Мир дизайна: Восстановленный космический дом 1960-х
Экскурсия назад в 1960-е годы и редкая возможность заглянуть в оригинальный дом будущего
Victoria Harrison
13 июня, 2016
«Я увидел дом “Футуро” впервые, когда мне было три года», — вспоминает лондонский художник Крейг Барнс. Все детство Крейг часто ездил в Южную Африку, где располагался один из космических домов. Каждый раз, приезжая в этом место с семьей, Крейг хотел посетить дом «Футуро». Вернувшись в Африку многие годы спустя, художник понял, что может реализовать свою детскую мечту, купив дом. Так начались долгие реставрационные работы.
О проекте
Место: Сейчас дом стоит на крыше колледжа Святого Мартина в Лондоне
Год: Дом «Футуро» построен в 1960-х годах, во второй половине 2010-х его стал реставрировать художник Крейг Барнс
Размер: Одна спальня, одна ванная и шесть откидных сидений
Кто здесь живет: Дом открыт для посещений широкой публике, владеет домом художник Крейг Барнс
Дом «Футуро» был спроектирован в 1960-е годы финским архитектором Матти Сууроненом в качестве летнего дома, который легко собрать. Его вид и современные формы отражали оптимизм и тягу к экспериментам, что было характерно для той эпохи, поэтому такие дома построили по всему миру. Однако вскоре «Футуро» вышли из моды, и многие оригинальные дома были заброшены. Крейг нашел свой экземпляр в печальном состоянии: рассыпающимся и требующим срочного ремонта. К счастью, художнику удалось справиться с задачей, которую он перед собой поставил, и вернуть былую славу этому выдающемуся экземпляру архитектуры 1960-х годов.
«По природе я люблю собирать вещи, — говорит Крейг. — Мне нравится находить разные объекты во время поездок». Он признает, что решение купить дом и попытка привезти его в Лондон — особый случай, который предвосходит все его предыдущие приключения. «В чемодан его запихнуть не удалось!» — смеется художник.
Место: Сейчас дом стоит на крыше колледжа Святого Мартина в Лондоне
Год: Дом «Футуро» построен в 1960-х годах, во второй половине 2010-х его стал реставрировать художник Крейг Барнс
Размер: Одна спальня, одна ванная и шесть откидных сидений
Кто здесь живет: Дом открыт для посещений широкой публике, владеет домом художник Крейг Барнс
Дом «Футуро» был спроектирован в 1960-е годы финским архитектором Матти Сууроненом в качестве летнего дома, который легко собрать. Его вид и современные формы отражали оптимизм и тягу к экспериментам, что было характерно для той эпохи, поэтому такие дома построили по всему миру. Однако вскоре «Футуро» вышли из моды, и многие оригинальные дома были заброшены. Крейг нашел свой экземпляр в печальном состоянии: рассыпающимся и требующим срочного ремонта. К счастью, художнику удалось справиться с задачей, которую он перед собой поставил, и вернуть былую славу этому выдающемуся экземпляру архитектуры 1960-х годов.
«По природе я люблю собирать вещи, — говорит Крейг. — Мне нравится находить разные объекты во время поездок». Он признает, что решение купить дом и попытка привезти его в Лондон — особый случай, который предвосходит все его предыдущие приключения. «В чемодан его запихнуть не удалось!» — смеется художник.
«Футуро» задумывался как мобильный дом для летних или зимних каникул. Дизайн предполагал, что его можно легко разобрать и собрать на склоне или любой другой неудобной поверхности. «Он воплотил в себе весь оптимизм той эпохи», — говорит Альберт Хилл, директор The Modern House и агент по недвижимости, работающий только с современной архитектурой. Такой дом должен был стоить недорого и быть легким, поэтому основной материал, использованный в его конструкции, — полиэстер, который был в новинку в то время.
«Футуро» был выпущен в продажу в 1969 году, на той же неделе, когда Нил Армстронг ступил на Луну. «Популярность дома была основана на эйфории от всего, что связано с космосом, — рассказывает Дэвид Уолкер, сотрудник сайта WowHaus, где представлены образцы интересной архитектуры. — Это был ваш собственный космический корабль, и даже сегодня он выглядит так, как все мы представляем себе корабли инопланетян».
«Футуро» был выпущен в продажу в 1969 году, на той же неделе, когда Нил Армстронг ступил на Луну. «Популярность дома была основана на эйфории от всего, что связано с космосом, — рассказывает Дэвид Уолкер, сотрудник сайта WowHaus, где представлены образцы интересной архитектуры. — Это был ваш собственный космический корабль, и даже сегодня он выглядит так, как все мы представляем себе корабли инопланетян».
Однако несмотря на широкую огласку (один дом даже спустили по Темзе в 1968 году для выставки), «Футуро» стал коммерческим провалом. Было собрано менее 100 домов, и, несмотря на то, что они стали культовыми объектами для коллекционеров, многие были заброшены, так как времена менялись, а вместе с ними и мода.
Хотя многие винят нефтяной кризис 1970-х годов, из-за которого взлетели цены на пластмассу, другие считают, что причиной провала стала круглая форма дома, с которой многие просто не могли мириться. «Представьте себе, что вам нужно вместить современную мебель и вещи в «Футуро», и вам сразу же станет ясна проблема, — говорит Дэвид. — Идея отличная, но пространство для жизни не самое удобное».
Именно поэтому дом достался Крейгу в таком плачевном состоянии. «Прежде чем я купил дом, он сменил нескольких хозяев, — рассказывает художник. — Его использовали в качестве дома, но он пришел в упадок. Входная дверь отвалилась, и ее выкинули, а внутренняя отделка просто осыпалась». Крейгу удалось убедить предыдущего хозяина дома продать постройку. Затем стал вопрос о том, как отправить его в Англию.
Хотя многие винят нефтяной кризис 1970-х годов, из-за которого взлетели цены на пластмассу, другие считают, что причиной провала стала круглая форма дома, с которой многие просто не могли мириться. «Представьте себе, что вам нужно вместить современную мебель и вещи в «Футуро», и вам сразу же станет ясна проблема, — говорит Дэвид. — Идея отличная, но пространство для жизни не самое удобное».
Именно поэтому дом достался Крейгу в таком плачевном состоянии. «Прежде чем я купил дом, он сменил нескольких хозяев, — рассказывает художник. — Его использовали в качестве дома, но он пришел в упадок. Входная дверь отвалилась, и ее выкинули, а внутренняя отделка просто осыпалась». Крейгу удалось убедить предыдущего хозяина дома продать постройку. Затем стал вопрос о том, как отправить его в Англию.
Крейг бережно разобрал дом, пронумеровав каждую часть, упаковал и отправил в Великобританию. «Мы думали, что он войдет в один контейнер, — говорит Крейг, — но дом оказался слишком большим, поэтому нам пришлось кое-как уместить его и перевязать веревками — всеми веревками, которые мы смогли найти в городе».
К счастью, спустя два месяца, в течение которых дом путешествовал по морю, он в целости и сохранности был доставлен в Великобританию, где простоял на складе в течение еще шести месяцев. В конце 2013 года Крейг перевез его в амбар в Хэртфордшире и начал медленный процесс реставрации. Художник жил в то время в Лондоне и регулярно совершал наезды в Хэртфордшир, чтобы работать над «Футуро».
К счастью, спустя два месяца, в течение которых дом путешествовал по морю, он в целости и сохранности был доставлен в Великобританию, где простоял на складе в течение еще шести месяцев. В конце 2013 года Крейг перевез его в амбар в Хэртфордшире и начал медленный процесс реставрации. Художник жил в то время в Лондоне и регулярно совершал наезды в Хэртфордшир, чтобы работать над «Футуро».
Крейг хотел хорошо подготовиться, и поэтому отправился в Финляндию, чтобы встретиться с Марко Хоумом, автором единственной книге об истории дома, «Футуро: дом будущего из прошлого».
Марко, которого считают ведущим экспертом в этой области, впервые заинтересовался домами «Футуро» в 1995 году. «В то время эти космические дома почти полностью забыли, и они не были представлены в книгах об архитектуре или дизайне», — рассказывает Марко. Поэтому вместе с режиссером Мика Таанила ему пришлось рассказать историю дома с самого начала: «Мы взяли интервью у Матти Сууронена и других людей, которые были связаны с проектированием и строительством дома и бережно собрали всю информацию о “Футуро”, которую смогли найти».
«В “Футуро” меня больше всего завораживает то, что несмотря на коммерческий провал, он прошел испытание временем и получил вторую жизнь в качестве иконы космической архитектуры и дизайна второй половины 1960-х, а также стал арт-объектом».
Марко, которого считают ведущим экспертом в этой области, впервые заинтересовался домами «Футуро» в 1995 году. «В то время эти космические дома почти полностью забыли, и они не были представлены в книгах об архитектуре или дизайне», — рассказывает Марко. Поэтому вместе с режиссером Мика Таанила ему пришлось рассказать историю дома с самого начала: «Мы взяли интервью у Матти Сууронена и других людей, которые были связаны с проектированием и строительством дома и бережно собрали всю информацию о “Футуро”, которую смогли найти».
«В “Футуро” меня больше всего завораживает то, что несмотря на коммерческий провал, он прошел испытание временем и получил вторую жизнь в качестве иконы космической архитектуры и дизайна второй половины 1960-х, а также стал арт-объектом».
Вернувшись в Великобританию, Крейг начал тяжелый труд по отшлифовке всех внешних панелей. Чтобы не пропустить ни одного пришедшего в негодность кусочка, он работал над каждой панелью по очереди, готовя их к покраске в оригинальный бирюзовый цвет.
«Я хотел восстановить оригинальный финский дизайн дома, — говорит художник. — Я верю в соблюдение целостности каждого объекта и не являюсь сторонником использования более модных и новых материалов. Это не значит, что в будущем мне не захочется что-то поменять во внешнем дизайне, но я стремился вернуть дом к первоначальному виду, а не полностью изменить его».
«Я хотел восстановить оригинальный финский дизайн дома, — говорит художник. — Я верю в соблюдение целостности каждого объекта и не являюсь сторонником использования более модных и новых материалов. Это не значит, что в будущем мне не захочется что-то поменять во внешнем дизайне, но я стремился вернуть дом к первоначальному виду, а не полностью изменить его».
Интерьер также находился в довольно плачевном состоянии. К счастью, небольшая часть сидений осталась нетронутой, поэтому Крейгу удалось сделать слепки и воссоздать сидения в первоначальном виде.
Ему также удалось сохранить одно из окон в форме эллипса, которое он использовал в качестве примера, чтобы восстановить остальные.
Так как входную дверь выкинули, то Крейгу пришлось заказать новую. «Такой объект не так-то просто заказать в мастерской», — говорит художник. Владелец другого дома «Футуро» сделал слепок со своей двери, что позволило восстановить дверь экземпляра Крейга. Кроме того, художнику пришлось сделать новые ступеньки.
Крейг воссоздал укромную двойную кровать, которую установил в углу дома. Во многих дома «Футуро» это пространство было бы отгорожено, чтобы создать отдельную спальню.
Когда Крейг купил дом, то в одном углу располагалась крошечная кухня, которую он частично восстановил. Пока что она не оборудована, но это может измениться со временем.
Остальной интерьер дома художник сознательно решил оставить минималистичным. «Я хотел, чтобы на первом плане была архитектура, — говорит художник. — Мне кажется, что из-за безделушек дом потеряет свою целостность, как пространство».
Дверь ведет из основного жилого и спального пространства дома на «крыльцо», рядом с которым находится ванная.
Дверь ведет из основного жилого и спального пространства дома на «крыльцо», рядом с которым находится ванная.
Слева от входной двери приютилось небольшое отдельное пространство для ванной. Так было и в первоначальном дизайне дома. У многих домов были души, туалеты и небольшие ванны.
Работа над домом продолжалась в размеренном режиме, пока, как это часто и бывает, не подошел крайний срок и ритм серьезно ускорился. Крайний срок был связан с уникальной возможностью показать «Футуро» в лондонской галерее, поэтому работа требовалась основательная.
В октябре 2014 года, десять месяцев спустя начала работ, отреставрированный дом транспортировали в Лондон на выставку в галерее Matt’s Gallery в восточной части города. Одного взгляда на блестящий дом во всей его славе было достаточно, чтобы понять привлекательность такой эксцентричной архитектуры. «Это такие чудесные вещицы, что просто невозможно не улыбнуться», — говорит Альберт.
Именно благодаря таким энтузиастам, как Крейг, экземпляры похожих домов все еще можно найти. «Его вполне можно назвать куском мусора из прошлого, но у него есть несколько преданных почитателей», — говорит Дэвид.
Именно благодаря таким энтузиастам, как Крейг, экземпляры похожих домов все еще можно найти. «Его вполне можно назвать куском мусора из прошлого, но у него есть несколько преданных почитателей», — говорит Дэвид.
Спустя несколько месяцев «Футуро» переместился на крышу лондонского колледжа Святого Мартина. Он открыт для посещения один раз в месяц. Кроме того, его можно снять.
Каково будущее «Футуро»? Крейгу хотелось бы найти для него постоянное место, но сейчас он считает, что использовать такие дома в качестве общественного пространства очень важно.
«Как в случае и с любым другим произведением искусства, нужно, чтобы люди могли соприкасаться с “Футуро”, чтобы дом стал успешным и нужным. — говорит Крейг. — В идеальном мире я вижу его в качестве перемещающегося в пространстве корабля, у которое есть разные функции. Это важное с архитектурной точки зрения произведение, и мне хочется, чтобы его могли увидеть и другие».
Марко придерживается того же мнения. «Футуро» прекрасно отражает дух утопической архитектуры 1960-х годов, которая ставила под сомнение существующие практики. Ее наследие необходимо хранить в качестве напоминания о тяге к экспериментам той эпохи, а также по многим другим причинам».
«Как в случае и с любым другим произведением искусства, нужно, чтобы люди могли соприкасаться с “Футуро”, чтобы дом стал успешным и нужным. — говорит Крейг. — В идеальном мире я вижу его в качестве перемещающегося в пространстве корабля, у которое есть разные функции. Это важное с архитектурной точки зрения произведение, и мне хочется, чтобы его могли увидеть и другие».
Марко придерживается того же мнения. «Футуро» прекрасно отражает дух утопической архитектуры 1960-х годов, которая ставила под сомнение существующие практики. Ее наследие необходимо хранить в качестве напоминания о тяге к экспериментам той эпохи, а также по многим другим причинам».
Личные задачи? «Было бы здорово проехаться по всему миру и посмотреть другие дома “Футуро”, которые сохранились,» — смеется Крейг.
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Что вы думаете об этом культовом доме? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев ниже.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Houzz в мире | Мир дизайна | США и Канада | Австралия | Япония | Северная Европа | Британия | Франция | Германия | Италия | Испания | Другие страны
РАССКАЖИТЕ НАМ…
Что вы думаете об этом культовом доме? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев ниже.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ…
Houzz в мире | Мир дизайна | США и Канада | Австралия | Япония | Северная Европа | Британия | Франция | Германия | Италия | Испания | Другие страны
Похожие статьи
30-40 кв.м
Houzz тур: 31 кв.м — квартира с «гнездом» для кота
Автор: Bea González
Во время локдауна хозяйка квартиры поняла, что это не тот интерьер в котором ей хочется состариться. И затеяла ремонт
Читать
США
Houzz США: Хижина в лесу Южной Каролины
Автор: Becky Harris
Вдохновением для этого проекта послужили детские «домике на дереве»
Читать
Кухня недели
Кухня недели: Остров — из глыбы мрамора в маленькой квартире
Автор: Catherine Hug
Хозяева обратились к дизайнерам за реконструкцией только одного помещения
Читать
►Заказали на Houzz
Houzz Германия: 101 метр ткани — на пошив штор в доме
Автор: Catherine Hug
Смотрим, куда ушло столько материала и сколько это стоило
Читать
До и после
До и после: Кухня с деревом посреди острова
Автор: Bea González
Дом был в хорошем состоянии, но на прежней кухне хозяевам было неудобно
Читать
Индия
Houzz Индия: Большой дом в тропическом стиле
Автор: Rashmi Haralalka
Фонтаны бьют прямо посреди гостиной, а из каждой спальни — собственный выход в сад
Читать
Houzz-туры (новые проекты)
Houzz Новая Зеландия: невероятный дом в чистом поле
Автор: Georgia Madden
Посмотрите, как выглядит идиллическая глушь на другом конце планеты
Читать
До и после
До и после: Сад c уклоном для хозяйки на коляске
Автор: Kate Burt
Планировка почти не изменилась, но какой эффект от обновления!
Читать
Houzz-туры (новые проекты)
Houzz Испания: Квартира, где все покосилось
Автор: Paco Casas
Одна архитектурная деталь полностью изменила восприятие кухни
Читать
Houzz-туры (новые проекты)
Houzz Испания: Деликатное расширение столетней крепости
Автор: Núria Moreras
Прорубить пещеру (!) внутри горы, чтобы сделать столовую? — Да! Смотрите сами
Читать
Прикольный какой дом! Какой же он путь проделал!!! Как сам дом, так и сам художник! Браво!
Оооооооооооооооооооооо!!!!!!!!класс!!!!!!!!!!!!хочу тоже такой домик!!!!!!!!!!!!!
В Домбае тарелка переехала ...