Постоянные рубрики
Ликбез: Дизайн-проект по ГОСТу — что это значит
Маркетинговый ход или важный показатель «уровня» работы
Ситуация: вы начинаете обсуждать проект ремонта с дизайнером. И в числе прочего он упоминает, что ведет проектную документацию по ГОСТам. Что на самом деле имеется в виду? Это какой-то действительно важный показатель профессионализма?
Почитали те самые ГОСТы и спросили у практикующих архитекторов и дизайнеров.
Почитали те самые ГОСТы и спросили у практикующих архитекторов и дизайнеров.
Факт: Мера дотошности — это личное дело каждого дизайнера. Чем подробнее рабочая документация, тем больше времени на нее уходит. Но тем меньше и вопросов (читай: проблем) возникает у бригады в процессе ремонта.
Иван Сельвинский, архитектор: «Наполненность и состав проекта интерьеров могут трактоваться довольно вольно, так как единого стандарта не существует. Многие мастерские в попытке оптимизации итоговой стоимости предлагают заказчику выбор между эконом-лайт-эскизным и премиум-VIP вариантами проектов. Применяют коллажи или простую графику вместо качественной визуализации, исключают технические задания для инженеров, проекты индивидуальных изделий в пользу ускорения процесса и, как следствие, уменьшения цены. Мы для себя попробовали и отказались от такой дифференциации. Изначально исходим из самого полного объема документации и наполнения проекта, по максимуму закрывая возможные белые пятна».
Иван Сельвинский, архитектор: «Наполненность и состав проекта интерьеров могут трактоваться довольно вольно, так как единого стандарта не существует. Многие мастерские в попытке оптимизации итоговой стоимости предлагают заказчику выбор между эконом-лайт-эскизным и премиум-VIP вариантами проектов. Применяют коллажи или простую графику вместо качественной визуализации, исключают технические задания для инженеров, проекты индивидуальных изделий в пользу ускорения процесса и, как следствие, уменьшения цены. Мы для себя попробовали и отказались от такой дифференциации. Изначально исходим из самого полного объема документации и наполнения проекта, по максимуму закрывая возможные белые пятна».
Если нет «дизайнерского» ГОСТа, тогда о каких ГОСТах мне говорят дизайнеры?
Есть два очень близких документа: новый межгосударственный стандарт ГОСТ 21.501-2018 (он принят Россией, Арменией, Киргизией, Узбекистаном и Республикой Беларусь) под названием «Система проектной документации для строительства (СПДС). Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений» и еще советский ГОСТ 21.507-81 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Интерьеры. Рабочие чертежи».
Факт: Формально советский ГОСТ уже не действует, но многие ссылаются на него, потому что он короткий, удобный и в нем есть примеры чертежей.
Татьяна Казанцева, архитектор: «Состав дизайн-проекта — это не фантазии дизайнера, а рабочая документация, которая необходима для реализации объекта. Есть вполне конкретный ГОСТ 21.507-81, который регламентирует основной состав рабочих чертежей раздела АИ (архитектурное решение интерьера)».
Есть два очень близких документа: новый межгосударственный стандарт ГОСТ 21.501-2018 (он принят Россией, Арменией, Киргизией, Узбекистаном и Республикой Беларусь) под названием «Система проектной документации для строительства (СПДС). Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений» и еще советский ГОСТ 21.507-81 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Интерьеры. Рабочие чертежи».
Факт: Формально советский ГОСТ уже не действует, но многие ссылаются на него, потому что он короткий, удобный и в нем есть примеры чертежей.
Татьяна Казанцева, архитектор: «Состав дизайн-проекта — это не фантазии дизайнера, а рабочая документация, которая необходима для реализации объекта. Есть вполне конкретный ГОСТ 21.507-81, который регламентирует основной состав рабочих чертежей раздела АИ (архитектурное решение интерьера)».
Что регламентируют эти ГОСТы?
Они определяют основной состав рабочих чертежей и то, как именно эти чертежи должны выглядеть (масштабы, условные обозначения, типы чертежей и так далее).
Ни слова не сказано про наличие или отсутствие визуализаций, эскизов, мудбордов, просчета освещенности в программе DIALUX и других конкурентных составляющих дизайн-проекта в разных студиях.
ПО ТЕМЕ…
Ссылка на межгосударственный стандарт ГОСТ 21.501-2018
Они определяют основной состав рабочих чертежей и то, как именно эти чертежи должны выглядеть (масштабы, условные обозначения, типы чертежей и так далее).
Ни слова не сказано про наличие или отсутствие визуализаций, эскизов, мудбордов, просчета освещенности в программе DIALUX и других конкурентных составляющих дизайн-проекта в разных студиях.
ПО ТЕМЕ…
Ссылка на межгосударственный стандарт ГОСТ 21.501-2018
Чертеж ASDesign, выполненный в черно-белых линиях
Зачем мне архитектурные ГОСТы, если я ничего не строю — просто ремонтирую квартиру?
Архитектурные и строительные ГОСТы указывают, как именно должны быть составлены чертежи, планы, развертки, какие на них должны быть отмечены данные и т.п. Это общепринятый в строительной сфере язык, который позволяет дизайнеру донести до исполнителей (строительной бригады) свои идеи.
Зачем мне архитектурные ГОСТы, если я ничего не строю — просто ремонтирую квартиру?
Архитектурные и строительные ГОСТы указывают, как именно должны быть составлены чертежи, планы, развертки, какие на них должны быть отмечены данные и т.п. Это общепринятый в строительной сфере язык, который позволяет дизайнеру донести до исполнителей (строительной бригады) свои идеи.
Если вы наняли профессиональную команду с бригадиром, который имеет строительное образование, это гарантия корректности выполнения работ. Строители умеют читать чертежи (и стандарт в этом смысле един не только в России, но и на значительной части территории СНГ — то есть по сути все равно, где заканчивал вуз ваш прораб).
Это особенно важно, если на проекте нет авторского надзора и дизайнер не будет контролировать бригаду сам.
Это особенно важно, если на проекте нет авторского надзора и дизайнер не будет контролировать бригаду сам.
Команда D&T architects (авторы чертежей здесь и выше): «Мы прорабатываем чертежи так детально не для заказчиков, а для строителей. Придерживаемся универсального строительного языка — СПДС, в виде основных ГОСТ: ГОСТ Р 21.1101-2013; ГОСТ 21.501-2018. Именно поэтому на наших чертежах использованы универсальные обозначения, толщины линий, только черное перо, а также отсутствуют всевозможные излишества в виде художественного отображения мебели, штор и т.д. Иногда позволяем себе разместить фигуру человека для понимания масштаба».
Чертежи по ГОСТам — всегда черно-белые
Заказчики с большей готовностью воспринимают цветные чертежи. Но рабочая документация по ГОСТам — всегда в черно-белом исполнении. Исключениями могут быть демонтируемые перегородки, план отделки стен, где разными цветами показаны разные материалы на стенах и т.д.
Многие дизайнеры дополняют чертежи цветными развертками, вставками 3D-визуалиаций и прочим — для наглядности. Но это нужно скорее заказчику для понимания деталей проекта. Для строительной бригады важнее, чтобы почти все чертежи можно было распечатать на черно-белом принтере. Особенно если проект делался удаленно и заказчик получил его в электронном виде.
Команда D&T architects: «Чертежи выпускаем в ч/б виде, чтобы строители сами могли распечатать все почти на любом принтере, а качество изображений не зависело от принтера в копи-центре. Черный всегда печатается точно и контрастно».
Заказчики с большей готовностью воспринимают цветные чертежи. Но рабочая документация по ГОСТам — всегда в черно-белом исполнении. Исключениями могут быть демонтируемые перегородки, план отделки стен, где разными цветами показаны разные материалы на стенах и т.д.
Многие дизайнеры дополняют чертежи цветными развертками, вставками 3D-визуалиаций и прочим — для наглядности. Но это нужно скорее заказчику для понимания деталей проекта. Для строительной бригады важнее, чтобы почти все чертежи можно было распечатать на черно-белом принтере. Особенно если проект делался удаленно и заказчик получил его в электронном виде.
Команда D&T architects: «Чертежи выпускаем в ч/б виде, чтобы строители сами могли распечатать все почти на любом принтере, а качество изображений не зависело от принтера в копи-центре. Черный всегда печатается точно и контрастно».
Пример строительного чертежа в строгом черно-белом решении. Автор: Мастерская интерьера Павла Баканова ART DESIGN
Олеся Жарова, дизайнер: «От качества и читаемости чертежей будет зависеть процесс реализации. Чем понятнее сделаны чертежи, тем проще в них ориентироваться. А чем меньше у строителей возникает вопросов и “непоняток”, тем быстрее и легче идет ремонт».
Нина Рубан, дизайнер: «Мы делаем черно-белые чертежи по ГОСТу и по общепринятым нормам и правилам. Это связано с тем, что во многих случаях мы пересылаем готовые чертежи строителям по электронной почте, а они сами их распечатывают. И они не будут тратиться на цветную печать в большинстве случаев. Поэтому, чтобы вдруг случайно цветные линии не “пропали”, мы в принципе их не используем. Только черно-белые четкие линии и штриховки».
Олеся Жарова, дизайнер: «От качества и читаемости чертежей будет зависеть процесс реализации. Чем понятнее сделаны чертежи, тем проще в них ориентироваться. А чем меньше у строителей возникает вопросов и “непоняток”, тем быстрее и легче идет ремонт».
Нина Рубан, дизайнер: «Мы делаем черно-белые чертежи по ГОСТу и по общепринятым нормам и правилам. Это связано с тем, что во многих случаях мы пересылаем готовые чертежи строителям по электронной почте, а они сами их распечатывают. И они не будут тратиться на цветную печать в большинстве случаев. Поэтому, чтобы вдруг случайно цветные линии не “пропали”, мы в принципе их не используем. Только черно-белые четкие линии и штриховки».
Чертеж дизайнера Аси Сченснович
А если чертить не по ГОСТу — это хуже?
ГОСТ — не панацея, возражают многие дизайнеры. Стандартные ГОСТовские чертежи не позволяют визуализировать все моменты интерьера в деталях. Так, почти все дизайнеры стремятся чертить цветные развертки — они нагляднее для заказчика и во многом удобнее для строителей (особенно если проект передается в распечатанном виде).
Кроме того, есть условные ГОСТовские обозначения, которые малопонятны для клиентов (если те не имеют профильного образования). Например, это касается выключателей: по ГОСТУ они обозначаются как «кружки с закорючками». Дизайнерам чаще всего проще нарисовать эти выключатели не по ГОСТ, чем успокаивать клиентов и объяснять, что означают эти графические символы.
А если чертить не по ГОСТу — это хуже?
ГОСТ — не панацея, возражают многие дизайнеры. Стандартные ГОСТовские чертежи не позволяют визуализировать все моменты интерьера в деталях. Так, почти все дизайнеры стремятся чертить цветные развертки — они нагляднее для заказчика и во многом удобнее для строителей (особенно если проект передается в распечатанном виде).
Кроме того, есть условные ГОСТовские обозначения, которые малопонятны для клиентов (если те не имеют профильного образования). Например, это касается выключателей: по ГОСТУ они обозначаются как «кружки с закорючками». Дизайнерам чаще всего проще нарисовать эти выключатели не по ГОСТ, чем успокаивать клиентов и объяснять, что означают эти графические символы.
Пример классического изображения выключателей на плане. Такие схемы легко читать электрикам, это их «язык». Ниже — чертежи, где выключатели и розетки нарисованы похожими на реальные.
Ксения Моспан, руководитель студии дизайна и комплектации: «Уже несколько лет мы делаем план выключателей и розеток как раз НЕ по ГОСТ. Потому что клиенты почти никогда не разбираются в этих кругах и закорючках. А когда мы отправляем им на согласование, эти планы у них вызывают панику. И потом они задают миллион вопросов по ходу всего проекта именно про розетки и выключатели. Поэтому мы стали рисовать их понятными значками: розетки — “свинки”, клавиши — квадратики и прямоугольники. К свету подписываем группы. Так гораздо удобнее пользователям».
Ася Сченснович, дизайнер: «У меня очень подробные развертки, подробные чертежи, — так мало кто чертит, масса пояснений. По чертежам строители видят, что работает профессионал, который уважает их труд. Плюс чертежи цветные. Я давно не черчу по ГОСТам, я черчу так, чтобы было понятно».
Элла Васильева, дизайнер и инженер-строитель по образованию: «Сейчас заказчиков и обычных гипсокартонщиков разбаловали так, что они уже по обычным чертежам ничего не понимают. Все хотят визуализацию. А вот конструкторы еще не все перешли с “Автокада”, например, на “Ревит”. Поэтому чертежи разделов КМ, КЖ заискрились сейчас изометриями и визуализациями в добавок к обычным чертежам. Правда, спецификации не имеют гостовского вида, зато максимально подробны».
Элла Васильева, дизайнер и инженер-строитель по образованию: «Сейчас заказчиков и обычных гипсокартонщиков разбаловали так, что они уже по обычным чертежам ничего не понимают. Все хотят визуализацию. А вот конструкторы еще не все перешли с “Автокада”, например, на “Ревит”. Поэтому чертежи разделов КМ, КЖ заискрились сейчас изометриями и визуализациями в добавок к обычным чертежам. Правда, спецификации не имеют гостовского вида, зато максимально подробны».
Пример разверток в черно-белых линиях от бюро D&T architects
Пример цветных разверток, которые делает дизайнер Ася Сченснович
Иван Сельвинский, архитектор: «Вообще, у каждой компании вырабатывается свой стиль в разработке чертежей. Это выражается и в графике, и в детализации, и в приемах оформления и оптимизации. Вряд ли это является какой-то отличительной особенностью, но работая над рядом крупных проектов, мы поняли, что необходимо вводить сквозную маркировку любого материала и оборудования в проект. Это такие внутренние артикулы (маркеры), по которым потом удобно работать с материалами. На чертежах мы оставляем описательную часть, а в спецификации расписываем уже название фабрик и моделей. Если вдруг позиция позже меняется, нам не нужно править листы проекта — мы просто меняем содержимое строчки с нужным шифром в Excel».
Команда D&T architects: «Не всегда есть шаблоны / форматы или обозначения для разработки документации по строительным и отделочным интерьерным работам. Некоторые обозначения мы вынуждены самостоятельно вводить под наши задачи. Что-то приходится вводить по просьбе самих строителей для наглядности и удобочтения чертежей. И, конечно, все 3D проекции и схемы, цветные изображения мы вводим исключительно поэтому, хотя по ГОСТ они не требуется и вообще никак не описываются».
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Среди наших читателей много профессионалов, расскажите, как вы думаете: лучше черно-белые гостовские чертежи или преимущество у цветной документации? Дополните нашу статью, поделившись своим мнением в комментариях — всем будет полезно и интересно!
Команда D&T architects: «Не всегда есть шаблоны / форматы или обозначения для разработки документации по строительным и отделочным интерьерным работам. Некоторые обозначения мы вынуждены самостоятельно вводить под наши задачи. Что-то приходится вводить по просьбе самих строителей для наглядности и удобочтения чертежей. И, конечно, все 3D проекции и схемы, цветные изображения мы вводим исключительно поэтому, хотя по ГОСТ они не требуется и вообще никак не описываются».
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Среди наших читателей много профессионалов, расскажите, как вы думаете: лучше черно-белые гостовские чертежи или преимущество у цветной документации? Дополните нашу статью, поделившись своим мнением в комментариях — всем будет полезно и интересно!
ГОСТа именно с «дизайнерской» спецификацией нет. Именно поэтому многие дизайнерские компании варьируют состав дизайн-проекта в зависимости от пакета услуг.