных решений, это влияет на проявление и ощущение свободы самого хозяина места.
В данной философии вещи должны соответствовать своей функциональной задаче и быть скорее «незаметными», чтобы переживание самого пространства было единым, целостным, а не сопровождалось разбитым вниманием, которое прыгает с одного оригинального решения на другое.
Категория Ёхаку-но-би
Красота пустого пространства, ценность тишины, остановки, которая возникает в разговоре, в течении наших мыслей… Поэтому на востоке принято иметь однотонные, как сказал бы западный человек, голые стены. Возможно, такое пространство выглядит менее неинтересным, но в нем хорошо размышлять, искать новые идеи, когда хочется освободиться от путанного потока ума.
Попробуйте оставить хотя бы одну стену совершенно свободной от декоративных элементов и понаблюдайте — возможно, вы заметите, что иногда вас так и тянет остановить на ней взгляд, чтобы дать отдых своим глазам и мыслям.
Красота пустого пространства, ценность тишины, остановки, которая возникает в разговоре, в течении наших мыслей… Поэтому на востоке принято иметь однотонные, как сказал бы западный человек, голые стены. Возможно, такое пространство выглядит менее неинтересным, но в нем хорошо размышлять, искать новые идеи, когда хочется освободиться от путанного потока ума.
Попробуйте оставить хотя бы одну стену совершенно свободной от декоративных элементов и понаблюдайте — возможно, вы заметите, что иногда вас так и тянет остановить на ней взгляд, чтобы дать отдых своим глазам и мыслям.
В связи с этим принципом важно не перегружать пространство предметами, иметь возможность прятать их, оставляя только те, которые нужно использовать именно в данный момент. В японских домах одна и та же комната может использоваться и как спальня, и как рабочий кабинет — достаточно лишь внести столик для письма, либо расстелить пастельные принадлежности. Мебель легкая, не занимающая много места. Конечно, у этого были свои экономические, культурные предпосылки, но определенные принципы можно взять и при планировании организации своего пространства.
Категория Сиорасий
В переводе означает «блеклое, бесцветное». И как вы уже догадались, это понятие раскрывает нам тему цвета в дзен-интерьере. Здесь не используются яркие либо контрастные оттенки, обои с рисунками, декоративная штукатурка, чтобы не отвлекать внимание от главного. Приветствуются тона, которые являются логическим продолжением общего интерьера, наполненного оттенками натуральных материалов.
В переводе означает «блеклое, бесцветное». И как вы уже догадались, это понятие раскрывает нам тему цвета в дзен-интерьере. Здесь не используются яркие либо контрастные оттенки, обои с рисунками, декоративная штукатурка, чтобы не отвлекать внимание от главного. Приветствуются тона, которые являются логическим продолжением общего интерьера, наполненного оттенками натуральных материалов.
Один из значимых моментов всего дзен-стиля — это соединение: размывание границ между тем, что внутри дома и во вне. Одним из проявлений этого принципа является возможность наблюдать, впускать в комнату солнечный свет, который каждый час меняет свои оттенки, когда мы можем заметить (пусть даже и бессознательно) восход, полдень, закат. Такой интерьер становится продолжением окружающего мира, а не убежищем от него.
Для того, чтобы уловить все нюансы этого явления, стены красят в светлые нейтральные тона без ярко выраженной фактуры. В этом же контексте работает прием специальной организации пространства, которая дает тени, блики — самый эффектный способ декоративного оформления стен.
Все вышесказанное может показаться совершенно оторванным от сегодняшних тенденций и нашего менталитета. Конечно, нужно учитывать, что эти категории и приемы оформления пространства сформировались достаточно давно и в совершенно отличной от нашей культуре. Даже имея четкую ориентацию создать интерьер в данной стилистике вряд ли возможно следовать во всем этим постулатам.
Впрочем, даже создавая современный интерьер, некоторые принципы можно взять для себя как ориентир. Например, при выборе массивной доски отдать предпочтение отделке «рустик», которая передает максимально натуральную фактуру дерева, или остановиться только на одном ярком «дизайнерском» предмете, выбирая все остальные в более простом исполнении.
В любом случае эта информация позволяет задуматься и немного по-новому посмотреть на наш способ восприятия и организации пространства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Кухня в японском стиле
РАССКАЖИТЕ НАМ…
А вам близка философия дзен? Какие принципы вы готовы использовать в декоре интерьера? Поделитесь с нами в комментариях.
В любом случае эта информация позволяет задуматься и немного по-новому посмотреть на наш способ восприятия и организации пространства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Кухня в японском стиле
РАССКАЖИТЕ НАМ…
А вам близка философия дзен? Какие принципы вы готовы использовать в декоре интерьера? Поделитесь с нами в комментариях.