Статья практикующего дизайнера
Пока все дома
Вопрос: Нужен ли вам комплектатор, если у вас есть дизайнер
Одно из основных развлечений на время самоизоляции — это вебинары и интервью. Чем я с огромным удовольствием и пользуюсь. Черчу и слушаю. И вот вчера мне довелось послушать два диаметрально разных мнения, услышать, я бы сказала, два разных мира.
После этих двух интервью не спала уже я. Два мира столкнулись в моей голове.
Что же так возмутило Надежду Ананьеву? — Конечно же перевернутый с ног на голову алгоритм работы. Его успешно тиражируют самозванцы, толпами пришедшие в дизайн интерьера. Схема у них такая: создается картинка интерьера, которая утверждается у клиента. И потом эта картинка отдается комплектатору — пусть подберет мебель вроде той, что изображена на визуализации.
Я очень понимаю Надежду, для меня это тоже звучит, как конец времен.
Беда в том, что у них даже при таком подходе получится неплохой интерьер (если уж совсем не лажать). Я не про техническую сторону сейчас, я про визуальный ряд. Делаешь себе базовый интерьер: светлые стены, белая мебель, прямые линии и минимум узоров. Будет чистенько и мило. И для такого ремонта дизайнер-то на самом деле не нужен.
Что же так возмутило Надежду Ананьеву? — Конечно же перевернутый с ног на голову алгоритм работы. Его успешно тиражируют самозванцы, толпами пришедшие в дизайн интерьера. Схема у них такая: создается картинка интерьера, которая утверждается у клиента. И потом эта картинка отдается комплектатору — пусть подберет мебель вроде той, что изображена на визуализации.
Я очень понимаю Надежду, для меня это тоже звучит, как конец времен.
Беда в том, что у них даже при таком подходе получится неплохой интерьер (если уж совсем не лажать). Я не про техническую сторону сейчас, я про визуальный ряд. Делаешь себе базовый интерьер: светлые стены, белая мебель, прямые линии и минимум узоров. Будет чистенько и мило. И для такого ремонта дизайнер-то на самом деле не нужен.
Отремонтированный vs дизайнерский
В случае если вы хотите что-то большее, чем ремонт, описанный ранее алгоритм работы вам не подходит.
Вот здесь я сделаю акцент.
Мне видится, что границы ремонта с дизайнером и просто ремонта размылись. Дизайнер с полным высшим образованием учится пять-шесть лет. Я сама преподаватель вуза: моя задача: изменить за это время сознание студента — научить его думать по-другому, воспитать умение видеть объемно-пространственную композицию, привить вкус.
Такой человек — это не тот, кто вам нужен, если вы хотите сделать просто ремонт. И это не вопрос бюджета. Он вам нужен, если вы хотите что-то большее, чем просто чистую уютную квартиру. А если вам хочется просто не ошибиться в выборе дивана или штор, возможно, вам нужна всего лишь консультация человека, который чуть больше вашего понимает в этом.
ПО ТЕМЕ…
►Личный опыт: Почему в нашем бюро 4 услуги комплектации
В случае если вы хотите что-то большее, чем ремонт, описанный ранее алгоритм работы вам не подходит.
Вот здесь я сделаю акцент.
Мне видится, что границы ремонта с дизайнером и просто ремонта размылись. Дизайнер с полным высшим образованием учится пять-шесть лет. Я сама преподаватель вуза: моя задача: изменить за это время сознание студента — научить его думать по-другому, воспитать умение видеть объемно-пространственную композицию, привить вкус.
Такой человек — это не тот, кто вам нужен, если вы хотите сделать просто ремонт. И это не вопрос бюджета. Он вам нужен, если вы хотите что-то большее, чем просто чистую уютную квартиру. А если вам хочется просто не ошибиться в выборе дивана или штор, возможно, вам нужна всего лишь консультация человека, который чуть больше вашего понимает в этом.
ПО ТЕМЕ…
►Личный опыт: Почему в нашем бюро 4 услуги комплектации
Я преподаю в Строгановке уже 17 лет. И то, чему мы учим, можно пересчитать по пальцам. Это композиция, масштаб, синтез искусств и архитектуры, художественный образ.
Никакой комплектации среди списка дисциплин.
Кто-то сейчас скажет: «ой, как безнадежно отстает нынешнее образование от реальной работы». Да нет же, мы, безусловно, рассказываем о современных отделочных материалах и новинках миланской выставки. Но это попытки объять необъятное. Фактически это то, что приходит с опытом — во время стажировки и дальнейшей работы.
ОБ ЭТОМ…
► Что такое синтез искусств и как его реализовать на практике
Никакой комплектации среди списка дисциплин.
Кто-то сейчас скажет: «ой, как безнадежно отстает нынешнее образование от реальной работы». Да нет же, мы, безусловно, рассказываем о современных отделочных материалах и новинках миланской выставки. Но это попытки объять необъятное. Фактически это то, что приходит с опытом — во время стажировки и дальнейшей работы.
ОБ ЭТОМ…
► Что такое синтез искусств и как его реализовать на практике
Итак, художественный образ — это то, что делает вашу недвижимость уникальной. И это то, с чем работает профессионал. Создавая проект, мы работаем не только с материальным (ткани, мебель, финишные покрытия и пр.), но и с нематериальным тоже. Это то, как дизайнер увидел и понял своих клиентов, их представления об идеальном домашнем очаге и то, что они вместе транслируют миру. И запоминаются именно такие интерьеры. Где нет случайных вещей. Где каждое кресло и каждая картина были найдены и заложены именно на этапе проектирования. И являются инструментом и зоной ответственности дизайнера. А не дырку на обоях прикрывают.
Люди, которые работают по двадцать с лишним лет, начинали в то время, когда профессия дизайнера только зарождалась у нас в стране.
Нас не учили алгоритму ведения строек или названиям фабрик, продукцией которых «надо комплектовать объекты». Наши учителя были архитекторами, которые проектировали по большей части общественные пространства. Они учили нас мыслить композицией и масштабом. Мыслить крупно. И это лучшее, что они нам могли дать. Ну а декорирование пришлось осваивать самим или добирать, например, в прекрасной школе «Детали».
Путь прохождения дизайн-проекта
В силу отсутствия на тот момент алгоритмов, все работают по-разному. С опытом — создают оптимальный для себя и своих клиентов путь прохождения проекта. Кто-то придерживается ручной графики, кто-то обходится чертежами и бордами или коллажами, кто-то делает визуализации (поверьте, это просто инструмент, один из, а не признак профессионализма).
Но роднит нас всех одно: каким бы путем ни шел дизайнер, он подбирает мебель сам. И делает это осознанно, перебирая варианты и ища необходимый. Просчитывает и при необходимости заменяет на другой, бюджетнее, тоже сам. Да, это долго, это увеличивает срок проекта, но это то, что создает интерьер, а не ремонт.
Нас не учили алгоритму ведения строек или названиям фабрик, продукцией которых «надо комплектовать объекты». Наши учителя были архитекторами, которые проектировали по большей части общественные пространства. Они учили нас мыслить композицией и масштабом. Мыслить крупно. И это лучшее, что они нам могли дать. Ну а декорирование пришлось осваивать самим или добирать, например, в прекрасной школе «Детали».
Путь прохождения дизайн-проекта
В силу отсутствия на тот момент алгоритмов, все работают по-разному. С опытом — создают оптимальный для себя и своих клиентов путь прохождения проекта. Кто-то придерживается ручной графики, кто-то обходится чертежами и бордами или коллажами, кто-то делает визуализации (поверьте, это просто инструмент, один из, а не признак профессионализма).
Но роднит нас всех одно: каким бы путем ни шел дизайнер, он подбирает мебель сам. И делает это осознанно, перебирая варианты и ища необходимый. Просчитывает и при необходимости заменяет на другой, бюджетнее, тоже сам. Да, это долго, это увеличивает срок проекта, но это то, что создает интерьер, а не ремонт.
Расскажу немного о своем алгоритме. Не претендую на то, что это единственно верный путь.
Обычно я знакомлюсь с клиентами вначале по телефону, затем лично, можно на объекте. Для меня личность клиента важна, также мне важен уровень доверия и осознанность решения обратиться в нашу студию. Мне думается, что цена за проект не является важнейшим фактором. Взаимное доверие, симпатия, очное и заочное знакомство — вот то, что по-настоящему важно. Ищите руку дизайнера, которая вам близка, как правило, ее видно.
Опросник, ложащийся в основу технического задания, я выдаю на первой встрече, а порой еще раньше, после первого звонка.
ОБ ЭТОМ…
► Что такое бриф и зачем на него тратить время
Обычно я знакомлюсь с клиентами вначале по телефону, затем лично, можно на объекте. Для меня личность клиента важна, также мне важен уровень доверия и осознанность решения обратиться в нашу студию. Мне думается, что цена за проект не является важнейшим фактором. Взаимное доверие, симпатия, очное и заочное знакомство — вот то, что по-настоящему важно. Ищите руку дизайнера, которая вам близка, как правило, ее видно.
Опросник, ложащийся в основу технического задания, я выдаю на первой встрече, а порой еще раньше, после первого звонка.
ОБ ЭТОМ…
► Что такое бриф и зачем на него тратить время
Замеры — это то немногое, что мы отдаем в профессиональные руки. Современные технологии давно уже за гранью фантастики и заметно облегчают жизнь. 3D-сканеры выполняют замеры с удивительной точностью.
Потом следует разговор по опроснику и референсам, хорошо, когда лично, — ничто не заменит живых глаз собеседника. Сейчас приходится обходиться зумом, но, что поделаешь, такие времена.
Затем планировки. Если честно, как правило, хорошая одна, остальные скорее проверочные — правильно ли мы поняли друг друга. И нет ли упущенных возможностей.
ОБ ЭТОМ…
► Что такое удобная планировка (по мнению клиентов)
Потом следует разговор по опроснику и референсам, хорошо, когда лично, — ничто не заменит живых глаз собеседника. Сейчас приходится обходиться зумом, но, что поделаешь, такие времена.
Затем планировки. Если честно, как правило, хорошая одна, остальные скорее проверочные — правильно ли мы поняли друг друга. И нет ли упущенных возможностей.
ОБ ЭТОМ…
► Что такое удобная планировка (по мнению клиентов)
Делая планировки, мы начинаем работать не только с функцией, но и художественным образом, закладывая оси движения и видовые точки. Именно это делает жилье интересным, помогает работать с недостатками и подчеркивать достоинства. В основе любой планировки лежит объемно-пространственная композиция (не обязательно симметрия), и это именно та основа, на которую нанизывается все остальное. Считаю это важнейшим этапом работы.
Очень важно здесь достичь консенсуса. Вычерчиваю даже заведомо неудачные планировки, предложенные клиентом, чтобы наглядно показать, почему это будет плохо.
После утверждения планировок наступает этап проработки образа. Подбора и создания мебели, света, ковров и прочего. И характер рисунка силуэта мебели имеет важнейшее значение, ведь именно она задает дальнейший характер интерьера. На этом же этапе я стараюсь вводить предметы искусства в интерьер. Замечательно, когда у клиентов они изначально есть, не беда, если нет. Ошибка — говорить, что здесь будет какая-то картина. Есть шанс на миллион, что вы действительно найдете свою картину позже. Но правильнее вводить искусство в синтез интерьера сразу, чтобы оно заняло свое место и организовывало интерьер. И это не вопрос бюджета на самом деле: я знаю прекрасных дизайнеров, работающих в очень среднем ценовом бюджете и следующих этому алгоритму.
Очень важно здесь достичь консенсуса. Вычерчиваю даже заведомо неудачные планировки, предложенные клиентом, чтобы наглядно показать, почему это будет плохо.
После утверждения планировок наступает этап проработки образа. Подбора и создания мебели, света, ковров и прочего. И характер рисунка силуэта мебели имеет важнейшее значение, ведь именно она задает дальнейший характер интерьера. На этом же этапе я стараюсь вводить предметы искусства в интерьер. Замечательно, когда у клиентов они изначально есть, не беда, если нет. Ошибка — говорить, что здесь будет какая-то картина. Есть шанс на миллион, что вы действительно найдете свою картину позже. Но правильнее вводить искусство в синтез интерьера сразу, чтобы оно заняло свое место и организовывало интерьер. И это не вопрос бюджета на самом деле: я знаю прекрасных дизайнеров, работающих в очень среднем ценовом бюджете и следующих этому алгоритму.
Параллельно с коллажами уточняются планы, иногда развертки, — важно, чтобы не только цена была подходящей, но и размеры реальны. Также рисую эскизы на видовые точки, проверяя себя и ища оптимальные решения.
А вот следующий этап может быть, а может и нет. Это 3D-визуализации. Если у заказчиков хорошее пространственное воображение, визуализация не требуется: мы так много разговариваем в процессе работы, что клиент начинает «ходить» по интерьеру вместе с нами. Особенно если работаем с классикой или винтажом.
Если же человек не понимает, то делаем визуализации. Весьма подробные. Но важно понимать, что визуализация — это не результат. И в дополнение к ней, а не по ней, нужно подбирать и показывать ткани, выкрасы и финиши.
А вот следующий этап может быть, а может и нет. Это 3D-визуализации. Если у заказчиков хорошее пространственное воображение, визуализация не требуется: мы так много разговариваем в процессе работы, что клиент начинает «ходить» по интерьеру вместе с нами. Особенно если работаем с классикой или винтажом.
Если же человек не понимает, то делаем визуализации. Весьма подробные. Но важно понимать, что визуализация — это не результат. И в дополнение к ней, а не по ней, нужно подбирать и показывать ткани, выкрасы и финиши.
Следующий этап — это рабочие чертежи, где утрясаются все стыковки отделки и технические моменты. Прорабатываются сценарии света, решается, где быть теплым полам, а где нет, и многие другие моменты. Прорабатываются все заказные и авторские позиции, рисунки полов и встроенной мебели.
ОБ ЭТОМ…
► Ликбез: Какие чертежи в проекте — обязательные
ОБ ЭТОМ…
► Ликбез: Какие чертежи в проекте — обязательные
И вот наконец реализация и авторский надзор. При хорошо продуманном проекте к этому этапу уже полностью ясна цель, к которой мы идем, и здесь важно не испортить планируемый результат. Меня часто спрашивают, сколько авторских надзоров понадобится. На мой взгляд, 5–6 раз присутствие дизайнера необходимо.
ОБ ЭТОМ…
► Толковый словарь: Авторский (дизайнерский) надзор — что это?
► Толковый словарь: Технический надзор ремонта
ОБ ЭТОМ…
► Толковый словарь: Авторский (дизайнерский) надзор — что это?
► Толковый словарь: Технический надзор ремонта
На мой взгляд, комплектация неотделима от разработки проекта и никак не может быть отдельной опцией. Ко мне приходили клиенты после таких горе-дизайнеров, и приходилось прикладывать много усилий, чтобы восстановить доверие к профессии. Это не нормальная ситуация, когда человек получает на руки проект с «какой-то мебелью». Это крайне непрофессиональная ситуация.
За 22 года работы всегда подбирала для клиентов мебель сама или совместно с клиентом или партнерами студии. Выбирала столярки, фабрики, поставщиков. Набивала шишки, решала проблемы. Но никогда не комплектовала проект «какой-то мебелью». Может быть, что то-то снимали с производства ближе к началу закупок, но тогда мы вместе доводили замену до конца. И это не вопрос моей материальной заинтересованности, это вопрос результата.
И здесь кроется вторичная выгода. Хороший результат, фотосъемка и как результат — новый заказчик. Нередко бывают ситуации, когда у клиента есть свои наработки и контакты, и на это я тоже смотрю позитивно, для меня это прекрасный способ расширить горизонты. Но в любом случае я принимаю участие, утверждаю финиши и чертежи.
И здесь кроется вторичная выгода. Хороший результат, фотосъемка и как результат — новый заказчик. Нередко бывают ситуации, когда у клиента есть свои наработки и контакты, и на это я тоже смотрю позитивно, для меня это прекрасный способ расширить горизонты. Но в любом случае я принимаю участие, утверждаю финиши и чертежи.
Я не отрицаю полезность такого направления, как комплектация. Если человек делает ремонт без дизайнера или заказал только планировки (то есть фактически работает без дизайн-проекта), то, конечно, ему может потребоваться такая помощь. Но это не имеет отношения к работе с дизайн-проектом.
Берегите свое здоровье, мойте почаще руки и берегите себя от мошенников и горе-дизайнеров.
Берегите свое здоровье, мойте почаще руки и берегите себя от мошенников и горе-дизайнеров.
Первым вебинаром была некая интернет-школа, что-то вроде «как немедленно стать успешным дизайнером при помощи Инстаграма». Вебинар был выстроен по классической схеме продаж: по итогу предлагали купить за какие-то несусветные тысячи некие мутные знания. Дослушала с мыслью, что врага нужно знать в лицо.
Юноша, физик по образованию (здесь у меня вопросов нет — много талантливых людей пришло в профессию из других областей), называя себя бизнесменом и продираясь через невероятное хвастовство и фантастические цифры обращений, рассказывал, что дизайн интерьеров — это в первую очередь известность в Инстаграме. А во вторую — удачное доведение проекта до момента комплектации (!). Дескать, с этого момента наступает счастье и деньги: откаты, проценты... А еще утверждал он, что дизайнер не должен делать все сам: не должен никуда ездить и даже личные встречи — это пережитки.
Слушала я это и закипала.
Вторым было интервью с умницей и огромным талантом — выпускницей Строгановки, Надеждой Ананьевой. Свою речь Надежда начала словами, что накануне она спросила своих подписчиков, о чем им было бы интересно поговорить. И что самый частый вопрос был: «работаете ли вы с комплектатором»? Надежда сказала, что она ночь не спала после этих вопросов.